Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2008

Я иду на урок


Образное представление
экономических районов на уроках

Урал

Е.Н. СЕМЕНОВА
учитель географии первой категории,
школа № 662 г. Москвы

Мы много говорим о комплексности в географии. На деле же декларируемая комплексность чаще всего оказывается поэлементным перечислением. Как наглядно выразить и представить комплексную характеристику региона?

Спонсор публикации статьи компания "Инжпласт". Продажа всех видов полиэтиленовых труб, более 1000 наименований, а также комплектующие в каталоге магазина - труба ПНД дешево. Гарантия качества, вся продукция сертифицирована, срок службы не менее 50 лет, доставка в течение суток, быстрое оформление заявки. Компания также предоставляет аппарат для сварки ПНД труб в аренду. Подробную информацию, цены, контакты, отзывы Вы найдёте на сайте: http://ingplast.ru.

Рисунок-образ с элементами картосхемы, созданный учителем или учащимися (или и тем, и другими в сотрудничестве), может стать хорошим решением проблемы. Старшеклассники, проявляющие интерес к предмету, знакомясь с региональными характеристиками, осмысляя и эмоционально переживая их, создают рисунки-образы. Художественными и графическими средствами (с элементами картографии) они выражают свои мысли о том или ином регионе, вкладывают в рисунок свою оценку изучаемой территории. Потом дети сравнивают свои работы, спорят, находят объяснения элементам каждого рассматриваемого рисунка.

Организуя процесс создания рисунков — региональных образов, учитель должен учитывать следующее. Это уроки географии, а не уроки рисования. Главная цель — повышать качество и усвояемость географических знаний. Поэтому рисунок должен быть насыщен географическим содержанием и должен стремиться к достоверности. Красота и изящество рисунка важны, но главное — не они. Ведь умение рисовать кому-то дается легче, кому-то труднее. Рисунок-образ, при всем стремлении к достоверности, должен быть абстрактным, обладать свойством научной (и отчасти художественной) абстракции. То есть это должна быть не просто, например, карта, не просто коллаж из фотографий. Это должны быть важные, существенные элементы характеристики региона, приведенные в определенную систему. Абстракция предполагает отказ от излишних, второстепенных деталей. Образ должен быть выразительным, простым, доступным.

Работа над рисунками-образа-ми многих учащихся захватывает. Заставляет их возвращаться к уже пройденному материалу, глубже вникать в него, искать дополнительные источники информации. Это ведет к лучшему запоминанию и усвоению материала.

Каждый район страны мы стараемся на уроках представить в виде рисунков, а затем собрать из них «Образную карту России».

На рисунке справа пример собирательного образа Урала, созданного моими учениками.

Урал представлен Медной горы Хозяйкой (по сказам П.П. Бажова). Расписной сарафан — это горные цепи, расходящиеся к югу веером (Южный Урал, как известно, шире северных участков цепи). Выражено географическое положение. Видны неоднородность природных условий Предуралья и Зауралья, особенности геологического строения, разнообразие полезных ископаемых, отрасли специализации.

Конечно, опытный предметник, взглянув на ученический экзерсис, найдет к чему придраться. Проверьте себя, сформулируйте 5—10 замечаний по существу к этому рисунку-образу (ниже даем некоторые подсказки). Общая картина, однако, очень содержательна, насыщенна, образна. Впечатывается в память.

Детали, которые могут стать
предметом обсуждения и корректировки рисунка

(как сами ученические ошибки можно обратить к делу познания)

Реки, растекающиеся от головы. Кама берет начало не на Урале.

Накидка (или рукава). На западе, в Предуралье изображены осадочные породы и связанные с ними нерудные полезные ископаемые, а в Зауралье — магматические (ошибочно написано магнитические) и рудные ископаемые. Это не совсем так. Магматические породы — не в Зауралье, а собственно на Урале, осадочные породы Западной Сибири подходят даже ближе к оси Урала, чем в Предуралье.

Самоцветы (кубик слева) зрительно оказываются в Предуралье. А должны быть на Урале (на самом Горном Урале). Не «хрусталь», а «горный хрусталь».

Оренбург, пуховый платок. Сокращение МРС (в отличие от распространенного КРС) употреблять не принято.

На ЮВ кокс из Кузбасса и Казахстана идет не туда, где написано Ч (черная металлургия), а куда-то в горную тайгу.

Надпись ЦБК в самом центре Урала. На самом деле целлюлозно-бумажная промышленность дислоцируется в основном в Предуралье.

Башкирия подписана ниже Оренбурга. В действительности же Оренбургская обл. не менее чем на полкорпуса южнее Башкортостана.