Задачи, тесты,
олимпиады, конкурсы |
Весной 2007 г. «География» в рамках конкурса
«Географическое пополнение» объявила тур «Я
рецензент». Школьникам предлагалось за лето еще
раз перечитать свои учебники по географии. Но на
этот раз не как ученикам. А как гражданам своей
страны, как жителям Земли, как пользователям
знаний. Перечитать и оценить, что в учебниках
хорошо, а что нет. Что действительно нужно, а что
— пустословие. Что учебная книга дала человеку,
ее прочитавшему. На сколько интеллектуальных и
нравственных сантиметров он стал выше. И
благодаря чему? А с чем не следует мириться в
нашей школьной географии?
Предлагаем коллегам познакомиться с одной из
самых развернутых, самых аргументированных
рецензий. Русский Юг. Ростовская область. 50 км к
югу от Кумо-Манычской впадины. 120 км к востоку от
Таганрогского залива Азовского моря. Ростовская
область. Гражданская позиция.
Нужно больше правды
Рецензия на учебник: В.П. Дронов,
В.Я. Ром. География России.
Население и хозяйство. 9 класс. — М.: Дрофа, 2003.
— 383 с.
Род
примеров |
Пример из учебника
или название рисунка, таблицы (номер страницы) |
Комментарий
(что именно хорошо,
что плохо) |
Ошибки
в фактах |
Табл. 8. «Население
СССР и России» (31) |
В России давно уже нет
146,6 млн чел. Учебник вышел в мае 2003 г.
Данные даются за 2000 г. В сноске говорится, что
новая перепись населения России состоится (?)
в 2002 г. |
Ошибки и недостатки
в выражениях мыслей |
Рис. 11.
«Половозрастная структура населения России» (33) |
На рисунке имеются 5 факторов по
годам. Но здесь нет современных факторов. Сколько
потеряно людей во время «перестройки», двух
чеченских войн, многих военных конфликтов |
Самые запутанные,
не выявляющие сути определения |
§ 11. «Рыночная и
смешанная экономика» (63) |
Я думала, как в учебнике,
рыночная экономика — это хорошо, но в жизни не
так. Рынок у нас стихийный, никто его не
контролирует, очень часто поднимают цены на все
товары. За мою короткую жизнь цены ни разу не
снижались... |
Выводы, сделанные
для видимости, не несущие конкретных мыслей |
§ 51. «В советский
период
была предпринята попытка провести администра-
тивно-территориальное деление района по
национальному признаку. Жизнь доказала ее
несостоятельность» (271) |
В советское время зажили раны от
принудительного переселения чеченцев, ингушей и
др. Жили все народы Кавказа в дружбе и согласии.
Пришла «перестройка», развязаны чеченские войны,
другие военные конфликты, сколько погибло людей,
сколько гибнет сейчас. Сколько еще времени люди
будут залечивать раны? Нам подробно рассказывал
о чеченских войнах весь израненный вы-пускник
нашей школы Рома Карлюченко. Я никому не желаю
такого в жизни, как досталось Роме |
Самые
запоминающиеся
фразы,
дающие
импульс
для мысли |
§ 50—52. «Северный
Кавказ» (266—275) |
Мне обидно стало за наш город
Ростов-на-Дону. О нем в учебнике почти ничего не
рассказано. А ведь он красивый, зеленый (главная
улица города — Большая Садовая!), много парков,
музеев, достопримечательностей, заводов и
фабрик. А как он похорошел перед приездом
В.В. Путина! Так хочется, чтобы начальство
приезжало к нам ежегодно |
«Внимание!
Проблема!» — об Азовском море |
В учебник хотелось бы ввести
страничку о нашей боли, возможно о
всероссийской, — об Азовском море. Надо срочно
спасти море, осетровые и другие ценные породы
рыб! |
Самые яркие
из приводимых в учебнике
примеров |
Рис. 17. «Типы
заселения России».
Рис. 18. «Система расселения в России».
Рис. 19. «Расселение и хозяйственное освоение
территории России»
(51—55) |
Один из главных вопросов
географии 9-го класса — это население и его
расселение. «Типы заселения России»: один только
взгляд на картосхему, и сразу можно определить,
что центральная часть (Москва) густо заселена.
Район Ухты очень редко заселен. На схеме «Система
расселения России» прекрасно видны основные
зоны расселения |
Примеры
не по делу или неубедительные |
Табл. 17.
«Распределение предприятий и организаций по
формам собственности» (68) |
Приватизация прошла
бесконтрольно, стихийно, наглые люди стали
миллиардерами, миллионерами, а простые
(большинство) остались ни с чем. На 2000 г.
государственная форма собственности составила
4,8% (если верить табл. 17), частная — 74,4%. Зачем
почти всё приватизировали? Нефтью и
нефтепродуктами в России владеют 5 человек
(газета «АиФ») — почему? А в Саудовской
Аравии — всё государственное |
Неудачная таблица
в учебнике |
Табл. 51. «Динамика
населения некоторых областей Центральной
России» (226) |
По себе скажу: таблица действует
на школьника угнетающе. Даже в Центральной
России сокращается население! Что тогда можно
подумать о Восточной Сибири, Дальнем Востоке и
других регионах, откуда уезжают люди? |
Самая четкая,
выявляющая суть явления, карта |
Рис. 35.
«Специализация и кооперация машиностроения» (98) |
Отличный рисунок и схема. Текст я
даже не читала, просмотрела только рисунки, и на
уроке я получила «отлично» |
Карты
с ошибками |
Рис. 77. «Ростовская
агломерация: промышленность, транспортные
потоки» (273) |
На картосхеме не показана
Ростовская (Волгодонская) АЭС. На линии
газопровода стрелкой показано, что газ идет с юга
на север. На самом деле ставропольское
месторождение газа выработано в начале 60-х годов
XX в. Сейчас газ идет из Западной Сибири. Летом
он идет на юг, заполняются газохранилища в
Ставропольском крае, в зимнее время газ идет к
Ростову-на-Дону и далее. Мы были с нашим учителем
Н.Ф. Ефимовым на Егорлыкской
газокомпрессорной станции, беседовали с
начальником станции В.П. Буяновым, он подробно
рассказал о системе газоснабжения на Северном
Кавказе |
Самая
умная
схема |
Рис. 81. «Урал» (286) |
Картосхема «Урал». Здесь есть
границы Урала: экономические,
физико-географические, историко-культурные. На
другой картосхеме есть промышленные узлы, добыча
полезных ископаемых, сельскохозяйственные
районы, электростанции, железные дороги, нефте- и
газопроводы... По рисунку легко ответить, что
такое Урал |
Ошибка
в тексте |
§ 64. «Страны нового
зарубежья. СНГ» (336) |
СНГ образовано Белоруссией,
Россией, Украиной 8 декабря 1991 г. в Вискулях
(Беловежская пуща). 21 декабря 1991 г. к СНГ
присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан,
Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения,
Узбекистан. В учебнике: СНГ образовано в феврале
1992 г. В него вошли не 12 из 15 государств, а 11 из 15.
Грузия вошла намного позже |
Фактов много,
а выводов нет |
§ 63. «Дальний Восток»;
Табл. 68. «Население Дальнего Востока» (326) |
Дальний Восток занимает
уникальное положение — это стык России, Китая,
Японии, сравнительно близки Канада, США, Куба,
Индия, Австралия. Здесь огромные запасы полезных
ископаемых. В советское время население
увеличилось в 8 раз, создано 50 городов и около
280 пгт. А табл. 68 говорит об огромном оттоке
населения. Почему так? Авторам надо увеличить
текст по Дальнему Востоку, больше привести
фактического и критического материала |
Самая
ненужная
карта |
Рис. 14. «География
ГУЛАГа в СССР» (42) |
Для учащихся она абсолютно не
нужна. На меня она действует гнетуще. Мы живем на
Северном Кавказе, нам «хватает» негативной
информации о конфликтах и жертвах нынешнего
времени (а конфликты в нашем регионе, как
известно, имели страшные последствия). Не нужно
пытаться переложить ответственность за нынешнее
на события 70-летней давности |
Образ
России |
|
В учебник географии для 9-го
класса надо ввести параграф, где показать образ
страны! Кратко, четко показать, чем гордятся
граждане в своей стране. Пример: газета
«География» (№ 11/2007, с. 20) писала об этом по
Ярославской области. Мне рассказывал мой учитель
географии Н.Ф. Ефимов, мой тренер, как он
готовил работы для «Страноведческого учебника».
Выбирали самое-самое в этих странах |
Фотографии |
Из 31 фотографии добрая
половина мало что выражает, не все имеют смысл |
Пример: «Добыча нефти в
Каспийском море» — ничего на фото не видно;
«Улица Старый Арбат» (с. 236) — здесь очень
мало Старого Арбата (изображены какие-то
балаганы); «Калининградский порт» — на снимке
нет ни панорамы порта, ни одного портового крана,
грузового корабля... Два фото Екатеринбурга —
что за достопримечательности показаны на снимке?
«Якутск» — что на снимке? |
Правда
об одной
частичке
экономики — промышленности |
Табл. 18. «Индексы
производства продукции по отраслям
промышленности» (69) |
Виктор Павлович и Витольд
Яковлевич — настоящие патриоты России. Они
честно, справедливо показывают все негативные
стороны по всем отраслям экономики. Это очень
хорошо видно по табл. 18. В сравнении с
1990 г., в 2000 г. по всем параметрам
промышленность страны идет с огромными минусами!
Когда же пойдут плюсы? Это вопрос, разумеется,
не авторам учебника, скорее — правительству |
Худший параграф |
§ 41. «Состав,
историческое изучение географического
положения. Природные условия и ресурсы» (217) |
В этом параграфе слишком много
истории, ее надо сократить. Оставить природные
условия и ресурсы. Мне кажется, неуместен и
рис. 67 «Центральная Россия и Европейский Север
на карте Русского государства в XI—XVI вв.» |
Лучший параграф |
§ 55. «Хозяйство
Поволжья»;
Табл. 60. «Автомобильная промышленность
Поволжья» (281) |
Отличные выводы сделали авторы
учебника по Поволжью. Выделено главное в
экономике. Только вот все ли из перечисленных
производств работают сегодня? |
Параграф, не
раскрывающий тему |
§ 32. «Земледелие и
животноводство» (160) |
Очень мало сказано о сельском
хозяйстве, нет аналитического подхода, крайне
мало конкретных примеров. Я приведу плачевные
примеры по нашему бывшему колхозу «Рассвет». В
колхозе было 6 тыс. голов скота (КРС), 6 тыс.
свиней, 5 тыс. овец, 50 тыс. птицы, 200—250
лошадей. Сейчас не осталось ни одной. Частный
сектор уменьшил поголовье скота и пастбища в 1,5—2
раза. А ведь все было! Колхоз занимал видное место
в СССР. Труженики заработали 50 переходящих и
памятных знамен (от ЦК КПСС, Совета Министров
СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и др.). Колхоз был объектом
показа для иностранных гостей. На хуторе Войнов
побывало более 150 делегаций: Канада, США, Франция,
ФРГ, ГДР, Дания, Конго (Киншаса), Болгария, с
которой вели соревнование, Сирия, Индия. Вместо
колхоза стали фермеры, но им очень мало внимания
со стороны государства. Судите сами: цена 1 кг
зерна 2—3 руб., солярка стоит 15 руб.; в
советское время 1 кг зерна стоил 8—10 коп.,
1 л солярки — 1 коп. В ценах диспропорция
между сельскохозяйственной и промышленной
продукцией. Трактор, комбайн фермер практически
не может купить за свои деньги (мой отец тоже
фермер), может быть, у других лучше, я не знаю |
Параграф,
в котором не договаривается правда |
§ 8. «Городское и
сельское население. Расселение населения» (45) |
В советское время было
образовано более 600 городов... много на Севере, в
районах Сибири и Дальнего Востока. В 1989 г.
в России насчитывалось 1037 городов, в
2000 г. — 1092 города. Выходит, за годы
«перестройки» построено 55... Но в параграфе, да и в
учебнике нет названия ни одного нового города.
Более того, Российский Север разрушается,
закрываются города, пгт, села. Какие? И сейчас
далеко не благополучно. В Магаданской обл.,
например, уже после переписи 2002 г. население
сократилось на 80 тыс. человек. В России —
ежегодно уменьшается почти на миллион человек...
В прессе, по телевидению преувеличена оценка
положительных сторон капитализма, в частности,
иностранных фирм как честных, надежных
партнеров; пропаганда наших реформаторов,
славословие рынку сделали свое дело.
Север — край будущего. У нас в школе учатся две
сестры Федотовские, Лена и Галя (недавно
переехали из Норильска). Девочки рассказывают и
доказывают, что жить, работать, отдыхать, учиться
в Норильске можно. В учебнике надо это описать.
Нужны положительные примеры освоения Севера |
Учебник, кроме всего прочего, очень
дорогой (это не вина авторов). Атлас,
дополнительная географическая литература —
такая же цена (до 200 руб.). А нужны ведь учебники
и по другим предметам; зарплата же у родителей
небольшая, их деньги «съедаются» коммунальными
услугами, неудержимо дорожающими продуктами
питания и др. товарами. Трудно нашим родителям
учить нас (у меня есть старшая сестра).
Хотелось бы, чтобы высшие органы власти России
в ближайшие годы наладили экономику страны,
благосостояние народа, добились увеличения
рождаемости, сокращения смертности людей, дали
возможность бесплатно обучаться во всех учебных
заведениях. О человеке, о его нормальной жизни
(работа, жилье, питание, учеба, лечение, отдых)
государству (всем структурам управления) надо
срочно побеспокоиться...
Татьяна ШИРОКОВА,
студентка железнодорожного училища
г. Батайска
(хутор Войнов Егорлыкского р-на)
Тренер: Николай Филиппович ЕФИМОВ,
учитель географии Войновской школы № 9
Ростовская обл.
|