Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2008

Я иду на урок


Резьба по дереву в ЗАТО Озерный

К изучению современной географии
народных промыслов

Л.Б. ЖУКОВА, учитель географии
И.Е. КОНДРАТЕНКО, учитель биологии
школа № 2 закрытого административно-территориального
образования Озерный, Тверская обл.

Палех, Мстёра, Богородское... Есть известные, «канонизированные» марки народных художественных производств. О них упоминают школьные учебники, их обозначают на экономических картах в атласах. Но ведь было время, когда первые палешане, взявшие кисть и краски, первые жители Богородского, взявшиеся обработать липовую заготовку, были дилетантами. Сами вырабатывали секреты мастерства, искали свое место на потребительском рынке, приноравливались к вкусам потребителей. И тогда никто еще не говорил об их работе как о «высокохудожественных народных промыслах». Но нашелся первый географ, статистик, краевед, который заметил, ввёл в научный оборот, способствовал известности.

Процесс зарождения народных промыслов, которые умудряются находить себе нишу среди продуктов современной «серийной экономики», идет почти повсеместно. Просто мы не всегда осознаем, что дед, плетущий корзины на соседнем дворе, и есть один из представителей особой отрасли, особого сектора народного хозяйства — народных промыслов.

Мы привыкли искать ростки промыслов в сельской глубинке, в старинных городках. А оказывается, и в совершенно новых поселениях, таких как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), созданные для функционирования высокотехнологичных оборонных систем, есть для промыслов место. Это заметили, это начали исследовать, этим обогатили учебный процесс учителя` из ЗАТО Озерный Тверской обл.

Цель нашей работы — приблизить учащихся к культурному наследию народа. Перед школьниками была поставлена задача найти в ЗАТО Озерный резчика по дереву и познакомиться с технологией резьбы и видами изделий.

Учителя Людмила Борисовна Жукова и Ирина Егоровна Кондратенко
Учителя Людмила Борисовна Жукова
и Ирина Егоровна Кондратенко

На примере этого ремесла мы постарались познакомить детей с русским народным творчеством.

На Руси (ядро нации — лесная зона) во все времена дерево было и остается наиболее доступным и дешевым строительным и поделочным материалом. Оно обладает рядом ценных качеств: легко колется, пилится, режется; достаточно прочно и твердо. Наши предки использовали дерево, как сказали бы теперь, на все сто: из луба — слоя между корой и сердцевиной дерева — люди научились делать короба? и решёта; из березовой коры — сшивать сумки и туески, из лыка и корней плели лапти, кузовки, солонки.

В современной жизни мы используем предметы быта, изготовленные не вручную, а на фабриках и заводах из пластмассы и стали. А как приятно увидеть на своей кухне резную вещь: интерьер мгновенно преображается — никакие заменители не сравнятся по красоте текстуры и естественному запаху с натуральной древесиной.

Есть ли в нашем городке люди, занимающиеся резьбой по дереву? Оказывается, есть. Наши восьмиклассники Егор Кондратенко и Ксения Токмак встретились с таким человеком, он рассказал о себе и своем увлечении.

В свободное от работы время он изготавливает резные разделочные доски, хлебницы и много других красивых вещей. Использует осину, сосну, так как это мягкие породы деревьев: не оказывая сильного сопротивления резцу, позволяют руке делать свободные движения. Инструменты: державка, нож, нож-резак, ножи-косяки, стамески, чертежный циркуль, шлифовальная шкурка, линейка, карандаш и резинка для стирания карандаша.

Резчики по дереву исстари использовали выразительные языческие орнаменты: солнце — в форме креста, вспаханное поле — в форме ромба, разделенного на четыре равные части, в центре которых вырезаны кружочки, знак грома — колесо с шестью спицами и др. Даже после принятия на Руси христианства деревянные изделия по-прежнему продолжали украшать языческими символами.

От заготовки до готового изделия
От заготовки до готового изделия

Тверская геометрическая резьба необычна, она не похожа ни на вологодскую, ни на подмосковную, ни на архангельскую. Главный элемент узора на бытовых предметах (в старину — чаще всего на прялках) — простая лепестковая розетка.

Мастер, у которого взяли интервью наши школьники, тоже использует геометрическую резьбу — рисунок из простых форм: полос, треугольников разного вида, многоугольников, кругов и т.п. Чтобы из этих форм получались красивые комбинации, отдельные элементы надо выполнять с предельной точностью и аккуратностью.

Как строится производственный процесс? Сначала делается эскиз на листе бумаги. Затем рисунок переносится на деревянную заготовку. Далее мастер прорезает контур прямыми стамесками или ножом-косяком. Эта операция называется подрезанием. Затем выпиливает подрезные канавки. Следующий этап работы — углубление фона. И только после выборки фона приступает к самому рисунку. (Необходимо во время резки следить за направлением слоев древесины, чтобы избежать скола.) Далее следует подправка и отделка рисунка, подборка фона и его шлифовка.

Страшно подумать, что в современном обществе с развитием производства, науки, архитектуры будут утрачены традиции резьбы по дереву. Пока, к счастью, в различных уголках России есть умельцы, которые могут дать дереву вторую жизнь и вложить в него свои замыслы и мечты. То, что мы получили в наследство от мастеров прошлого, и то, что создают наши талантливые современники, нужно бережно сохранять, чтобы передать будущим поколениям.

Статья подготовлена при поддержке компании «Може продакт дистрибьтюр». Если на вашем участке деревья начали болеть или завелся короед, то это не повод паниковать и хвататься за бензопилу. На сайте, расположенном по адресу «www.Mauget.Ru», вы сможете приобрести препараты для профилактики деревьев от короеда , а также найти интересующую вас информацию о правильном применении препаратов. Дайте деревьям шанс на жизнь.

Что мастер посоветовал почитать о резьбе по дереву:

1. Богатырев Е.Е. Домовая резьба. — М., 2000.

2. Борисов И.Б. Обработка дерева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3. Березнев А.В., Березнев Т.С. Резьба по дереву. — М.: Мастер, 2000.

4. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. — Минск: Парадокс, 1986.

5. Елкин В.В. Дерево рассказывает сказки. — М.: Просвещение, 1978.

6. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. — Тверь, 1995.