О компьютерах на уроке географииХОД ГОЛОСОВАНИЯ «География» предложила читателям высказать свое отношение к утверждению: «Качество образования, которое дает учитель географии, не зависит от того, использует он на уроке компьютерные технологии или нет». Сейчас осталось очень мало учителей (даже в хуторах и селах района), которые не использовали бы компьютерные технологии. В Егорлыкском районе 17 школ. Многие учителя прошли курсы повышения квалификации в Интернет-центре Ростовского госуниверситета, в Институте повышения квалификации г. Ростова-на-Дону. Хорошо поставлена учеба учителей компьютерному делу в Кавалерской школе № 3 (директор Нина Ивановна Цыпкина, руководитель курсов Сергей Васильевич Убирайло — обладатель президентского гранта 2007 г.), в Луначарской школе № 8 (директор Татьяна Викторовна Орехова, руководитель курсов Игорь Геннадьевич Дмитриев), в Куго-Ейской школе № 5 (директор Валентина Николаевна Семидоцкая, руководитель курсов Наталья Петровна Беспалова). Я однозначно отвечаю на вопрос «Географии»: учитель должен использовать на уроках компьютерные технологии, это оживит, разнообразит урок, сделает его более ярким, интересным, увлекающим. Ведь к тому же стремится и «География». Газета постоянно заставляет учителей думать, учиться, работать, работать творчески, вдохновенно. Алла Николаевна ЕФИМОВА, Мое мнение: качество образования ЗАВИСИТ от того, использует учитель географии на уроке компьютерные технологии или нет. Условимся, что речь идет о настоящем учителе: грамотном, творческом, ответственном. Применение компьютерных технологий способствует овладению навыками и умениями использования географических знаний и инструментария современной географической науки для анализа, обобщения и систематизации информации, а также освоению начальных подходов к прогнозированию. Учитель географии должен помнить, что его профессиональная обязанность на уроках географии — создать условия для формирования географического образа своей страны и отдельных регионов мира, образа пространства, что, в свою очередь, способствует формированию пространственного мышления. Ни на одном другом уроке, кроме географии, этому не научить. Компьютерные технологии активизируют самостоятельную, исследовательскую, практическую деятельность ученика, в полной мере подтверждая жизненность мудрости, которая стала девизом в моей учительско-преподавательской работе: «Расскажи мне — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь». ТОИПКРО обучает учителей по программе Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft). Кафедра преподавания предметов естественно-математического цикла проводит в течение года два конкурса проектов, конференции с тематикой «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе». Все участники конкурсов и конференций признают, что компьютерные технологии повышают эффективность урока. Мнения учителей: «Информационно-коммуникационные технологии побуждают учителя по-новому строить отношения с учащимися. Учитель уже не является главным носителем информации. Учитель управляет учебной деятельностью учащихся, учитель и ученик взаимодействуют (ах, как этого важно достичь! — С.А.)» (В.М. Байбакова, учитель географии школы № 36 г. Тамбова). «Для ученика проектная методика создает широкие возможности развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира» (Е.С. Федорова, учитель географии гимназии № 7 г. Тамбова). «Использование мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальными при выводе на большой экран повышает наглядность обучения и мотивацию к нему. Компьютерная анимация позволяет в динамике рассмотреть модели географических объектов и явлений» (О.А. Морозов, учитель географии школы № 20 г. Тамбова). «Применение проектной методики с использованием информационно-коммуникационных технологий делает урок продуктивнее» (И.П. Пилягина, учитель географии Знаменской школы № 2). Компьютерные технологии способствуют повышению качества обучения. Тогда в чем же дело, почему так редко и не многие учителя используют на уроках географии компьютерные технологии (цифровые образовательные ресурсы, проектную методику и др.)? Одна причина на поверхности — нет техники; другая причина — в нежелании учителя учиться и учиться новому (компьютерные технологии требуют от учителя более высокой профессиональной подготовки, учителю со стажем очень трудно перестраивать себя, ему легче вести урок как вчера). Может быть, поэтому пока далеко не многие учителя географии в нашей области в полной мере используют компьютерные технологии. Резюме: эффективное, результативное обучение, обеспечивающее качество образования по географии, возможно при разумном сочетании компьютерных технологий с другими педагогическими технологиями. Светлана Дмитриевна АЛЕНИНА, Не согласна. Компьютерные технологии на уроке помогают повысить интерес к предмету, активизировать личный опыт (а через опыт всегда легче усваивается), сделать урок ярким и запоминающимся. Наталья Викторовна ГЛАЗУНОВА, У опытного и старательного учителя всегда помогает всё. И компьютер, естественно. Он дает наглядность. А нерадивому учителю компьютер помогает халтурить. Всё должно быть умело и в меру. Александр Федорович ДАВЫДОВ, Итоговый комментарий Более 9/10 участников голосования не согласились с предложенным утверждением о том, что компьютер компьютером, а география географией. Большинство читателей считают, что качество географического образования благодаря компьютеру повысится. Преобладает ярко выраженный оптимизм: «учитель географии, будучи вооружен компьютером, станет едва ли не сверхчеловеком». Поэтому — таков преобладающий вывод — нужно закупать для школ как можно больше техники, выделять больше времени для компьютерных уроков. Достаточно ли такой оптимизм обоснован? Предположим некое, чисто гипотетическое, распределение учителей в стране N. Треть учителей географии — хорошие, по призванию, педагоги. Треть — хорошие, по призванию, предметники, любящие географию, понимающие ее суть и ее гражданский пафос. Треть — вполне понимающие информационные технологии (ведь чувствуют, в чем качественно новые возможности компьютера и в чем его качественно особые возможности для преподавания конкретного предмета, далеко не все пользователи; для многих компьютерный комплекс в классе сегодня служит просто показывателем картинок или «не мажущей мелом доской»). Допустим, эти трети совпадут. Тогда страна N в результате компьютеризации будет иметь в учительском сообществе 33% великолепных и технически вооруженных педагогов-предметников. А что если из трети будет лишь треть, а из нее еще треть? Тогда 0,33 c 0,33 c 0,33 = 0,036. То есть выход высшего качества составит 3,6%. Не слишком ли низкий коэффициент полезного действия огромной, дорогостоящей и отнимающей у образования множество времени программы компьютеризации и информатизации? Вёл ли кто-нибудь такие подсчеты? Дело здесь, конечно, не в жонглировании процентами. Дело в том, что никто, похоже, не дает себе труда всерьез задуматься над тем, в чем именно и какому именно учителю компьютер может стать незаменимым помощником. И не оказывается ли компьютер на «конкурентном поле» урока соперником и так хорошего педагога и и так хорошего предметника (поедателем его времени, поедателем его мастерства, поедателем его личного обаяния и т.п.)? Не станет ли компьютер инструментом отделения учителя от ученика (модные слова «дистанцирование», «дистанционный» имеют не только положительное звучание)? Статья подготовлена при поддержке компании «ВиДэкс». В современном обществе техника все больше интегрируется во все отрасли жизни человека. Этот процесс затронул и сферу образования в виде интерактивного оборудования. Приобрести интерактивную доску вы сможете, перейдя по ссылке «http://vdex.ru/shop/interaktivnye-doski/». Компания «ВиДэкс» имеет большой опыт работы с клиентами, а также широкий ассортимент электронной продукции. |