Дети, откройте учебник.
А теперь — закройте поскорее…
Л.Е. ПЕРЛОВ
учитель географии
лицея «Воробьевы горы»,
Юго-Западный адм. округ г. Москвы
Вот
замечательный школьный учебник географии.
Фактический материал в нем современен,
иллюстрации информативны и не отвлекают от
основного текста. Методический аппарат отлично
проработан, вопросы и задания не шаблонны и
заставляют, точнее, даже побуждают ученика
ответить и выполнить. Но самое главное —
учебник этот не только хорошо продуман и написан,
но и аккуратно, в высшей степени грамотно
исполнен. То есть фактических и
орфографических ошибок в нем нет, картинки
помещены там, где им и следует быть, они снабжены
соответствующими их содержанию подписями.
В общем — мечта учителя и ученика.
Кто-нибудь из коллег может привести пример
такого учебника? Я, например, не могу: мечта —
она и есть мечта. Пока у нас есть другие, о которых
в лучшем случае в экспертных заключениях пишут:
«В целом соответствует…» Постараюсь
хотя бы частично раскрыть содержание этого «в
целом».
Итак, речь пойдет о качестве подготовки ныне
действующих и новых, еще не получивших массового
распространения школьных учебниках географии.
Очень сложно подобрать адекватный и при этом
всеобъемлющий термин для их характеристики.
У меня сложилось впечатление, что наиболее
подходящим вариантом будет «небрежность».
Небрежность со стороны авторов в части
формулировок основного текста, вопросов и
заданий. Не меньшая, если не бо'льшая,
небрежность редакторов и корректоров при
подготовке издания. И, наконец, коллективная
небрежность тех, других и третьих при проверке
оригинал-макета учебника, предшествующей его
тиражированию.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько
примеров из ныне действующих пособий. Очень
многие учителя, скажем так, не без настоятельной
рекомендации со стороны методических и
административно-управленческих служб работают с
учебником для 8-го
и 9-го классов «География России», написанным
коллективом авторов под редакцией В.П. Дронова.
Последнее его издание (6-е, стереотипное) вышло в
2006 г., издательство «Дрофа». Казалось бы, в
шестом издании все, что требовало корректировки,
уже давно должно было быть исправлено. Тем не
менее сделано это не было. Так, если верить
учебнику (8-й класс), Россия, несмотря на
депопуляцию, так и остается на седьмом месте в
мире по численности населения (с. 8). Буквально
через четыре страницы новое «откровение»,
цитирую: «На востоке Россия заканчивается мысом
Дежнева, который находится в Западном
полушарии с координатами 160°40' з. д. и
65°30' с. ш. (здесь и далее выделения в цитатах мои. —
Л. П.). Таким образом, мыс Дежнева «переехал»
на девять градусов к востоку и пребывает где-то в
заливе Коцебу (Аляска).
По иллюстрации к § 3 (рис. 5, «Большое водное
кольцо Европы») детям предлагается выполнить
задание: «Определите важнейшие порты, которые
после распада СССР остались за пределами
России». Но на предлагаемой на той же
странице картосхеме не обозначены не только
порты, которые требуется определить, но и
названия стран. А иллюстрацией к § 28
(«Почвенные ресурсы России») почему-то является
картосхема «Мелиорация» (рис. 50,
с. 134). Подпись под картосхемой гласит: «Почвы и
почвенные ресурсы». Интересно, что эта самая
«Мелиорация» с точки зрения издательства вообще
является, видимо, универсальной картинкой.
Во всяком случае, она же помещена в учебнике
для 8-го класса И.И. Бариновой выпуска 2004 г. с
подписью «Новейшие тектонические движения» (рис.
17, с. 46).
А как прикажете понимать такую вот фразу
(цитирую): «Наибольшее число высотных поясов
можно наблюдать в горах, расположенных в
тропиках, наименьшее — в горах такой же
высоты, как в районе Полярного круга»?
Имелось в виду, наверное, «… расположенных в
районе Полярного круга». Но об этом учителю и,
что еще важнее, ученикам придется догадываться.
Учебник и шарада — все-таки очень разные жанры!
Аналогичные проблемы возникают и с разделом
учебника, посвященным географии населения
России. Например, процессы рождаемости и
смертности, если верить подписи под
иллюстрацией, являются составными элементами «механического
прироста населения» (рис. 62, с. 187). Весь раздел
«Хозяйство России», изучаемый в 8-м классе,
требует работы с атласом для 9-го класса, что с
методической точки зрения весьма неудобно.
Примерно такого же характера замечания
можно привести и по второй части курса, учебнику
для 9-го класса. Трубопроводы, например, в
Центральной России «имеют радиально-кольцевую
структуру». В высотной поясности Южного Урала
нижний пояс представлен некоей «горной
местностью». А текст § 47 («Западная Сибирь»)
почему-то проиллюстрирован картосхемой
«Нефтяные и газовые месторождения
Тимано-Печорского района» (рис. 62, с. 203).
Возможно, меня упрекнут в том, что цепляюсь к
мелочам. Да, цепляюсь. А вот насчет того, что
это мелочи, — извините, не соглашусь. То, что
представляется мелочью с точки зрения авторов
или, тем более, издательства, превращается в
проблему в процессе работы с детьми.
И проблему немалую.
Конечно, нет безвыходных ситуаций, ошибки и
неточности в учебнике можно методически
«обыграть». Скажем, предложить детям в качестве
задания обнаружить и исправить ошибку в тексте
учебника или в иллюстрации. Но, к сожалению, не
каждый учитель, во-первых, заметит ошибку, а
во-вторых, даст себе труд принять
соответствующие меры для того, чтобы ошибка была
отмечена и исправлена. И вообще, понятия
«школьный учебник» и «ошибка», по-моему, как-то не
совмещаются. Тем более что речь в данном
случае не идет ни о содержании курса, ни о его
методическом построении. И то и другое может
обсуждаться, с точкой зрения авторов можно
соглашаться или спорить. Но не могут же быть
предметом спора небрежность исполнения,
перепутанные иллюстрации или, скажем, не
выловленные в тексте на стадии корректуры
орфографические ошибки! Тем более что процесс
подготовки и издания пособия в той же «Дрофе»,
насколько мне известно из личного опыта,
занимает в лучшем случае около года. Вполне
достаточное время для обнаружения и исправления
любых недочетов.
Возможно, у кого-то возникнет впечатление, что
мой упрек в небрежности касается конкретного
издательства и определенного коллектива
авторов. К сожалению, это не так. Более того,
насколько я могу судить, от коллектива авторов и
издательства качество совершенно не зависит. Вот
пример — несколько избранных мест из учебника
для 7-го класса, который готовится в настоящее
время к выпуску. Там говорится так: «Север и
северо-восток Африки объединяет Средиземное
море». А про Южную Америку там сказано, что
основная особенность материка — «мощный
горный пояс по западной оконечности материка». Там же
Индия оказалась в области тропического
муссонного климата, а поверхность полуострова
Декан покрыта вулканической лавой (при
полном отсутствии вулканов). Уже не говоря о том,
что в учебнике упоминается страна Кампучия, а в
Южной Америке, по мнению авторов, проживает
загадочный зверь «пекарь».
В другом учебнике для 7-го класса, также
выходящем в этом году, но в другом издательстве,
детей информируют о том, что морские обитатели
строят свои скелеты из растворенного в воде углекислого
газа, ныне вымершая Стеллерова корова
относилась к ластоногим (а не к сиренам), а
морская выдра калан именуется морским бобром (и,
следовательно, является грызуном, а не хищником).
Числовые данные, приводимые в этих новых,
только готовящихся к изданию учебниках, давно
устарели. Население Бразилии, скажем, давно
превысило 185 млн человек, а в учебнике все еще
указывается 173 млн — данные примерно
десятилетней давности.
В самом скором времени эти учебники придут на
смену ныне действующим. И что же прикажете с
ними делать учителю? А если допустить на
минуту, что квалификация и опыт учителя
недостаточны для того, чтобы эти ошибки выявить и
своевременно (притом грамотно, без ущерба для
авторитета книги) исправить? В конце концов,
подобные «мелочи» могут восприниматься и как
элементарное отсутствие уважения к тем, кто
учебниками пользуется, со стороны тех, кто их
пишет и выпускает.
Впрочем, новые учебники, конечно, тема для
отдельного разговора. В частности и о том,
насколько они новые. Пока, во всяком случае, все
это сильно напоминает попытки евроремонта в
обветшавшем здании.
Прошу понять меня правильно, в том, что написано
выше, нет личных мотивов. Я с большим уважением
отношусь к авторам процитированных пособий, это
настоящие специалисты. И мне не доставляет
никакого удовольствия говорить о небрежности в
их работе. Тем более что в значительной
степени этот упрек следует адресовать не
авторам, а издателям. Только ведь учи'теля, как,
впрочем, и ученика, совершенно не интересуют
такие вещи, как сроки подготовки или окупаемости
учебника. Или, скажем, технологические проблемы,
связанные с внесением поправок при переиздании.
Или даже экономические соображения, по
которым это не делается. Между прочим, нашли же
возможность убрать из учебника В.П. Дронова и В.Я. Рома
«География России. Население и хозяйство»
упоминание о ЮКОСе, сразу же, как только
возникла такая необходимость…
Я понимаю, что для издательства главное в
сегодняшних условиях — тиражи и прибыль.
Но разве для коммерческой организации,
каковыми являются в настоящее время и «Дрофа», и
«Просвещение», такая вещь, как деловая репутация,
уже совсем не имеет значения? В этом случае,
может быть, о своей профессиональной репутации
задумаются авторы учебников — люди, в
большинстве своем удостоенные высоких званий и
известные в профессиональном сообществе.
Как правило, учитель не станет разбираться,
кто именно допустил ошибку, автор или издатель,
да и нет у него такой возможности.
И необходимости тоже нет.
Я бы порекомендовал тем, от кого зависит
качество школьных учебников, не относиться с
пренебрежением к главным пользователям их
продукции — учителям. Среди школьных учителей
достаточно много грамотных людей, способных
отличить добросовестную работу от халтуры. И,
судя по публикациям в той же «Географии»,
считающих необходимым и своевременным высказать
свое нелицеприятное мнение на этот счет. |