Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2008

Проблемные и отраслевые вопросы политической и социальной географии


«Независимость» Косово

Не спешите вносить изменения на политическую карту.
Если не хотите уподобиться гоголевской унтер-офицерской вдове

Во вторник 19 февраля я, как обычно, в начале занятия со студентами географического факультета Московского педагогического государственного университета повесил на доску политическую карту мира. «А карта у вас уже неправильная», — тут же сообщили мне студенты. Уже догадываясь о событии, что послужило поводом к этому замечанию, спрашиваю: «Почему вы так решили?» — «Так уже по всем каналам телевидения сообщили, что в Европе появилось новое государство — Косово», — отвечают мне они. Последующие несколько десятков минут я посвятил тому, чтобы расставить все точки над «i».

Сам факт признания самопровозглашенной Республики Косово несколькими государствами, пусть среди них и такие лидеры современного мира, как США, Великобритания, Франция, Германия, еще ничего не значит. Список воздерживающихся от признания гораздо длиннее. В нем есть и страны ЕС (Греция, Румыния, Словакия, Испания, Кипр), и видные региональные державы (Россия, Китай, Индонезия). У косовской независимости немало влиятельных противников, которые вполне способны заблокировать прием этого государства в ООН и другие международные объединения. Период такой «полунезависимости» может продлиться довольно долго. Так, например, некоторые страны Западной Европы до самого германского объединения в 1990 г. отказывались признавать Германскую Демократическую Республику. Уже более полувека лишен признания большинства государств мира существующий де-факто как независимое образование Тайвань.

Но главное здесь даже не признание ООН и других международных организаций, а позиция нашей страны. Ведь политическая карта — это один из инструментов внешней политики государства. Пока что (и, надеемся, на очень длительное время) позиция России четка и недвусмысленна: независимость Косово нелегитимна, эта территория лишь автономный край Республики Сербия. Соответственным образом он будет обозначаться и на всех официальных политических картах, выпущенных в нашей стране. Возможно, эта норма не распространится на красивые ламинированные карты, изданные на русском языке (с чудовищными орфографическими ошибками) иностранными издательствами, а также на карты, выпускаемые дилетантскими отечественными издательствами, не имеющими лицензий на картоиздание. Но учителям географии следует держать ухо востро и не допускать на уроки подобные издания зарубежных «доброжелателей» и внутренних троечников.

Почему Россия не признала независимости Косово? Потому что в процессе самоопределения были грубо попраны права сербской общины этого края; потому что вмешательство в исключительно внутренний конфликт Республики Сербии Соединенных Штатов и стран НАТО было грубым, циничным и бесцеремонным; потому что во всем, что американцы делают на Балканах, усматривается политика двойных стандартов. Утверждают, что косовский случай — «особый и уникальный» и не может служит образцом для разрешения других подобных конфликтов в мире. Сложно с этим согласиться. Почему албанцы внутри Сербии имеют право на самоопределение, а сербы внутри Косово нет? Почему не признается независимость подобного Косову государства сербов в Боснии и Герцеговине? А ведь там тоже была война, случались этнические чистки.

Косово — колыбель сербской культуры, там зародилась сербская государственность и Сербская православная церковь*. На этой священной земле прошла самая значимая в сербской истории битва на Косовом поле с турками (1389 г.). Готовы ли мы отдать кому-либо поля своей воинской памяти — Куликово или Бородинское?

Независимость новоиспеченного государства виртуальна и декоративна. Косово остается протекторатом стран ЕС и НАТО: государственные символы — герб и флаг — сильно смахивают на флаги этих организаций, денежная единица в крае — евро, за порядком здесь будут следить полицейские контингенты стран Евросоюза. Косово пополнило собой ряд стран, по сути потерявших свой суверенитет в последнюю волну распространения неоколониализма. К подобным несамостоятельным государствам уже можно отнести Афганистан и Ирак, которыми управляют США. Вашингтон заинтересован в косовской независимости хотя бы потому, что она дает ему законные основания укрепиться на Балканах и развернуть там свои базы. Преследуется и еще одна цель — примирение с исламским миром, отношения с которым были всерьез испорчены в результате афганской и иракской кампаний. Однако почему за усиление позиций США в исламском мире должна расплачиваться Сербия?

К 2006 г. (независимость Черногории) полностью распались все бывшие социалистические федерации в Европе — СССР, Чехословакия и Югославия. Но в случае СССР «разводились» республики, имевшие законное, юридически закрепленное право на самоопределение. Прецедент с Косово принципиально иной. Впервые за послевоенное время от суверенной страны отторгается ее часть, пусть и автономная, но неотделимая по закону. Косово открывает парад суверенитетов для автономий внутри бывших союзных республик. Далее в этом ряду — Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах, Крым, Гагаузия, Чечня, Татарстан, Тува.

Косовский прецедент может дестабилизировать ситуацию в мире. Впервые с начала смутных в мировой истории 90-х годов повторена практика поощрения сепаратизма. Сторонники отделения своих этнических ареалов, где бы они не находились: в Испании или Шри-Ланке, в Румынии или Китае, на Кипре или в Индии, ободрены этим решением.


* Подробнее о конфликте в Косово читайте: Д.В. Заяц, А.О. Кошелева. Косово (Республика Косово)//География, № 2/2001, с. 11—21.

Д.В. ЗАЯЦ