География России и
стран ближнего зарубежья |
Школьники выявляют ошибки
российской картографии
Группа учеников калужской школы № 22 под
руководством учителей В.Н. Батышовой и
О.Е. Моисеевой при поддержке управления
образования г. Калуги и Всероссийского
детского и молодежного центра аэрокосмического
образования (ВДМЦ АКО) им. С.П. Королева
провела исследовательскую работу, посвященную
Гжатскому тракту. Это старинный торговый путь из
Юхнова в Гжатск (на границе нынешних Смоленской и
Калужской обл.; Гжатск — ныне Гагарин),
соединявший южные хлебные районы с бесхлебным
севером страны.
К настоящему времени дорога не сохранилась на
всем протяжении. Школьники собирали старинные
карты, нашли по спутниковым снимкам оставшиеся
участки дороги и предприняли летом
туристические походы по тракту.
Обелиск павшим воинам 33-й армии под
командованием генерала М.Г. Ефремова у деревни
Алферово в районе Гжатского тракта. Весной
1942 г. для выхода из окружения на Угре бойцам
оставалось 2 км, но из-за отсутствия танков и
тяжелого вооружения они не смогли прорваться
Развитие Гжатского пути начинается со времен
Петра I, который издал указ о строительстве на
реке Гжати пристани для вывоза товаров из
юго-западных и центральных районов в Северную
столицу. Из Калуги, Мещовска, Мосальска,
Сухиничей товары везли в Юхнов, а потом по
Гжатскому тракту к пристани. Множество крестьян
занималось подвозом товаров к Гжатской пристани.
С пристани грузы высокой водой отправлялись вниз
по Гжати, затем в Вазузу, Волгу, а далее через
Вышневолоцкую или др. водные системы на
северо-запад.
Первый же хлебный караван, прибывший в
Санкт-Петербург с Гжати, спас от голода тысячи
строителей Ладожского канала. Гжатская пристань
стала «житницей Петербурга».
В годы Отечественной войны 1812 г. вдоль
Гжатского тракта действовал партизанский отряд
Дениса Давыдова и юхновские ополченцы, благодаря
чему Юхновский уезд не был разорен армией
Наполеона.
Существование тракта заканчивается в ХХ в.
Транспортный путь изображен на русских картах
издания 1911 г. В годы Великой Отечественной
войны копии этих карт использовали части
вермахта при наступлении на Москву в октябре
1941 г.
По данным немецких оперативных карт 1941 г.,
части моторизованной дивизии СС «Райх», захватив
Юхнов, прошли по Гжатскому тракту из Юхнова на
Гжатск, перерезали Минское шоссе и 9 октября
вошли в Гжатск, сформировав кольцо вокруг
окруженных под Вязьмой советских сил.
В ходе контрнаступления под Москвой в
январе—марте 1942 г. на Гжатском тракте снова
развернулись кровопролитные бои, в результате
которых 33-я армия генерала Ефремова,
прорвавшаяся к Вязьме, попала в окружение. Гитлер
в директиве от 15 января 1942 г. требовал, чтобы
при отводе немецких войск «дороги
Юхнов—Гжатск—Зубцов—Ржев оставались свободны
в качестве поперечной связи сзади фронта»,
однако удержать Гжатский тракт на всем
протяжении гитлеровцам не удалось.
Окончательное освобождение пришло в марте
1943 г.
Война стала катастрофой для края. После
двухлетней оккупации и ожесточенных боев
окрестные деревни были разорены или сожжены, а
местные жители угнаны в Германию. Города Гжатск и
Юхнов превращены в развалины. Отступая,
гитлеровцы поджигали деревни и взрывали церкви.
Некоторые участки Гжатского тракта послужили
основой современных автодорог, в других местах
движение по тракту затруднено даже на
внедорожниках. На местности тракт угадывается
среди заросшей травы по наличию насыпи и
посадкам деревьев. Трассу еще можно отследить на
детальных космических снимках.
О прошедшей войне до сих пор напоминают
обелиски, следы от воронок, заросшие окопы и
остатки колючей проволоки в лесу. Бывшие деревни,
отмеченные на старых картах, сегодня
превратились в отдельные дворы, а то и вовсе в
погосты.
В 2003 г. на месте уничтоженной гитлеровцами на
Гжатском тракте деревни Никитино, известной с
XVI в., установлен поклонный крест.
Часть старинного торгового пути сегодня
проходит по территории национального парка Угра,
где в здании бывшего Беляевского лесничества
открыт музей Гжатского тракта.
В своих исследованиях калужские школьники
столкнулись с удивительными «вольностями»
современных российских картографов. Так, в
региональном атласе Калужской области 2002 г. на
месте начала Гжатского тракта у города Юхнова,
показана автодорога с асфальтовым покрытием,
пересекающая реку Угра через мост.
Изучив побережье Угры в районе Юхнова,
школьники установили, что моста здесь нет очень
давно, много десятилетий. Как нет и
асфальтированной трассы сразу за переправой
(дорога начинается через несколько километров).
Атлас издан 439-й центральной экспериментальной
военно-картографической фабрикой, расположенной
в Москве. На обложке атласа указано, что фабрика
— ведущее предприятие топографической службы ВС
РФ. Можно только гадать, почему картографы решили
«нарисовать» мост.
Интересно, что военные карты советской эпохи,
доступные сегодня в Интернете, отражали
реальность гораздо точнее, чем труды их
российских последователей. На старой советской
карте Генерального штаба ВС СССР 1985 г. (М.
1:200 000) мост через реку Угру в районе Юхнова
отсутствует, а сам Гжатский тракт показан
грунтовыми и лесными дорогами.
По материалам
Алексея КУЧЕЙКО//R&D.CNew
|