Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2008
Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы

XVI Всероссийская
олимпиада школьников по географии

Задания второго (полевого) тура

В.С. БЕЛОЗЕРОВ, А.И. ДАНЬШИН, П.Л. КИРИЛЛОВ,
И.А. ЛЕВ, А.В. ЛЫСЕНКО, А.С. НАУМОВ, Д.В. СОКОЛОВА,
Н.А. ЩИТОВА, Д.В. ЮРИН

ТОЧКА 1. Геодезическая

Перед вами геодезический прибор теодолит. Он используется для измерения горизонтальных и вертикальных углов. Принцип его работы (в случае измерения вертикальных углов) показан на рис. 1.

Рис. 1

Рис. 1

При помощи теодолита определите абсолютную высоту конька крыши здания санатория «Дубрава» над уровнем моря.

Для этого:

1. По имеющейся у вас карте определите абсолютную высотную отметку вашего местонахождения.

2. Измерьте с помощью теодолита вертикальный угол на искомую линию (точку). Для более точного наведения окуляра на цель (рис. 2) используйте правый винт.

Рис. 2

Рис. 2

3. Считывание величины угла происходит с помощью шкалы (рис. 3), где цифры означают целое число градусов.

Рис. 3

Рис. 3

4. Используя данные из таблицы тангенсов, рассчитайте высоту здания санатория «Дубрава».

ТОЧКА 2. Урбанистическая

1. Перечислите все известные вам городские поселения, входящие в агломерацию Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Запишите их названия в соответствии с номерами на схеме.

2. Городская агломерация КМВ относится к конурбациям (полицентрическим агломерациям).

Назовите крупнейшую по численности населения и площади конурбацию России. Перечислите пять городов, входящих в её состав.

3. Как называется зарубежная городская агломерация, представляющая собой классический пример конурбации. Перечислите пять городов, входящих в её состав.

ТОЧКА 3. Геоботаническая

1. Плоды каких деревьев изображены на рисунках? Впишите названия этих деревьев под соответствующими изображениями.

2. Обведите кружком номера деревьев, встречающихся в окрестностях точки, на которой вы находитесь.

3. Разделите все плоды по способам распространения в данных условиях (поставьте номер плода в соответствующей строке, количество повторений номеров не ограничено).

Способ распространения Номера плодов*
Анемохория  
Автохория  
Антропохория  
Барохория  
Гидрохория  
Синзоохория  
Эктозоохория  
Энтомохория  
Эндозоохория  

* Некоторые строки таблицы могут быть не заполнены.

ТОЧКА 4. Историко-географическая

1. Заполните пропуски в тексте. Определите территорию.

В кайнозойскую эру в _______ периоде, примерно _______ лет назад, по этому району, одному из самых низменных районов материка _______ , проходил пролив, соединявший два крупных водных бассейна —  _______ и _______ , один из которых в настоящее время является замкнутым. Первый исследователь территории И. Гильденштедт писал о ее самой крупной реке _______: «около берегов вода горько-соленая, но на середине реки ее можно пить, берега покрыты коркой и солелюбивыми растениями». В настоящее время здесь проходит условная географическая граница между _______ и _______ .

2. Какие ещё варианты проведения этой границы вам известны?

ТОЧКА 5. Этногеографическая

1. На территории Ставропольского края проживают представители многих народов. Определите по самоназванию крупнейшие этносы (народы) региона и их принадлежность к языковым группам. Выберите для каждого из названных в таблице 1 этносов характерное национальное меню (варианты приведены в таблице 2). Ваши ответы внесите в таблицу 1.

Таблица 1

Народ Языковая
группа
Самоназвание Национальная кухня
(поставьте нужное буквенное
обозначение строки из таблицы 2)
    хай  
    эллинес  
    кърачайлыла  
    ногъай  
  иранская ирон  
    туркмен  
    адыгэ  
  нахско-дагестанская нохчий  
       

Таблица 2

  Национальное мясное блюдо Национальная выпечка Национальное молочное блюдо
А говурма гатлама гатык
Б хычины гырджын бышлакъ биширген (сыр)
В хинкал чурек айран
Г толма лаваш тан
Д мусака баклава фета
Е къувырдакъ бовурсак кумыс
Ж фынрджтае олибах дзыкка
З жижа-галнаш бипиг къалд-дяттий

2. Многие жители Ставропольского края отождествляют себя с крупной русской (славянской) этносословной группой. Накануне революции 1917 г. в России насчитывалось 11 подразделений этой группы, образованных по территориальному принципу. Назовите эту группу. Перечислите известные вам территориальные подразделения этой группы.

ТОЧКА 6. Водная

Перед вами — источник (то есть естественный выход подземных вод на земную поверхность). Любой водный источник можно охарактеризовать по типу питания.

Нарисуйте возможную схему поступления воды в этот источник и выход ее на поверхность, принимая во внимание, что для этого ручья, скорее всего, будет характерен смешанный тип питания.

Рассчитайте, какое количество домохозяйств может использовать данный родник в качестве источника питьевой воды, если известно, что стандартная кружка объемом 0,2 л наполняется в течение 10 секунд. Суточная потребность одного человека в питьевой воде составляет 0,003 м3, а средний состав домохозяйств г. Железноводска — 2,8 чел. (Предполагается, что в течение всего года дебет источника равномерен, потребление воды также не меняется).

ТОЧКА 7. Геоботаническая-2

Вы находитесь у «Грота вечной мерзлоты». Здесь, в нижней части северного склона горы Развалка, в летнее время из многочисленных трещин выходят струи холодного воздуха. Это существенно влияет на видовой состав и экологические формы растительности.

1. Осмотрите склон горы Развалка у «Грота вечной мерзлоты».

Найдите на склоне участок с мерзлотными проявлениями (его можно определить по растительности, не характерной для широколиственных лесов).

Определите, какие растения находятся на участке летней мерзлоты, а какие — в окружающем лесном массиве. Результаты наблюдений оформите в виде таблицы.

2. Какие факторы, помимо «мерзлотности», могут определять распространение азональной растительности в этом месте?

Маршрутное задание (точка 7 — точка 8)

Задание выполняется по ходу движения от точки 7 к точке 8.

Вам предстоит возглавить группу школьников для восхождения на главную вершину г. Развалка. Для этого необходимо разработать оптимальный маршрут для восхождения. Двигаясь от точки 7 к точке 8 и используя карту 1, определите:

а) наиболее удачное место для начала восхождения (базового лагеря — БЛ);

б) наименее сложный и наименее опасный для школьников вариант маршрута до вершины;

в) наиболее удачное место для промежуточного привала (ПР).

1. Обозначьте выбранный маршрут линией и места расположения базового лагеря (БЛ) и привала (ПР) на карте 1.

2. В таблице поясните, какими принципами вы руководствовались при выборе оптимальных вариантов.

  Принципы размещения
1. Базовый лагерь  
2. Маршрут  
3. Промежуточный привал  

ТОЧКА 8. Подземная метеорология

Вы находитесь у входа в западную штольню магматической останцовой горы Развалка — уникального памятника природы с опоясывающими ее подножие участками так называемой «летней мерзлоты». Мерзлота является следствием аккумуляции зимнего холода в горных породах и расходования его летом в силу интенсивной циркуляции атмосферного воздуха в трещиноватом ядре этой горы. В результате генеральное направление циркуляции воздуха в системе трещин горного массива изменяется по сезонам года.

Схема движения воздуха в массиве г. Развалки

Условные обозначения:
1 — направление движения воздуха в теплый период года;
2 — направление движения воздуха в холодный сезон года.

1. Используя необходимые метеорологические приборы, определите температуру, скорость и направление движения воздуха в устье штольни. Результаты измерений запишите в таблицу:

Метеоэлементы Место замеров
в лесу в устье штольни 50 м от устья штольни
Температура воздуха, °С      
Направление движения воздуха
(в штольню или из штольни)
   

2. Используя метод линейной экстраполяции, оцените температуру воздуха в конце штольни (расстояние — 800 м от устья).

ТОЧКА 9. Геопоэтическая

Определите, какие места описаны в отрывках из произведений М.Ю. Лермонтова, и как можно точнее отметьте эти места точками на карте.

Одно из описанных мест находится за рамкой карты. Какое?

А. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. «Суда в пристани есть, — подумал я, — завтра отправлюсь в Геленджик».

Б. Вчера я приехал в … , нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. … Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом…

В. Итак, погодите, или, если хотите, переверните несколько страниц, только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору (или, как называет ее ученый Гамба, le Mont St.-Christophe) достоин вашего любопытства. Итак, мы спускались с Гуд-горы в Черт?ву долину… Вот романтическое название! Вы уже видите гнездо злого духа между неприступными утесами, — не тут-то было: название Черт?вой долины происходит от слова «черта», а не «чёрт», ибо здесь когда-то была граница Грузии.

Г. Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся шумят
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

Д. И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки –
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.

Е. Я проложил мой смелый след,
Где для орлов дороги нет,
И дремлет гром над глубиною,
И там, где над моей чалмою
Одна сверкала лишь звезда,
То Чатырдаг был…

Ответы и ключи к решению — в следующем номере