Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2008

Проблемные и отраслевые вопросы
политической и социальной географии


Африканский Союз (АС)

 

Год образования 2002

Число членов 53

Штаб-квартира — Аддис-Абеба (Эфиопия)

Рабочие языки — английский, арабский, испанский, французский, португальский, суахили.

Африканский Союз — правопреемник Организации Африканского Единства (ОАЕ), созданной в Аддис-Абебе в 1963 г. Двумя важнейшими задачами ОАЕ являлись укрепление солидарности и сотрудничества африканских стран и изживание негативных последствий колониализма. Одной из важнейших норм, выработанных во взаимоотношениях африканских стран еще в начальный период существования ОАЕ, стал принцип нерушимости границ, не допускающий кардинального пересмотра политической карты Африки.

Инициатором преобразования ОАЕ в более тесное интеграционное объединение АС выступил лидер Ливии Муамар Каддафи. Эта программа стала реализовываться после встречи глав африканских государств в ливийском городе Сирт в 1999 г., а 9 июля 2002 г. ОАЕ официально трансформировалась в АС.

Население Африканского Союза составляет примерно 900 млн человек, территория около 30 млн км2. Членами союза являются 52 независимых государства Африки и самопровозглашенная на территории Западной Сахары Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). В 1984 г. в знак протеста против принятия в ОАЕ САДР из организации вышло Королевство Марокко, считающее Западную Сахару частью своей территории. Марокко продолжает сторониться и Африканского Союза. Председатель АС избирается сроком на год из глав африканских государств. В январе 2008 г. на саммите в Аддис-Абебе председателем Африканского Союза был избран президент Танзании Джакая Киквете.

В названиях как самой организации, так и ее органов и подразделений, явно угадываются аналогии с устройством Европейского Союза. Высший орган союза — Ассамблея глав государств и правительств. К участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Высший исполнительный орган — Комиссия АС. С 2004 г. работает Всеафриканский парламент (по 5 депутатов от каждой страны, независимо от численности их населения), его сессии проходят в пригороде Йоханнесбурга (ЮАР) Мидранд. Планируется создание Африканского суда. В будущем у АС появятся единые вооруженные силы.

Важное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что приоритетом организации провозглашается экономическая интеграция. Органами АС разработана экономическая программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), в которой определяется стратегия развития экономики государств континента. Озабоченность лидеров государств вызывает крайне низкий уровень экономических связей между африканскими странами: на долю межафриканской торговли приходится менее 5% общего товарооборота континента. Внешнеторговые связи африканских государств с развитыми странами Европы и Америки несравнимо интенсивнее их торгового обмена друг с другом. В странах АС предусматривается введение единой валюты афро (намечено на 2023 г.).

Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций всех стран Африки, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. АС участвует в миротворческих операциях в суданском Дарфуре, Сомали, на Коморах.

Процесс интеграции не идет гладко. Затягивается создание Африканского суда и введение единой валюты (изначально ее частичный ввод планировался на 2004 г.). Очень большие сомнения высказываются относительно проекта создания зоны свободной торговли и свободного перемещения населения по примеру Шенгенской зоны в Европе. Внутри АС имеются серьезные противоречия между странами Северной и Тропической Африки, между англоязычными и франкоязычными странами, между региональными лидерами (ЮАР, Нигерия, Египет и др.), стремящимися не упустить свои лидирующие позиции, и рядовыми государствами.

Перспективы. В перспективе в Африканский Союз возможно возвращение Марокко при условии урегулирования конфликта в Западной Сахаре.