Экологический шок
|
Букетный березняк на глинистой
морене,
|
Центральная Сибирь — сердцевина России, а более точно — огромное ядро экологического каркаса страны. Регион площадью немногим менее 1 млн км2 — огромный рефугиум дикой природы. Он играет важную роль в экологическом балансе всей биосферы. Административно — это Эвенкия, Туруханский, Енисейский и Северо-Енисейский районы Красноярского края. Центральная Сибирь лишь незначительно затронута хозяйственной деятельностью, менее освоена и населена, чем соседние территории.
И все же влияние его величества Человека на живую природу не обошло эту страну бескрайней тайги, болот, тундр, причудливых скал, прозрачных рек и огромного Енисея в западной трети территории. Енисей — премьер по водности среди рек внетропической суши. Ежегодно он поставляет в океан 630 км3 воды.
Последняя волна потепления климата наблюдается в Центральной Сибири с начала 1980-х годов. Среднегодовая температура возросла на 1—2 °С и более в сравнении с предыдущим похолоданием. Зима стала теплее, весна и осень — продолжительнее, чем в период 1950—1970-х годов. Имеют место годы с более коротким летом.
Публикация произведена при поддержке центра защиты автомобилей от угона "АвтоДог" в Санкт-Петербурге. Центр предлагает Вам следующие услуги - автозапуск двигателя, установка автосигнализаций, иммобилайзеров, парктроников, механической защиты, автономных отопителей, автолюков, подогрев руля и сидений, оклейка винилом, тонирование автомобилей, шумоизоляция и другие услуги. Сохранение гарантии дилера, финансовые гарантии от угона, бессрочная гарантия на установку и оборудование, бесплатные консультации, а также акции и спецпредложения. Полный список категорий услуг, цены и контакты Вы сможете посмотреть на сайте - https://avtodog.ru.
Многолетняя мерзлота
Информация об отклике многолетней мерзлоты на происходящее потепление климата имеет большое значение для экономики Красноярского края.
В низовьях Подкаменной Тунгуски чувствительная (наименее устойчивая) мерзлота приурочена к ландшафтам низких (200—250 м) вершинных поверхностей и пологих склонов, сложенных глинами, суглинками с включением отдельных валунов, а также алеврито-тонкопесчаными отложениями ледникового комплекса. Здесь находятся болотистые пространства с низкорослой редкостойной (сомкнутость 40—50%) кедрово-еловой тайгой с участием березы и лиственницы.
На глубине нулевых годовых колебаний температуры мерзлый грунт обычно охлажден всего до –1 °С и даже до долей градуса с минусом. В суглинках и глинах деятельный слой — слой сезонного промерзания и протаивания — имеет мощность 0,8—1,0 м. Важным критерием наличия мерзлоты являются ямки-разрывы, чаще менее метра в диаметре и практически всегда с водой в нижней части.
С середины 1990-х годов в упомянутом регионе в теплый период мерзлота стала прогреваться сверху до нуля градусов и необратимо таять. За 1994—2003 гг. кровля мерзлоты ушла вглубь местами на 1,5—2 м и больше. Правда, кое-где, чаще всего под кочками, она оставалась на глубинах меньше 1,5 м.
Начавшаяся деградация мерзлоты сразу отразилась в облике мерзлотных ландшафтов. Исчезла вода в ямках-разрывах. Появились упавшие деревья с целиком вывороченной корневой системой стелящегося типа. Ветер легче заваливал их, так как корневая основа утеряла опору в виде твердого, мерзлого субстрата. Из-за осушения некоторые растения, в особенности хвощ, при длительном отсутствии дождя теряли зеленую окраску, придавая всегда зеленому летом напочвенному покрову необычный желтый цвет.
Видимо, даже быстрее, чем в пределах мерзлотного редколесья, мерзлота отступает вглубь в основании каменных морей, рек и потоков, называемых курумами. Их много в северной половине Енисейского кряжа и на западе Средне-Сибирского плоскогорья. В пределах курумов, в первую очередь на склонах южных и западных румбов, протаял льдистый горизонт (гольцовый лед), образовались небольшие впадины и исчезли подповерхностные холодные ручейки. Пищуха покинула курумы, которые из-за прогрева утратили ресурсы подземной влаги. Происходит зарастание курумов лишайниками, кустарничками и отдельными деревьями.
Меняющиеся реки
Большие реки, на которых нет плотин, стали опаснее для поселений. Резкое потепление в начале весны, как правило, вызывает высокий и даже катастрофическое половодье, совпадающее с ледоходом. На Енисее и Ангаре картина сложнее. По сравнению с прошлым, ныне режим этих рек нарушен влиянием потепления климата и функционированием каскада водохранилищ. Выявлен ряд негативных крупномасштабных последствий.
Заполнение трех огромных водохранилищ на Ангаре — Иркутского, Братского и Усть-Илимского, также как и Красноярского и Саяно-Шушенского водохранилищ на Енисее, в годы с сухим и жарким летом ведет к падению уровня воды в этих реках в нижнем бьефе. В нижнем течении Ангары это может вести к сокращению времени навигации и транспортировки по реке древесины из леспромхозов на лесоперерабатывающие предприятия в двух городах, где благосостояние населения полностью зависит от состояния лесной промышленности.
Метаморфозы в стоке и ледовом режиме Енисея, связанные с воздействием Ангарского и Енисейского каскадов ГЭС, в совокупности с глобальным потеплением и ростом нестабильности климата в последней четверти ХХ и начале ХХI веков, оказывают негативное влияние на природу, хозяйство и социальную обстановку в регионе. Оно выражается, прежде всего, в наличии незамерзающих зимой участков ниже каждой плотины на обеих реках. Особенно большая зимняя полынья находится в нижнем бьефе Красноярской ГЭС. Зимняя незамерзшая река начинается под плотиной — у Дивногорска, т.е. примерно в 30 км выше краевого центра, и тянется вниз по течению на 200—300 км, т.е. может достигать устья Ангары. А в январе 2007 г. Енисей был свободен ото льда у города Енисейск. Тогда длина полыньи превышала 450 км.
Высокий уровень воды зимой в Енисее (вместо зимней межени в условиях незарегулированного стока) связан с усиленным сбросом воды из водохранилищ для удовлетворения пикового потребления электроэнергии в это время. Зимние ледяные заторы в русле реки иногда приводят к локальному катастрофическому подъему его уровня, к затоплению участков поймы и наполнению старичных озер. После этого те и другие покрываются толстым льдом и исключаются из состава нерестилищ в весеннее время.
Зимний Енисей затапливал даже поселки. А весной заторное половодье из-за обилия плывущего толстого речного льда срезает строения и уносит их по частям и целиком.
В летнее время участилось маловодье на реках. Во второй половине июля и первой половине августа 2006 г. выше урочища «Щеки», т.е. в районе 110 км от устья, только незагруженные водометные катера с осадкой 60 см могли проходить по Подкаменной Тунгуске. Также было в 1994 г., а до этого — лишь в 1967-м.
Зарастание среднего течения Енисея
До середины 1960-х годов, когда на Енисее не было ГЭС, по реке проходило высокое и стремительное весеннее половодье, чистившее русло. Илы аккумулировались лишь во внутренних сегментах поймы, а песок, гравий, галечник и валуны формировали русловые формы.
С конца 1970-х годов Енисей и Ангара стали полностью зарегулированными. Обе реки потеряли природное весеннее половодье.
С тех пор илы, транспортируемые Енисем, аккумулируются во многих частях русла и на низкой пойме. Часть илов загрязнена радионуклидами. Заиление мелководий и потеря природных половодий, чистивших русло, привели к значительному зарастанию русла Енисея в среднем течении. За 40 лет северная граница зоны зарастания продвинулась от 58°05? (устье Ангары) до 61°20? с.ш., т.е. до Осиновского порога, расположенного в 60 км южнее устья Подкаменной Тунгуски.
Произошло значительное снижение кормовой ценности угодий поймы и ухудшение состояния нерестилищ. Изменился состав ихтиофауны. В зоне экспансии зарослей появился лещ и исчезли стерлядь и осетр. Местное население называет все это потерей ценной красной рыбы в обмен на малоценную черную. Красная рыба играет большую роль в рационе и бюджете большинства жителей поселений на Енисее в среднем течении. Теперь многие лишились этих возможностей как средства выживания.
Лесные пожары
Курум из крупных глыб траппов
|
Лесные пожары происходят чаще, хотя антропогенное давление на тайгу существенно уменьшилось. Когда летняя сушь и жара продолжаются около месяца и дольше, многочисленные лесные пожары неизбежны. Люди, занятые в лесном хозяйстве, видят главную причину лесных пожаров в сухих грозах. Почти невозможно затушить большой лесной пожар в местах, значительно удаленных от районных центров. Дым от большого пожара часто мешает навигации, застилая участки даже таких крупных рек, как Ангара и Енисей. Например, за лето 2003 г. число пожаров в Красноярском крае превысило 1100.
Существенным фактором усиления пожароопасности стало снижение содержания влаги в почве и напочвенном покрове всюду, где увеличивается мощность деятельного слоя в связи с быстрым углублением кровли вечной мерзлоты как следствие ее начавшейся деградации. Другой фактор — значительное расширение ареалов погибших от вредителей хвойных лесов. Существенно ослаблена защита лесов из-за недостаточного финансирования лесоохраны и проблем с техникой, в частности, из-за износа вертолетного парка и отсутствия ранее многочисленных легких аэропланов.
Снижение продуктивности
природных систем
Урожаи грибов, ягод, орехов существенно снизились из-за дестабилизации климата. Сильные заморозки, которые сменяют весеннее тепло в период цветения, резко снижают продуктивность ягодников в тайге. Участившиеся летние засухи воздействуют на ягодники, а также на урожаи семян хвойных пород, включая кедровые орехи. Брусника, черника, голубика, малина, морошка, черная и красная смородина, жимолость играют важную роль в выживании многих представителей животного мира и в традиционной экономике населения. Хороший урожай кедровых орехов прямо и косвенно значительно улучшает состояние многих популяций, в особенности бурого медведя, белки, бурундука и др. Однако низкие урожаи кедровых орехов стали скорее правилом, чем исключением.
В 1990-х и начале 2000-х годов годы с низкой продуктивностью преобладали в области нижнего течения Подкаменной Тунгуски. Тогда же сухие грозы вызвали многочисленные лесные пожары. В 2001—2003 гг. очень низкий урожай семян пихты и ели стал причиной значительного сокращения популяции белок в некоторых районах Центральной Сибири. В Енисейском районе тогда можно было встретить лишь одну белку на маршруте в 10 км.
Популяция тетерева чрезвычайно уменьшилась, что обусловлено низкими урожаями ягодников и семян березы. У тетеревов изменилась структура пищевого рациона в последние 15 лет. Птица ест молодые побеги и почки деревьев и кустарников, а также семена хвойных деревьев. В начале весны пожары часто уничтожают яйцекладки и беспомощных птенцов. Яйцекладки становятся мертвыми также из-за сильных заморозков. Ситуация с популяцией тетерева — не исключение. Численность глухарей и рябчиков снизилась очень значительно. Одну из причин этого местные жители видят в росте численности птиц-хищников, которые из-за потепления климата стали больше проникать в тайгу из более южных районов.
Вредители
Катастрофическая экспансия сибирского шелкопряда — самого опасного врага пихтовых и кедровых лесов наблюдалась в нелетние периоды 1994, 1995, 1997 и 1998 годов, когда более ста лесных пожаров было зарегистрировано только в Енисейском районе. Сибирский шелкопряд и другие вредители леса бурно размножались после жаркого лета и мягкой зимы. Паразиты убили пихтовые и кедровые леса на огромных пространствах. В нижнем течении Ангары и примыкающей Приенисейской территории общая площадь мертвых лесов достигла 5000 км2. Если убитый сибирским шелкопрядом лес не вырубить в течение 2—3 лет, то позже его можно использовать только на дрова, так как стволы деревьев будут сплошь поражены другими вредителями. Мертвый лес — самый опасный объект возникновения крупных лесных пожаров и распространения вредителей.
Расширение и сокращение местообитаний
Фиксируется продвижение с юга в подзону средней тайги энцефалитного клеща, которого обнаруживали уже примерно в районе 62° с.ш. За последние 25 лет граница его ареала продвинулась примерно на 250 км к северу. Многие насекомые лесостепи и южной тайги были обнаружены и описаны А.В. Куваевым в нижнем течении Подкаменной Тунгуски и в среднем течении Енисея, в частности, в пределах Центрально-Сибирского государственного биосферного заповедника. Заметно увеличилась численность гадюк в низовьях Подкаменной Тунгуски, хотя они были здесь крайне редки еще 10—15 лет назад. Из-за деградации мерзлоты в пределах многих курумов, главным образом на юге региона, эти местообитания теряют пищуха и горностай.
Проблемы традиционного
природопользования кетов
Кеты выехали ловить рыбу
|
Владимир Тыганов — бывший глава администрации пос. Суломай сообщает: «В десятилетие между 1950 и 1960 гг. кеты ловили много рыбы, добывали лосей на мясо, держали коров, выращивали картофель, собирали урожай кедровых орехов, ягод и грибов. Охотник добывал около двухсот шкурок соболя и еще больше — белок». Государство покупало продукцию у кетов. Небольшие госпромхозы существовали в каждом поселке. Часть кетов были оленеводами. Ныне ресурсы для охоты и рыболовства серьезно истощены. Главная причина — нарушение трофического базиса экосистем в средней тайге. Продукция рыболовства упала в несколько раз из-за избыточного стихийного вылова. Урожаи грибов, ягод, кедровых орехов упали очень значительно из-за дестабилизации климатических условий. Воздействие коротких сильных заморозков во время цветения и сухой жары сразу за ними губит будущий урожай большинства растений в тайге, имеющих высокую кормовую ценность.
В малоснежный период начала зимы 2001 г. образовался толстый ледяной покров на реках. Ранней весной с очень теплой погодой стремительное половодье с ледоходом сформировало ледовую плотину в узкой части долины Подкаменной Тунгуски. Ее разрушение привело к катастрофическому половодью высотой 23,5 м, по сравнению с меженью. Ледоход срезал большинство домов в пос. Суломай, как и многие деревья на берегах реки.
Новый поселок построен на более высоком месте. Суломай оснащен спутниковой связью. Однако душевой доход в семьях кетов недостаточен для выживания. Люди получают небольшие пособия по безработице и, при чрезмерной бедности, из бюджета администрации. Кеты по-прежнему ловят рыбу, охотятся на лося, лесного северного оленя, собирают грибы, ягоды, орехи, добывают пушнину (соболь, белка). Однако многим из них не хватает заработка, чтобы купить достаточно еды для детей и себя. Численность кетов, проживающих в Центральной Сибири, близка к 800 человек. Пятая часть их живет в Суломае. Материальное положение кетов мало отличается от ситуации с другими малыми народами в Сибири.*
Выводы
Пример изучения Центральной Сибири —
свидетельство процессов, которые со временем
могут иметь широкое распространение в лесах
бореальной части умеренного пояса. И отдельные
признаки происходящего выявляются в других
регионах. Это выразилось в виде: а) увеличения
среднегодовых температур, изменения
внутригодовой структуры климата и появления
связанных с этим экстремальных погодных и
гидрологических обстановок; б) начавшейся
широкомасштабной деградации островной
многолетней мерзлоты в большинстве типов
мерзлотных ландшафтов и соответствующего
снижения их обводненности;
в) учащения сухих гроз, пожаров, вспышек болезней
леса и их распространения на огромные площади,
неурожаев кормовых ресурсов, падения
численности промысловых животных, значительной
потери нерестилищами на Ангаре и Енисее
репродуктивных функций, негативных изменений в
составе ихтиофауны, ухудшения условий
судоходства и других отрицательных явлений; г)
продвижения с юга на север северной границы
ареалов распространения ряда представителей
животного мира, в том числе энцефалитного клеща.
Есть все основания называть происходящее экологическим шоком в биосфере. Вследствие этого природопользование в таежной зоне стало нестабильным и менее эффективным, чем 20—30 лет назад.
Адаптация к последствиям глобального потепления климата и роста его нестабильности — главная задача современности. В ближайшие несколько десятилетий человечество не в состоянии остановить глобальное потепление. Поэтому адаптация к его последствиям — самая актуальная современная проблема. Необходимо научиться предвидеть ряд будущих негативных событий и смягчать или предотвращать их последствия. В Центральной Сибири это необходимо, в частности, для планирования развития лесной промышленности и мероприятий по охране лесов, а также для достижения большей эффективности в традиционном природопользовании.
Ценные сведения об изменении природных условий в Центральной Сибири сообщили автору П.М. Ямщиков (главный лесничий Енисейского лесхоза), А.В. Борзых (главный охотовед этой же организации), А.В. Куваев (ученый-энтомолог), Н.В. Хомушко (главный лесничий Борского лесхоза), В.В. Солдатов (директор Центра защиты леса Красноярского края), Владимир и Сергей Тыгановы (главы администрации пос. Суломай в различные годы), Николай Непейвода (главный инженер лесоперерабатывающего завода № 1 в Лесосибирске). Автор искренне благодарит их за это.
* Коренные малочисленные народы России. Кеты — енисейцы по сторонкам от Енисея//География, № 6/2007. — Прим. ред.