Менделеев – химик,
|
Памятная монета достоинством 1 рубль
|
1. Формирование интереса учащихся в области межпредметных знаний (химия и география).
2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
3. Формирование навыков использования мультимедийных средств обучения.
Типология проекта:
По доминирующей деятельности — исследовательский.
По предметно-содержательной области — межпредметный.
По количеству участников — групповой (2–3 человека).
По продолжительности выполнения — 1 месяц.
Этапы выполнения проекта:
1. Деление классного коллектива на группы.
2. Выбор темы.
3. Работа с литературой и интернет-ресурсами.
4. Составление проекта. Подготовка электронной презентации.
5. Защита проекта.
6. Подведение итогов, оценивание работы учащихся в группе.
Критерии оценки работы в группе:
«3» — пассивное участие, внесение некоторых дополнений в работу группы;
«4» — подготовка теоретического материала;
«5» — подготовка теоретического материала, электронная презентация своей темы.
ХОД УРОКА
Каждая из групп раскрывает тему проекта через электронную презентацию своей темы.
I. Менделеев — гениальный русский ученый
Границ научному познанию и
предсказанию
предвидеть невозможно…
Д.И. Менделеев
1. Создатель периодического закона химических элементов, натуралист, общественный деятель, философ, патриот, горячо любивший свою Родину.
2. Неразрывная связь научных исследований Менделеева с потребностями экономического развития страны.
II. Вклад ученого в экономическую географию
Всегда и в каждом деле для
сознательности
совершаемых в нем действий преполезно
подсчитаться…
Д.И. Менделеев
Области научных исследований:
– хозяйственная оценка богатств страны;
– экономическое районирование и установление системы показателей экономического района (введение термина «характеристика» вместо «описание»);
– комплексное изучение Урала;
– постановка проблемы освоения Арктики;
– освоение Дальнего Востока;
– установление демографических показателей России.
III. Вклад Менделеева в нефтяную промышленность
Нефть не топливо — топить можно и
ассигнациями.
Д.И. Менделеев
1. Исследовал бакинские нефтепромыслы.
2. Предложил и обосновал строительство нефтепроводов.
3. Выдвинул идею использования нефти как химического сырья (глубокая нефтепереработка).
4. Выезжал в США для знакомства с нефтяным делом.
5. Труды ученого легли в основу развития нефтяной промышленности в стране.
IV. Вклад Менделеева в развитие угольной промышленности
Центры развития нашей будущей
заводской
и фабричной деятельности — это места, где
находится уголь и другие полезные ископаемые…
Д.И. Менделеев
1. Способствовал изменению таможенных тарифов на уголь.
2. Изучал месторождения угля в Донецком угольном бассейне.
3. Обосновал необходимость добычи угля в Кузбассе, Подмосковном, Кизеловском бассейнах.
4. Выдвинул идею подземной газификации угля.
V. Менделеев и сельское хозяйство
Сельское хозяйство – своего рода
промышленность
для производства растений и животных. Гораздо
выгоднее экспортировать не зерно, а скот..
Д.И. Менделеев
1. Привлек внимание к проблеме химизации сельского хозяйства и разрабатывал основы агрономической науки.
2. Внедрил научные достижения в своем имении Боблово (Подмосковье) и добился высокой урожайности в растениеводстве и продуктивности в животноводстве.
3. Предложил способы орошения земель Нижнего Поволжья с помощью ветряных двигателей.
4. Организовал опытные участки для изучения почв и удобрений.
5. Рассматривал вопросы сыроварения в крестьянских хозяйствах.
6. Выдвинул идею расширения площадей под плантации винограда и хлопка в Средней Азии.
VI. Менделеев и развитие транспорта
1. Выдвигал идеи строительства нефтепроводов (например: Баку—Батуми) и железных дорог на Урале (например, Омск—Тобольск—Пермь).
2. Способствовал освоению Северного Морского пути.
VII. Менделеев на Урале (1899 г.)
Вера в будущее России, всегда жившая во
мне,
прибыла и окрепла от близкого знакомства с
Уралом…
Д.И. Менделеев
1. Изучал запасы рудных месторождений.
2. Изучал уральские металлургические заводы и установил причину их упадка — нехватка топлива (угля).
3. Установил роль Кузбасского, Кизеловского, Экибастузского бассейнов для развития уральской промышленности.
VIII. Менделеев и метеорология
1. Вывел закон перемены температуры воздуха с изменением давления.
2. Изучал верхние слои атмосферы — 7 августа 1887 г. он поднялся на воздушном шаре для наблюдений полного солнечного затмения.
3. Издал книгу норвежского профессора Г. Мона «Метеорология, или учение о погоде».
Мысли, завещанные нам Д.И. Менделеевым
Сами трудясь, все сделаете для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача — не беда, пробуйте еще.
Надо молчать и дело делать надо, нравственную силу увеличивать, а не выбалтывать — на то много силы тратится. Чем больше будем толковать — тем больше делу прогресса повредим.
Викторина
1. В каком году и где родился Д.И. Менделеев?
2. Какое учебное заведение закончил в 1849 г.?
3. Кем Менделеев был по профессии?
4. Что он считал своей первой службой России?
5. Что считал своей второй службой?
6. Что считал своей третьей службой?
7. Что создал по поручению Военного и Морского министерства?
8. Что наблюдал, поднявшись на воздушном шаре «Русский»?
9. Какое увлечение Менделеева называли чудачеством?
10. Какие географические объекты названы именем ученого?
11. По какой стране путешествовали Менделеев с Бородиным?
12. В каких городах стоят памятники Менделееву?
13. Что Менделеев хотел покорить на ледоколе «Ермак»?
14. Что названо именем Менделеева в Пермском крае?
Ответы:
1. 1834 г. Город Тобольск.
2. Петербургский педагогический университет, естественно-математический факультет.
3. Учитель.
4. Занятия естественными науками.
5. Преподавательская деятельность.
6. Труд на пользу русской промышленности.
7. Бездымный порох.
8. Солнечное затмение.
9. Делать чемоданы и их дарить.
10. Подводный хребет в Северном Ледовитом океане; вулкан на о. Кунашир (Курильские острова); кратер на Луне.
11. Италия.
12. Санкт-Петербург, Тобольск.
13. Северный полюс.
14. Железнодорожная станция (Верещагинский район).