Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2008

Я иду на урок


Обучающие задачи на моих уроках

Десять лет назад я познакомилась с нашей газетой. Как ни странно, благодаря учителю математики. Арон Рувимович Майзелис преподавал математику в школе, в которую я волей случая попала. Несколько раз он приносил мне вырезки с интересными заданиями. Например, про путешествие доктора Айболита, дети 6—7-го класса описывали это путешествие как реальное. Я использовала это задание для творческих работ. Потом наступил период когда я довольно долго не обращалась к газете. Но примерно 4 года назад, газета вернулась ко мне и теперь я просто не мыслю географию без «Географии». Как говорят мои коллеги, это клондайк знаний, кладезь методических подсказок, сокровищница статистики. И вообще то, без чего сейчас работать было бы труднее и, честно говоря, не очень-то интересно. Спасибо газете.

Мне очень нравятся географические задачи. Я работаю в физико-математическом лицее, и число часов на географию у нас сокращено катастрофически: в 9-м — 1 час, в 10-м — 1 час. Про программу вспоминаю часто, но понимаю, что в отведенное время ей соответствовать невероятно тяжело. А наши ученики заняты математикой, физикой, программированием. Приходится соответствовать. А тут как раз кстати задачи «Географии».

Я стала применять задачи с 8-го класса. Сначала на пересечение множеств, а затем и другие виды задач. Мне и моим ученикам понравилось. Особенно заинтересованным высылаю по электронной почте, и они приносят полностью решенную задачу с подробным объяснением.

Уроки по курсу 9-го класса не всегда получаются живыми и доступными для понимания ребят. Жизненного опыта и знаний маловато, а мы им — про предприятия, комплексы, регионы. Часто получается формально: по плану ученик должен знать факторы размещения, местонахождение и т.д. Но нет образа, нет интереса. А вот на слово «задача» мои ученики, как все математики, очень хорошо реагируют. Начала сама составлять «обучающие задачи», модернизировать публикуемые в «Географии».

Центрально-Черноземный район.

Рассказ о районе начала с того, что раздала текст задачи.

Первый (или, если хотите, завершающий) вопрос: Можете ли вы ответить, почему задача так названа? Как бы вы ее назвали?

Задача «Металл и чернозем»

Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О его соседях известно следующее:

О первом

Расположен на самой большой низменности Центральной России, при этом главный город находится на притоке притока Оки

О втором

Это самый маленький по площади субъект федерации в ЦЧР

О третьем

На его территории есть АЭС, главный город расположен на притоке притока Днепра

О четвертом

Его экономика опирается на колоссальные богатства недр и уникальные черноземы. Занимает 1-е место в России по добыче железных руд

Назовите Х и его соседей. По возможности прокомментируйте подробности. Попробуйте охарактеризовать Х. Дополните информацию о соседях.

Ответ

1. Тамбовская обл. Это единственный в ЦЧР субъект федерации, чей главный город находится на реке Цне (притоке Мокши, впадающей в свою очередь в Оку) и который сам при этом лежит в Окско-Донской низменности.

2. По справочным данным легко определить: самая маленькая в ЦЧР — Липецкая обл. (S = 24 тыс. км2).

3. Курская обл. АЭС в районе две: Курская и Нововоронежская. Но Воронеж расположен на реке Воронеж, притоке Дона, а Курск — на реке Сейм, притоке Десны; Десна же, как известно, приток Днепра.

4. Белгородская обл. Бо'льшая часть КМА находится в ее пределах, а расположение в лесостепной зоне — гарантия наличия черноземов.

Искомый субъект федерации — Воронежская обл.

Дополнительная информация, которую ученики добыли сами, пользуясь возможностями атласа, словарей, Интернета (в компьютерном классе это легко сделать). И сами таким образом сделали эскизы новых задачи.

О первом соседе. Почти 4/5 территории составляют сельхозугодья. Коренным населением была мордва, поэтому многие названия здесь мордовские. Имя главного города по-мордовски, вероятно, означает омут. Главный город основан в 1636 г., как укрепленный пункт на Диком поле. Эта область — родина героини советского народа Зои Анатольевны Космодемьянской.

О втором соседе. Он мал по площади, но его знают в России: продукция одного из здешних предприятий популярна у людей, старающихся поддерживать себя в «тонусе». Главный город находится на притоке Дона. Здесь имеются минеральные воды и курорт. Назовите реку, на которой находится главный город. Назовите продукцию, о которой шла речь.

О втором соседе (вариант). Эта территория до 1954 г. не была отдельной областью. Сейчас область — одна из самых динамично развивающихся в России. В главном городе — более 500 тыс. жителей. Крупнейшее предприятие — НЛМК, промышленный гигант, один из крупнейших производителей металлопроката в Европе. Расшифруйте аббревиатуру «НЛМК». Какие факторы повлияли на развитие металлургии в этом регионе?

О третьем соседе. Расположен на Среднерусской возвышенности (высота до 275 м). Главный город находится на притоке притока Днепра. В пределах этого субъекта федерации находится часть крупнейшего железорудного бассейна в стране. Здесь и часть заповедника, который называется так же, как и экономический район. При въезде в главный город сооружен мемориальный комплекс в честь происходившей в этих местах в 1943 г. одной из крупнейших битв Великой Отечественной войны.

О четвертом соседе. Здесь находится одно из самых крупных в мире месторождений железных руд, значительное металлургическое производство. До открытия месторождения эта область специализировалась в основном на производстве сельскохозяйственной продукции. Производит пищевые продукты и ныне. Многим известен, например, майонез «Слобода». На территории этого субъекта федерации находится Прохоровское поле, где 12 июля 1943 г. произошло крупнейшее танковое сражение в истории войн.

Об Х. Здесь в петровское время на верфях был построен первый российский флот, удививший Европу и устрашивший Азию. Здесь расположен природный историко-археологический музей-заповедник «Дивногорье» с меловыми столбами-останцами Дивы. Главный город — самый большой в ЦЧР.

Можно дополнить информацию о ЦЧР, используя исторические данные, или вспомнить о замечательных людях — уроженцах района. Ребята делают это уже в качестве домашнего задания — в презентациях. Дети владеют сегодня компьютером лучше, чем мы, и «изготовление» такого портрета региона не занимает у них много времени. Здесь привожу пример по Воронежской области (ученическая работа).

Конечно, можно сделать замечание моим школьникам, что, упомянув Никитина, они забыли, например, о воронежце Кольцове — даровании еще более оригинальном и самобытном. Но сразу ведь всего не обнимешь. Уже сделав такую презентацию, школьники ввели в свой информационный оборот много новых имен и объектов. У них появились «ядра кристаллизации», вокруг которых постепенно будет складываться образ территории.

После решения первой же такой задачи мои ученики во всех 9-х классах (их у меня четыре) сказали, что эта форма изучения территории им нравится по нескольким причинам. Вот мотивировки:

«Интересно, так как работаем самостоятельно».

«Вспоминаем, что есть учебник, карта, справочники».

«Можно в компьютере получить информацию».

«Говорит не только учитель».

«Теперь знаем, что Тамбов на Цне, Цна — приток Мокши, а та приток Оки, а уж это почти Волга».

«Теперь смотрю на то, где изготовлен продукт, потом ищу на карте».

И.В. КОЛОНИСТОВА,
учитель географии
физико-математического лицея № 30,
Санкт-Петербург