Изучаем ландшафтыВот уже второй год я выписываю нашу газету «Первое сентября. География». Хочу поделиться своим опытом. Объектами практических работ в 6—8-х классах я избрала ландшафты своей местности. Объясняю детям, как строить физико-географический профиль, как составлять картосхемы ландшафтов. Знакомлю с профессиями геолога, топографа, гидролога, лимнолога, астронома. Изучаем правила поведения в природе. Наиболее подходящие для исследований — ландшафты долин малых рек. Объектом нашего исследования на протяжении нескольких лет была долина реки Бездна, расположенная между лесом и лесостепью. Полевые работы начинали с обхода изучаемой территории и проведения маршрутной азимутальной съемки небольшой части долины реки. Одна группа учащихся прокладывала маршрут вдоль русла реки; точки стояния — излучины. Другая группа учащихся синхронно с ними проводила наблюдения за рельефом и растительностью, определяла узловые участки для построения ландшафтного профиля. Трасса профиля имела небольшую протяженность и проходила через различные ландшафты: на пойме, водоразделе, склоне речной долины. Группа учащихся проводила измерения по линии профиля. Его длину измеряли шагами, высоты определяли с помощью нивелира. Все данные заносили в журнал. Потом с моей помощью определяли границы ландшафтов и проводили исследование их компонентов, составляли картосхемы. По окончании практических работ составляли сводный журнал, и на его основе ученики вычерчивали ландшафтный профиль, выделяли ландшафты, описывали их и объясняли причины ландшафтных различий на разных участках долины реки. Изучив современный растительный и почвенный покров долины реки, учащиеся пришли к выводу, что в прошлом на этой территории были распространены лесные ландшафты. Человек вырубал леса, сводил их для хозяйственных нужд. В результате в долине изучаемой реки люди сформировали сельскохозяйственные (пашня, пастбище, сенокос), техногенные (карьер) и рекреационные ландшафты. В местах отдыха и хозяйственной деятельности людей учащиеся закладывали площадки наблюдений (25x25 м) и изучали растительность, почвы, формы отдыха и хозяйственной деятельности. Затем с помощью учителя составляли картосхемы с указанием степени разрушения ландшафтов. Ребята считали, что природа разрушается только под влиянием хозяйственной деятельности людей, но, к их удивлению, оказалось, что наиболее изменены те природные комплексы, которые находятся в местах массового отдыха. Школьники осознали, что разрушение природы наступает при бесконтрольном вмешательстве в ее механизмы, а целенаправленный труд улучшает природную среду, делает ее богаче и красивее. Во время работ ребята приняли решение провести в долине реки природоохранные мероприятия: собрать мусор, расчистить родник, сделать ограды вокруг муравейников, посадить деревья для закрепления участков, подвергшихся эрозии. Такая работа, я считаю, развивает наблюдательность, приучает школьников рассматривать природу с точки зрения ее познавательной и эстетической ценности, способствует развитию трудовых навыков, выбору профессии. Т.А. ЧЕРНОВА,
|