Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2008

Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы


Весной 2007 г. «География» в рамках конкурса «Географическое пополнение» объявила тур «Я рецензент». Школьникам предлагалось за лето еще раз перечитать свои учебники по географии. Но на этот раз не как ученикам. А как гражданам своей страны, как жителям Земли, как пользователям знаний. Перечитать и оценить, что в учебниках хорошо, а что нет. Что действительно нужно, а что — пустословие. Что учебная книга дала человеку, ее прочитавшему. На сколько интеллектуальных и нравственных сантиметров он стал выше. И благодаря чему? А с чем не следует мириться в нашей школьной географии?
Предлагаем коллегам познакомиться с одной из самых развернутых, самых аргументированных рецензий. Русский Юг. Ростовская область. 50 км к югу от Кумо-Манычской впадины. 120 км к востоку от Таганрогского залива Азовского моря. Ростовская область. Гражданская позиция.

Нужно больше правды

Рецензия на учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России.
Население и хозяйство. 9 класс. — М.: Дрофа, 2003. — 383 с.

Род
примеров

Пример из учебника или название рисунка, таблицы (номер страницы)

Комментарий
(что именно хорошо,
что плохо)

Ошибки
в фактах

Табл. 8. «Население СССР и России» (31)

В России давно уже нет 146,6 млн чел. Учебник вышел в мае 2003 г. Данные даются за 2000 г. В сноске говорится, что новая перепись населения России состоится (?) в 2002 г.

Ошибки и недостатки
в выражениях мыслей

Рис. 11. «Половозрастная структура населения России» (33)

На рисунке имеются 5 факторов по годам. Но здесь нет современных факторов. Сколько потеряно людей во время «перестройки», двух чеченских войн, многих военных конфликтов

Самые запутанные,
не выявляющие сути определения

§ 11. «Рыночная и смешанная экономика» (63)

Я думала, как в учебнике, рыночная экономика — это хорошо, но в жизни не так. Рынок у нас стихийный, никто его не контролирует, очень часто поднимают цены на все товары. За мою короткую жизнь цены ни разу не снижались...

Выводы, сделанные
для видимости, не несущие конкретных мыслей

§ 51. «В советский период
была предпринята попытка провести администра-
тивно-территориальное деление района по национальному признаку. Жизнь доказала ее несостоятельность» (271)

В советское время зажили раны от принудительного переселения чеченцев, ингушей и др. Жили все народы Кавказа в дружбе и согласии. Пришла «перестройка», развязаны чеченские войны, другие военные конфликты, сколько погибло людей, сколько гибнет сейчас. Сколько еще времени люди будут залечивать раны? Нам подробно рассказывал о чеченских войнах весь израненный вы-пускник нашей школы Рома Карлюченко. Я никому не желаю такого в жизни, как досталось Роме

Самые запоминающиеся
фразы,
дающие
импульс
для мысли

§ 50—52. «Северный Кавказ» (266—275)

Мне обидно стало за наш город Ростов-на-Дону. О нем в учебнике почти ничего не рассказано. А ведь он красивый, зеленый (главная улица города — Большая Садовая!), много парков, музеев, достопримечательностей, заводов и фабрик. А как он похорошел перед приездом В.В. Путина! Так хочется, чтобы начальство приезжало к нам ежегодно

«Внимание! Проблема!» — об Азовском море

В учебник хотелось бы ввести страничку о нашей боли, возможно о всероссийской, — об Азовском море. Надо срочно спасти море, осетровые и другие ценные породы рыб!

Самые яркие
из приводимых в учебнике
примеров

Рис. 17. «Типы заселения России».
Рис. 18. «Система расселения в России».
Рис. 19. «Расселение и хозяйственное освоение территории России»
(51—55)

Один из главных вопросов географии 9-го класса — это население и его расселение. «Типы заселения России»: один только взгляд на картосхему, и сразу можно определить, что центральная часть (Москва) густо заселена. Район Ухты очень редко заселен. На схеме «Система расселения России» прекрасно видны основные зоны расселения

Примеры
не по делу или неубедительные

Табл. 17. «Распределение предприятий и организаций по формам собственности» (68)

Приватизация прошла бесконтрольно, стихийно, наглые люди стали миллиардерами, миллионерами, а простые (большинство) остались ни с чем. На 2000 г. государственная форма собственности составила 4,8% (если верить табл. 17), частная — 74,4%. Зачем почти всё приватизировали? Нефтью и нефтепродуктами в России владеют 5 человек (газета «АиФ») — почему? А в Саудовской Аравии — всё государственное

Неудачная таблица
в учебнике

Табл. 51. «Динамика населения некоторых областей Центральной России» (226)

По себе скажу: таблица действует на школьника угнетающе. Даже в Центральной России сокращается население! Что тогда можно подумать о Восточной Сибири, Дальнем Востоке и других регионах, откуда уезжают люди?

Самая четкая, выявляющая суть явления, карта

Рис. 35. «Специализация и кооперация машиностроения» (98)

Отличный рисунок и схема. Текст я даже не читала, просмотрела только рисунки, и на уроке я получила «отлично»

Карты
с ошибками

Рис. 77. «Ростовская агломерация: промышленность, транспортные потоки» (273)

На картосхеме не показана Ростовская (Волгодонская) АЭС. На линии газопровода стрелкой показано, что газ идет с юга на север. На самом деле ставропольское месторождение газа выработано в начале 60-х годов XX в. Сейчас газ идет из Западной Сибири. Летом он идет на юг, заполняются газохранилища в Ставропольском крае, в зимнее время газ идет к Ростову-на-Дону и далее. Мы были с нашим учителем Н.Ф. Ефимовым на Егорлыкской газокомпрессорной станции, беседовали с начальником станции В.П. Буяновым, он подробно рассказал о системе газоснабжения на Северном Кавказе

Самая
умная
схема

Рис. 81. «Урал» (286)

Картосхема «Урал». Здесь есть границы Урала: экономические, физико-географические, историко-культурные. На другой картосхеме есть промышленные узлы, добыча полезных ископаемых, сельскохозяйственные районы, электростанции, железные дороги, нефте- и газопроводы... По рисунку легко ответить, что такое Урал

Ошибка
в тексте

§ 64. «Страны нового зарубежья. СНГ» (336)

СНГ образовано Белоруссией, Россией, Украиной 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща). 21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. В учебнике: СНГ образовано в феврале 1992 г. В него вошли не 12 из 15 государств, а 11 из 15. Грузия вошла намного позже

Фактов много,
а выводов нет

§ 63. «Дальний Восток»;
Табл. 68. «Население Дальнего Востока» (326)

Дальний Восток занимает уникальное положение — это стык России, Китая, Японии, сравнительно близки Канада, США, Куба, Индия, Австралия. Здесь огромные запасы полезных ископаемых. В советское время население увеличилось в 8 раз, создано 50 городов и около 280 пгт. А табл. 68 говорит об огромном оттоке населения. Почему так? Авторам надо увеличить текст по Дальнему Востоку, больше привести фактического и критического материала

Самая
ненужная
карта

Рис. 14. «География ГУЛАГа в СССР» (42)

Для учащихся она абсолютно не нужна. На меня она действует гнетуще. Мы живем на Северном Кавказе, нам «хватает» негативной информации о конфликтах и жертвах нынешнего времени (а конфликты в нашем регионе, как известно, имели страшные последствия). Не нужно пытаться переложить ответственность за нынешнее на события 70-летней давности

Образ
России

  В учебник географии для 9-го класса надо ввести параграф, где показать образ страны! Кратко, четко показать, чем гордятся граждане в своей стране. Пример: газета «География» (№ 11/2007, с. 20) писала об этом по Ярославской области. Мне рассказывал мой учитель географии Н.Ф. Ефимов, мой тренер, как он готовил работы для «Страноведческого учебника». Выбирали самое-самое в этих странах

Фотографии

Из 31 фотографии добрая половина мало что выражает, не все имеют смысл

Пример: «Добыча нефти в Каспийском море» — ничего на фото не видно; «Улица Старый Арбат» (с. 236) — здесь очень мало Старого Арбата (изображены какие-то балаганы); «Калининградский порт» — на снимке нет ни панорамы порта, ни одного портового крана, грузового корабля... Два фото Екатеринбурга — что за достопримечательности показаны на снимке? «Якутск» — что на снимке?

Правда
об одной
частичке
экономики — промышленности

Табл. 18. «Индексы производства продукции по отраслям промышленности» (69)

Виктор Павлович и Витольд Яковлевич — настоящие патриоты России. Они честно, справедливо показывают все негативные стороны по всем отраслям экономики. Это очень хорошо видно по табл. 18. В сравнении с 1990 г., в 2000 г. по всем параметрам промышленность страны идет с огромными минусами! Когда же пойдут плюсы? Это вопрос, разумеется, не авторам учебника, скорее — правительству

Худший параграф

§ 41. «Состав, историческое изучение географического положения. Природные условия и ресурсы» (217)

В этом параграфе слишком много истории, ее надо сократить. Оставить природные условия и ресурсы. Мне кажется, неуместен и рис. 67 «Центральная Россия и Европейский Север на карте Русского государства в XI—XVI вв.»

Лучший параграф

§ 55. «Хозяйство Поволжья»;
Табл. 60. «Автомобильная промышленность Поволжья» (281)

Отличные выводы сделали авторы учебника по Поволжью. Выделено главное в экономике. Только вот все ли из перечисленных производств работают сегодня?

Параграф, не раскрывающий тему

§ 32. «Земледелие и животноводство» (160)

Очень мало сказано о сельском хозяйстве, нет аналитического подхода, крайне мало конкретных примеров. Я приведу плачевные примеры по нашему бывшему колхозу «Рассвет». В колхозе было 6 тыс. голов скота (КРС), 6 тыс. свиней, 5 тыс. овец, 50 тыс. птицы, 200—250 лошадей. Сейчас не осталось ни одной. Частный сектор уменьшил поголовье скота и пастбища в 1,5—2 раза. А ведь все было! Колхоз занимал видное место в СССР. Труженики заработали 50 переходящих и памятных знамен (от ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и др.). Колхоз был объектом показа для иностранных гостей. На хуторе Войнов побывало более 150 делегаций: Канада, США, Франция, ФРГ, ГДР, Дания, Конго (Киншаса), Болгария, с которой вели соревнование, Сирия, Индия. Вместо колхоза стали фермеры, но им очень мало внимания со стороны государства. Судите сами: цена 1 кг зерна 2—3 руб., солярка стоит 15 руб.; в советское время 1 кг зерна стоил 8—10 коп., 1 л солярки — 1 коп. В ценах диспропорция между сельскохозяйственной и промышленной продукцией. Трактор, комбайн фермер практически не может купить за свои деньги (мой отец тоже фермер), может быть, у других лучше, я не знаю

Параграф,
в котором не договаривается правда

§ 8. «Городское и сельское население. Расселение населения» (45)

В советское время было образовано более 600 городов... много на Севере, в районах Сибири и Дальнего Востока. В 1989 г. в России насчитывалось 1037 городов, в 2000 г. — 1092 города. Выходит, за годы «перестройки» построено 55... Но в параграфе, да и в учебнике нет названия ни одного нового города. Более того, Российский Север разрушается, закрываются города, пгт, села. Какие? И сейчас далеко не благополучно. В Магаданской обл., например, уже после переписи 2002 г. население сократилось на 80 тыс. человек. В России — ежегодно уменьшается почти на миллион человек... В прессе, по телевидению преувеличена оценка положительных сторон капитализма, в частности, иностранных фирм как честных, надежных партнеров; пропаганда наших реформаторов, славословие рынку сделали свое дело.
Север — край будущего. У нас в школе учатся две сестры Федотовские, Лена и Галя (недавно переехали из Норильска). Девочки рассказывают и доказывают, что жить, работать, отдыхать, учиться в Норильске можно. В учебнике надо это описать. Нужны положительные примеры освоения Севера

Учебник, кроме всего прочего, очень дорогой (это не вина авторов). Атлас, дополнительная географическая литература — такая же цена (до 200 руб.). А нужны ведь учебники и по другим предметам; зарплата же у родителей небольшая, их деньги «съедаются» коммунальными услугами, неудержимо дорожающими продуктами питания и др. товарами. Трудно нашим родителям учить нас (у меня есть старшая сестра).

Хотелось бы, чтобы высшие органы власти России в ближайшие годы наладили экономику страны, благосостояние народа, добились увеличения рождаемости, сокращения смертности людей, дали возможность бесплатно обучаться во всех учебных заведениях. О человеке, о его нормальной жизни (работа, жилье, питание, учеба, лечение, отдых) государству (всем структурам управления) надо срочно побеспокоиться...

Татьяна ШИРОКОВА,
студентка железнодорожного училища г. Батайска
(хутор Войнов Егорлыкского р-на)
Тренер: Николай Филиппович ЕФИМОВ,
учитель географии Войновской школы № 9
Ростовская обл.