Музейная педагогика
М.В. ВЫЖИГИНА
зав. сектором Центра музейной педагогики
Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Л.В. ТАРАСОВА
методист Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования
Л.С. БОГОМАЗ
учитель географии средней школы № 463
Санкт-Петербурга
Мы живем в удивительном городе, обладающем
особым магнетизмом. Он притягивает десятки тысяч
туристов, которые не перестают восхищаться его
красотой. Осознают ли наши дети, живущие в
Петербурге, что это счастье и удача жить, учиться,
работать в нем? Как воспитать в ребенке сознание
того, что город страдает и радуется, вдохновляет,
помогает в трудную минуту, формирует характер,
выдержку, силу воли?
Статья опубликована при поддержке типографии "Новый Формат". Печать и издание книг - обложка на мелованной или дизайнерской бумаге, мягкий (КБС, скоба, пружина) или твёрдый переплёт, черно-белая или полноцветная печать, глянцевая, матовая или тонированная бумага. Онлайн консультант поможет Вам создать свою идеальную книгу, а с помощью калькулятора стоимости печати Вы сможете рассчитать стоимость книги. Уникальный подход к каждому клиенту, низкие цены, гарантия качества, бесплатный дизайн обложки книг, доставка по России. Посмотреть подробную информацию об услугах типографии Вы сможете на сайте: http://Типография-Новый-Формат.рф.
Музейная педагогика учит понимать Петербург,
бережно относиться к нему и его истории,
культуре. Задачей музейных педагогов является
формирование у молодого поколения городской
культуры, бережного отношения к своему городу,
памятникам культуры и архитектуры.
Важно, чтобы молодое поколение воспринимало
родной город не как отвлеченное понятие, а как
часть своей биографии, судьбы, своего «Я». Если
это переосмысление состоится, то мы забудем
такие понятия, как вандализм, безразличие,
равнодушие, а чувство сопереживания за судьбу
своего города станет естественным для каждого
его жителя.
Каждая школа решает эти вопросы по-своему: в
некоторых вводят ежемесячный день духовного
здоровья, планируют экскурсии, посещение музеев.
Рекомендуем экскурсии по краеведению нашего
города.
6-й класс
Музей хлеба
Петропавловская крепость
Геологический музей
Школьный музей малых планет
Саблинские водопады
Пулковская обсерватория
Планетарий
Кронштадт
7-й класс
Музей Арктики и Антарктики
Ботанический сад
Музей этнографии (Кунсткамера)
Зоологический музей
Планетарий
Океанариум
Русское Географическое общество
8-й класс
Русский музей
Музей почвоведения
Военно-морской музей
Горный музей
Пулковская обсерватория
Ботанический сад
Зоологический музей
Автобусная экскурсия по своему району
Музей быта
Пригороды Санкт-Петербурга
9-й класс
Музей этнографии народов России
Историко-краеведческий музей
Музей обороны и блокады Ленинграда
Музей железнодорожного транспорта
Музей связи
Музей игрушки
10-й класс
Музей истории религии
Музей этнографии (Кунсткамера)
Эрмитаж
Школа № 463 Выборгского района также ведет
работу с музеями, состоящую из нескольких этапов.
I. Подготовительный
Учитель проводит инструктаж, как использовать
музейное пространство в качестве источника
информации для получения новых знаний, как
грамотно оформить отчет. Учитель акцентирует
внимание учащихся на поведении в музее.
II. Основной
Непосредственная работа в музее. Преподаватель
должен учесть потенциал музея: доступность
экспозиции для школьников, возможности ее
восприятия, адресность.
III. Заключительный
Закрепление полученной в музее информации,
использование ее при подготовке конференций,
обобщающих, бинарных уроков, внеклассных
мероприятий.
Работа в музее может иметь различные формы.
Многолетний опыт показал бесполезность обзорных
экскурсий по всей экспозиции музея. Предпочтение
следует отдать циклам тематических лекций и
экскурсий.
Другая форма работы — поисково-исследовательская
с использованием маршрутных листов. Такая
форма не является новой, она была еще в 40-е годы
прошлого столетия. Задания для учащихся играют
роль путеводителя, что позволяет поддерживать
внимание и интерес ребят к данному виду
деятельности. Например, рассмотреть и дать
описание экспоната; найти экспонат по описанию;
сравнить экспонаты; сделать рисунок и
сопоставить его с подлинником, высказать свое
мнение, написать, что понравилось и что не
понравилось. Задания такого формата учат
извлекать знания из первоисточников,
пользоваться аннотациями, ориентироваться в
музейной среде.
Музейный урок. Он похож на обычный урок, но
проводится не в помещении школы, а в музее.
Учащиеся становятся активными участниками
происходящего действия. Музейный урок, например,
можно провести с семиклассниками в музее Арктики
и Антарктики по теме «Антарктида». Камерная
обстановка зала Антарктики позволяет сделать
это интересно и содержательно.
Договоры с музеем предполагают длительное
взаимодействие образовательного учреждения и
данного музея. Такая форма предусматривает
составление программы обучения и пошагового
освоения музейного пространства. Итогом могут
быть зачетные занятия, пресс-конференции и т.д.
Музей выходного дня. Это одна из самых
любимых форм работы у учащихся. Наша школа 18 лет
сотрудничает с Государственным музеем истории
С.-Петербурга. С первого класса не только
учащиеся, но и родители включены в освоение
музейного пространства, они вместе посещают
музей и учатся работать с его экспозициями.
Задания составляются с учетом возраст-ных
особенностей и носят занимательный характер.
Работа в музеях города формирует у учащихся не
только знания об окружающем мире, но и расширяет
для них образовательное пространство,
воспитывает у школьников любовь к прекрасному, к
природе, к нашему родному Санкт-Петербургу.
|