Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2008

Наша почта


Узнать или познать?

Вокруг вопросов «Чему учить?», «Как учить?», «На что тратить драгоценное учебное время?» кипят почти шекспировские страсти в школах, в руководящих инстанциях и просто на кухнях. Все учителя озабочены вопросом: как сделать процесс обучения привлекательным для молодого человека?

Модель нашего общения с окружающим миром стремительно меняется. Современная достаточно информированная молодежь любит узнавать, но не познавать. Ограничиваясь случайно нахватанными сведениями, молодые люди начинают узнавать что-то в себе, в природе, на случайных иллюстрациях, на географических картах и т.п. Такая осведомленность порождает в молодом человеке ложное представление о собственной образованности. Молодые люди и большинство родителей искренне считают, что уж географию-то они знают хорошо. Неадекватная оценка своих знаний имеет место не только в географии.

Сейчас много пишется, говорится о перегруженности учебных программ. Как правило, делается вывод, что поверхностное отношение молодых людей к знаниям — результат слишком большого потока информации. Вряд ли это справедливо. Скорее всего, дело в низкой познавательной культуре, в нежелании делать над собой усилие, просто трудиться. Узнавание — процесс быстрый, легкий. Познание — это постоянный труд ума и души.

Современные учащиеся в большинстве своем не читают не только научно-популярную и художественную литературу, но даже учебники. В большей степени это распространяется на детей способных, на детей с «широкими и чистыми файлами». Такие дети легко запоминают, о чем говорил учитель на уроке, и не утруждают себя чтением учебников. Сейчас информацию люди получают через телевизионную картинку или на слух. Молодые люди цепляют ее краем сознания, становятся осведомленными, но от этого не делаются более культурными и образованными. У них возникает иллюзия всезнайства. Например, после катастрофы с подводной лодкой «Курск» нашлось немало молодых людей, которые стали думать, что город Курск находится на берегу Баренцева моря. После трагических событий сентября 2005 года в Беслане именно этот город стали называть столицей Северной Осетии. Обрывочная зрительно-слуховая информация приводит к тому, что в работах учащихся фигурируют Варенцево море (Баренцево), Алтайская возвышенность (Валдайская), Иванское море (Яванское) и другие изобретенные географические топонимы.

Как же перейти от узнавания к настоящему, полезному и созидательному познанию? Вряд ли кто-то может дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Но работать в этом направлении нужно. Наверное, не следует все новое отвергать или безоговорочно принимать, а не новое — забывать.

Какими бы совершенными техническими средствами ни оснащался учебный процесс, творческий учитель, сотрудничество учителя и ученика будут главными в процессе обучения. Если привычные, отработанные, но не новые методические приемы дают результаты, стоит ли от них отказываться. Например, я прошу ученика показать на карте море (реку, озеро) и сказать, к какому океаническому бассейну принадлежит данное море (река, озеро). Завязывается мини-беседа. Она очень информативна для учителя и полезна для ученика. Благодаря такому общению в сознании ученика выстраивается логическая цепочка, весьма важная для познания. Примеров использования этого приема можно привести бесконечное множество.

На первый взгляд, это пустяковый прием. Но в действительности он очень хорошо работает. Смышленые ученики быстро понимают, что от них требуется, и становятся более внимательными при работе с картой и текстом. Находятся и такие, которые, предупреждая мой нечаянный вопрос, выдают всё разом. Показывая какой-либо географический объект на карте, они называют и океанический бассейн, и материк, и часть света, и страну, и даже примерную высоту над уровнем моря. Иногда это получается комично, но меня радует.

Не секрет и не новость, что часто проблемы в обучении связаны с плохой конкретизацией учебной задачи. Если ученик четко понимает стоящую перед ним задачу, он работает с желанием и выдает то, что надо. Поэтому чрезвычайно важно самому учителю очень четко представлять, что он хочет от ученика на каждом конкретном уроке и от каждого вида деятельности.

Не новый, но полезный методический прием — контрольная на двоих. Работа выполняется по одному варианту или по нескольким (это не имеет значения). Учащиеся сами подбирают себе пару. Условия: время ограничено, можно пользоваться атласом, учебником, и самое главное — работать вместе. Как правило, оценки у партнеров получаются одинаковыми. Но главный результат не в оценке, а в совместном поиске. Мы понимаем, что это и не контрольная работа вовсе, а продолжение обучения. Такая деятельность полезна для обеих сторон в паре. Один растет, другой подтягивается. Лучше, если это будет не тест, а небольшие логические задачи.

Есть мнение, что нетрадиционная форма урока — панацея от равнодушия к учебному процессу. Не соглашусь. Разнообразие форм уроков должно быть, но очень дозировано. Увлеченность игровыми уроками порождает отношение к уроку как к зрелищу. Нетрадиционные уроки — это экзотический десерт к основному, очень полезному блюду. Он не питает и не способствует здоровью.

Мы, учителя, выполняем программу и не можем произвольно что-то убрать или добавить. Наверное, есть смысл изменить соотношение между теоретической и практической частями школьной программы по географии. Скажем, уравнять их: 50% учебного времени на теорию и 50% на практические работы. А может быть, даже на 1 час теории сделать 2 часа практики. В этом направлении стоит работать и учителям, и особенно Министерству образования. Надо заметить, что лед уже тронулся. Сейчас мы столкнулись с большими изменениями в олимпиадах по географии. В 2007/08 уч. г. большое внимание было уделено практическим навыкам учащихся.

Я помню время, когда сильно критиковались неинтересные учебники за то, что материал в них подается в сублимированной форме, не захватывает эмоциональную сферу ребенка. Сейчас можно издавать какие угодно эффектные и содержательные учебники. Их не будут читать. Традиционная культура чтения ушла из нашей жизни. Люди довольствуются именно сублимированной информацией из единого для всех источника — Интернета.

Наряду с традиционными учебниками по географии начали издавать их электронные аналоги и размещать на специальных сайтах или порталах. Материал электронного учебника на сайте можно легко обновлять и изменять по необходимости. Можно будет выбирать или одновременно использовать несколько учебников. Разве плохо, если ученик сам будет выбирать, что ему иметь под рукой — печатное издание или компьютерную мышь. Жизнь покажет, что удобнее и результативнее. Совместные усилия работающих учителей, педагогов-теоретиков, психологов, руководителей народного образования не могут не дать позитивного результата, если будут дополнять друг друга.

Р.М. ЛАТЫПОВА,
учитель географии гимназии № 2,
г. Салават,
Республика Башкортостан