Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2008

География России и стран ближнего зарубежья


Что молодой житель России
должен знать о Ростове-на-Дону

Минимум географической образованности

Д.В. ЗАЯЦ

Исторический герб Ростова-на-Дону: «В голубом поле башня, изображающая преграду, поставленную от набегов соседственных хищных народов, и поверхность [то есть победу] нашу над ними, изображенную трофеем составленным из оружия тех народов, в красном поле».

1. Этот город расположен на Дону, знаменующем здесь границу между Европой и Азией.

Если проводить границу между частями света по Кумо-Манычской впадине (а это наиболее распространенная точка зрения), то правый берег нижнего Дона (после принятия Маныча) европейский, а левый — азиатский. Поэтому основная часть Ростова находится в Европе, а лежащий через реку Батайск — в Азии. Батайцы, приезжающие на работу в Ростов, дважды в день пересекают границу частей света.

2. Город назван не по городу Ростову Великому, а в честь святителя Димитрия Ростовского.

На месте Ростова-на-Дону в 1761 г. для защиты южных русских границ была основана крепость. Она получила имя в честь митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия, в то время недавно канонизированного (Димитрий скончался в 1709 г.). Впоследствии крепость Димитрия Ростовского стала называться просто Ростовской, выросший при ней город стал Ростовом. Чтобы отличаться от Ростова Великого, получил уточнение — Ростов-на-Дону. На снимке — памятник святителю Димитрию, установленный у кафедрального собора Рождества Богородицы в 1999 г.

3. Ростов-на-Дону возник и развивался главным образом как центр торговли.

Город стал миллионером всего лишь за два века своего развития. Более быстрыми темпами в России развивались лишь Новосибирск и Петербург. В отличие от Новочеркасска — административного центра Донских земель — Ростов всегда был торговым городом, «оседлавшим» сухопутные потоки между Центральной Россией и Кавказом и водные по Дону в Азовское и Черное моря. На снимке — здание в стиле модерн на центральной торговой улице города Большой Садовой (при Советской власти — улица Энгельса). Нижний этаж, как и прежде, занят магазинами и банками.

4. В Ростове-на-Дону сооружен необычный железнодорожный мост с центральным подъемным пролетом.

Для пропуска судов пролет поднимается, как лифт, на определенную высоту. Мост — узкое место сразу на двух транспортных артериях. Во-первых, здесь проходит главный железнодорожный ход из Центра на Юг страны. Во-вторых, водный путь, идущий из Азовского моря в направлении Волги и Каспия. В последнее время мост не справляется с интенсивностью этих потоков.

5. Ростовские степи — родина тачанки.

Тачанка в начале ХХ в. была грозным оружием в условиях плоских и открытых южнорусских и украинских степей. В то доавиационное время она была самой мобильной боевой единицей. Песня «Тачанка-ростовчанка» навеки связала легенду Гражданской войны с Ростовом-на-Дону. Установленный на южном въезде в город мемориал (он на снимке) — память о том, как 40 красногвардейцев под станицей Романовской (ныне в Волгодонском районе области) разбили 300 белогвардейцев.

6. Часть Ростова-на-Дону — бывший город Нахичевань.

В 1779 г., следуя примеру крымских греков, крымские армяне обратились к русскому правительству с просьбой о поселении на территории России (в Крыму в то время еще существовало мусульманское Крымское ханство). Одно из основанных армянами поселений было названо Нахичеваном (или Нахичеванью) в память города Великой Армении (ныне Нахичевань в Азербайджане). Нахичевань-на-Дону, так же как и Ростов, вела оживленную торговлю шелковыми тканями, кожами, стальными и серебряными изделиями и фруктами. В 1928 г. Нахичевань вошла в состав Ростова-на-Дону. Этот район сохраняет свою самобытность: малоэтажную застройку, прорезанную спадающими к Дону регулярными улицами-линиями. Ныне Нахичевань во многом потеряла свое этническое своеобразие и колорит: почти все армяне выехали отсюда. На месте главного армянского храма, взорванного в 1966 г., установлен памятный знак (на снимке).

7. Ростов-на-Дону — центр вертолетостроения.

Ростовский вертолетный завод основан в 1939 г. Более 40 лет на нем производятся вертолеты марки «Ми». ОАО «Роствертол» имеет лицензию на производство транспортных вертолетов «Ми-26Т» и транспортно-боевых вертолетов «Ми-35». Комплекс «Роствертол» включает в себя крупнейший на Северном Кавказе торгово-выставочный центр. Ежегодно здесь проводятся выставки с участием зарубежных и российских фирм.

8. Ростовский завод «Ростсельмаш» — главный производитель комбайнов в нашей стране.

Завод «Сельмаш» был заложен в первую советскую пятилетку на северной окраине тогда еще самостоятельного города Нахичевань. Более половины зерноуборочных комбайнов, работающих на полях нашей страны, произведены в Ростове. Это и ставшие уже классикой «Дон» и «Нива», и новые модели, такие как «Нива-Эффект» (на снимке). Ежегодно «Ростсельмаш» выпускает 5–6 тыс. комбайнов. Около четверти продукции идет на экспорт (в основном на Украину, в Казахстан и Белоруссию).

9. Ростов-на-Дону — центр индустриализации на юге России.

Трактора «Сельмаша» вывезли Ростов в новый этап его развития. На смену купцу пришли рабочий и инженер. Здание ростовского театра им. М. Горького — известный памятник конструктивизма. Близ бывшей межи (границы) между Ростовом и Нахичеванью (ныне по ней проходит Театральный проспект) в 1932—1935 гг. было построено одно из крупнейших в то время в мире здание театра (архитектор В.А. Щуко). Здание стилизовано под мощный трактор. Его массивные застекленные крылья напоминают гусеницы, основной объем здания — радиатор и кабину. Гигант сильно пострадал во время войны, восстановлен только в 1963 г., но в значительно более дешевом исполнении. Театральная площадь считается в Ростове главной. Летом 2007 г. на ней под открытым небом выступал Элтон Джон.

10. Ростов-на-Дону — транспортный узел, ворота Северного Кавказа.

Основная часть пассажиров и грузов, следующих на Северный Кавказ из других районов страны, не может проследовать мимо Ростова. Через город проходят основные автомобильные и железнодорожные магистрали на юг России. Не случайно Ростов был назначен центром Южного федерального округа. В городе расположено управление Северо-Кавказской железной дороги (на снимке), здесь сосредоточена инфраструктура связи. Именно через Ростов пройдет значительная часть грузов для олимпийской столицы 2014 г. Сочи.

В советское время Ростов-на-Дону был и важным транзитным пунктом для грузов, следующих в республики Закавказья. В результате вооруженного конфликта в Абхазии железнодорожная связь с Грузией и Арменией была прекращена. Однако существуют проекты ее возрождения, и тогда сфера транспортного влияния Ростова может распространиться и на Южный Кавказ.

11. Ростов-на-Дону — центр крупного аграрного района.

Ростовская область — регион черноземный и потому оптимальный для развития сельского хозяйства. По стоимости выпушенной сельскохозяйственной продукции он уступает лишь Краснодарскому краю. На снимке — мозаичное панно, изображающее сбор яблок, в подземном переходе на перекрестке Большой Садовой улицы и Ворошиловского проспекта. В Ростове все переходы оформлены красочно.