Некоторые полагают,...что озеро Чад поделено между четырьмя странами Африки — Чадом, Камеруном, Нигерией и Нигером. Так показано едва ли не на всех картах в школьных и не школьных атласах. Между тем, за последние полвека площадь акватории озера Чад сократилась более чем в 10 раз — с 26 до 1,5 тыс. км2. Причины — разбор на орошение впадающих в озеро рек (прежде всего Шари) и уменьшение количества выпадающих в регионе осадков. В результате к фактической водной поверхности озера, сжавшейся до небольшой площадки в районе устья Шари, в настоящее время имеют выход только Чад и Камерун. ...что кратчайший путь между двумя точками, лежащими на одной параллели, по этой параллели и пролегает. Ничего подобного. Кратчайший путь между двумя точками на земной сфере проходит по ортодромии, или по дуге большого круга. То есть по линии пересечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли и эти две точки. Если такое объяснение сложно, то можно проще: по ниточке, протянутой между двумя точками по поверхности глобуса. ...что Москва — крупный автомобилестроительный центр. Есть учителя, которые до сих пор убеждают в этом учеников. При этом они основываются, в частности, на учебных картах наших замечательных и своевременных атласов. Москва действительно, когда-то, в годы, когда училось самое старшее поколение нынешних учителей, была ведущим автомобилестроительным центром. К 1990 г. она пришла еще важным производителем: по легковым машинам уступала только Тольятти и Ижевску (Ижевск же, в сущности, порождение «Москвича»). Но вот данные Росстата по производству легковых автомобилей в Москве (по годам, в тыс. шт., включая сборку иномарок):
Несмотря на небольшое увеличение в 2005 г. (сборка из импортных узлов), московское автомобилестроение так и не смогло подняться. Доля Москвы в общероссийском производстве автомобилей не составляет и 1%. Так что когда вы видите в учебном атласе сектор Москвы, оформленный условной штриховкой «автомобилестроение», воспринимайте это просто как рассказ автора карты о своей юности. ...что крупнейшим грузовым портом мира является Роттердам. Это уже лет десять-пятнадцать не так. В 90-е годы его опередил Сингапур, а потом, в 2005 г., их обоих оставил позади Шанхай. В 2005 г. Шанхайский порт стал мировым лидером по грузообороту. Порт Сингапура — мировой лидер по суммарному тоннажу заходящих в него судов. Сингапур также крупнейший контейнерный порт мира. Панорама сингапурского порта —
|