Территориальные, прилегающие,
|
Страна |
Площадь ИЭС и ТВ, |
США | 11 351 |
Франция | 11 035 |
Австралия | 8 148 |
Россия | 7 566 |
Канада | 5 599* |
Япония | 4 479 |
Новая Зеландия | 4 084 |
Великобритания | 3 974 |
Бразилия | 3 661 |
Чили | 2 018 |
Португалия | 1 727 |
Индия | 1 642 |
Мадагаскар | 1 225 |
Аргентина | 1 159 |
Китай | 877 |
* Почти половина этой площади приходится на обширные территориальные воды Канады. Исключительная экономическая зона Канады без территориальных вод составляет 2756 тыс. км2.
Особо оговариваются зоны континентального шельфа. Женевская конференция 1958 г. определила, что к шельфу относятся и подводные хребты, являющиеся продолжением континентальной суши. 76-я статья Конвенции 1982 г. указывает, что граница шельфа не может проходить дальше 350 миль (ок. 650 км) от границ внутреннего моря. В настоящее время вопрос о том, в какой мере дно Северного Ледовитого океана может рассматриваться как континентальный шельф, приобрел особое значение для России. Ученые получили политический заказ доказать, что хребет Ломоносова (идет от Новосибирских островов в сторону Северного полюса между 140° и 150° в.д.), а также поднятие Менделеева (идет от острова Врангеля к центру Северного Ледовитого океана) являются продолжениями российского континентального шельфа. Если этот тезис удастся обосновать на международном уровне, это существенно расширит права России в Северном Ледовитом океане в рамках Конвенции. Для правящего режима в стране это вопрос престижа, ведь ратифицировав Конвенцию в 1997 г. (при этом, как это принято, не особенно думая о национальных интересах), государство потеряло юридические основания контроля над гигантской частью арктического сектора (иными словами, отдало всем желающим то, что принадлежало нашему народу). Доказать теперь, что отданное — это наше, и тем самым восстановить некоторые права над утраченным — для правящего режима значит несколько реабилитироваться в общественном мнении. Подробнее о ситуации с арктическим сектором России см.: «География», № 1/2007, с. 5–7.
Современный период отличается жестким законодательством и жесткой практикой многих государств, охраняющих естественные богатства, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Еще более строго государства подходят к защите богатств в территориальном море. Примеры — действия норвежцев в отношении российских рыболовных судов, российских пограничников на Дальнем Востоке в отношении японцев. Защитить морские богатства России призваны федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» 1998 г., «Об исключительной экономической зоне» 1998 г., «О континентальном шельфе» 1995 г., «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. Они предусматривают арест судов любого флага за незаконный лов и иной промысел.
Трасса строящегося Северо-Европейского газопровода
(Нордстрим — Северный поток; обозначена жирной линией) проходит через исключительные экономические зоны нескольких Балтийских стран (границы зон даны тонкими линиями)
Открытое водное пространство относится к океаническим и морским территориям вне национальных юрисдикций. Все страны, включая те, которые не имеют собственного выхода к морю, имеют право навигации в открытых водах. Вместе с тем существуют некоторые правила в области защиты морской жизни и предотвращения загрязнения морской среды. Все гражданские и военные воздушные транспортные средства также имеют право свободного перелета через открытые водные пространства. Все страны мира имеют право заниматься рыболовством в открытых водах, но должны также придерживаться своих обязательств по международным соглашениям. Любая страна мира имеет право на строительство трубопроводов и кабельных трасс по дну океана, а также на проведение научно-исследовательской деятельности в открытых водах, если данная деятельность имеет мирные цели и не препятствует международной морской навигации.
Проведение научно-исследовательских работ на море является еще одной областью, регулируемой Конвенцией. Западные страны выступали за свободу проведения исследовательской деятельности с условием, что страны-исследователи будут обязаны уведомлять о цели своих исследований. Развивающиеся страны, напротив, выступали за такую систему, которая подразумевала бы получение формального разрешения у стран, в исключительных экономических зонах которых должны проводиться исследования. К недовольству большинства развитых стран, Конвенция фактически защитила позицию развивающихся стран: для проведения научно-исследовательской деятельности в исключительных экономических зонах государств необходимо получать официальные разрешения. Тем не менее после получения запроса о проведении исследовательской работы в ее акваториях страны не имеют права безосновательно откладывать свой ответ, а в случае отказа обязаны аргументировать его. Для получения разрешения любые исследовательские работы должны носить исключительно мирный характер.
Крайне болезненным оказался вопрос о добыче минеральных ресурсов с морского дна. Поиск ответа на простой вопрос: «Кто имеет право разработки морского дна с целью извлечения ресурсов?» — занял много времени. Одна группа государств (в основном, индустриально развитых) настаивала, что данной деятельностью имеют право заниматься те страны, которые имеют для этого необходимые технические и экономические средства. Другая группа (прежде всего, развивающиеся страны) призывала к созданию международного режима, который следил бы за тем, чтобы часть доходов, полученных от добычи ресурсов с морского дна, распределялась между наиболее нуждающимися странами. Согласно Конвенции, ресурсы, лежащие на дне открытого океана, являются достоянием всего человечества и ни одна страна не может претендовать на владение ими или какой-либо их частью. Страны Запада усмотрели в вышеуказанном принципе проявление идеологии социализма и не спешили присоединяться к соглашению. В 1990 г. генеральный секретарь ООН начал серию консультаций с заинтересованными странами относительно возможных изменений в конвенции, что, спустя четыре года, привело к подписанию соглашения, которое стало составной частью Конвенции по морскому праву. Индустриально развитые страны получили возможность блокировать принятие любого неугодного им решения, а корпорации, занимающиеся добычей минералов на морском дне, получили ряд финансовых послаблений.
Схема деления морской акватории на зоны, согласно Конвенции 1982 г.
(масштаб не соблюден):
1 — внутренние воды;
2 — территориальные воды (до 12 морских миль от берега);
3 — прилежащие воды (до 24 миль);
4 — исключительная экономическая зона (до 200 миль);
5 — континентальный шельф (не более 350 миль или не более 100 миль от отметки глубин в 2500 м);
6 — открытое море (открытое водное пространство).
В рамках Конвенции впервые в истории международного права создан механизм мирного разрешения споров между государствами по поводу морской деятель ности. Особое место среди предусматриваемых процедур занимает Международный трибунал ООН по морскому праву. Местопребыванием Трибунала является город Гамбург (Германия). Трибунал состоит из 21 члена, «избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права».
По материалам:
А.Л. КОЛОДКИНА//
Конвенция ООН
по морскому праву 1982 года;
Международно-правовые
вопросы освоения Арктики//
Известия;
Международное
информационное агентство Washington ProFile;
Wikipedia