Бескомпромиссные горцыКурдов считают самым крупным в мире народом, не имеющим своего национального государства. Если задуматься, это утверждение неверно. Существуют куда более крупные этносы, не имеющие своего национально-государственного очага (см. таблицу). Таблица Крупнейшие народы мира, не имеющие
Примечание. Национальным государством хиндустанцев, второго по численности народа мира после китайцев, пусть и с натяжкой, следует признать Индию (хинди — язык межнационального общения в этом государстве). Национальное государство бенгальцев — Бангладеш, яванцев — Индонезия (с той же долей приближения, что и в примере с хиндустанцами и Индией). Не все народы, включенные в таблицу, легко мирятся с тем, что их государств нет на политической карте. Например, пенджабцы уже с середины прошлого века добиваются образования независимого государства Халистан. Эту борьбу поддерживает, правда, лишь та часть народа, которая исповедует сикхизм. Пенджабцы-мусульмане, живущие в Пакистане, и пенджабцы-индуисты, которых очень много в Индии, пока еще не заявляли о своих притязаниях на суверенитет. Но национально-религиозное движение пенджабцев-сикхов — важный дестабилизирующий фактор в современной Индии. В штате Пенджаб несколько раз за последние десятилетия вводилось прямое президентское правление. Пенджабцами-сикхами — телохранителями первых лиц индийского государства в 1984 г. была убита многолетний премьер-министр страны Индира Ганди. Ее сын, Раджив Ганди, семь лет спустя оказался жертвой другого удачного покушения, совершенного тамилами, представителями еще одного народа без государства. Тамилы добиваются автономии или даже полной независимости от Индии, но всё же более упорную борьбу ведут с властями Шри-Ланки за создание на тамильском севере острова государства Тамил-Илам. Недобрую славу во всем мире имеют бойцы этого движения — «Тигры освобождения Тамил-Илама». Но вернемся к курдам. В ряду «бездомных» народов они все же выделяются. Пусть не численностью, но раздробленностью этнического ареала; в таблице им нет равных по степени пересеченности территории их компактного расселения государственными границами. Почему так сложилось? Что это, мировой антикурдский заговор, специально чинящий препятствия национальной консолидации и национальному возрождению? Скорее всего, в этом нет злого умысла. Сравните этническую карту с физической и вы увидите, что курды — горный народ. Его этническая родина очерчена изогипсой 1000 м. Серый контур на карте на с. 3, обозначающий ареал расселения курдов, словно сошел с физической карты Юго-Западной Азии: полностью закрашено Армянское нагорье, северная часть Загроса, самые высокие части иранского Эльбурса и Туркмено-Хорасанских гор. Курды исторически тяготели к горам. Тот факт, что часть курдов проживает на равнине (в Сирии, в Германии и других странах Западной Европы), можно не брать в расчет: этому изменению этнического ареала слишком мало лет. Вокруг курдов живут персы, арабы и турки — народы подчеркнуто равнинные, с некоторой боязнью воспринимающие горные ландшафты. Государственность у этих народов, вскормленных плодородными равнинами, появилась раньше, чем у гордых и честолюбивых, но относительно бедных курдов. Поэтому именно курдские горы стали барьерами между странами*. У курдов в борьбе за территорию, помимо турок, персов, иракских и сирийских арабов, есть и еще один влиятельный конкурент — армяне. Недаром основная часть Курдистана расположена в пределах Армянского нагорья. Согласно некоторым проектам территориального переустройства Османской империи в начале ХХ в., вся северная часть той территории, что ныне курдским национальным движением рассматривается как зародыш суверенного государства, должна была входить в состав Армении. Оттуда же происходит и «выплеск» территории Курдистана в сторону залива Искандерун Черного моря: армянам в свое время хотелось «дотянуться» до Киликии — приморского очага своей культуры. Курды должны были получить государственность на обломках султанской Турции по Севрскому мирному договору 1920 г., но влиятельные мировые державы решили по-другому. В 1920-е годы в Советском Закавказье был создан Красный Курдистан — автономная область, имеющая довольно примечательное положение. Эта автономия, находясь на территории Азербайджанской ССР, разделяла армянское население Армянской ССР и автономной области Нагорного Карабаха, препятствуя их объединению. Центром автономии был город Лачин, именно через него ныне проходит знаменитый Лачинский транспортный коридор — «дорога жизни», соединяющая Армению и Нагорно-Карабахскую Республику. Красный Курдистан был ликвидирован в 1930-е годы, но курдское население там какое-то время еще оставалось, пока полностью не покинуло территорию вместе с азербайджанцами во время межэтнического конфликта в начале 1990-х годов. В отношении определения численности курдов ведутся ожесточенные споры. Статистическая и научная проблема стала заложницей политических игр. Согласно минимальным оценкам, курдское население в мире составляет около 20 млн. Сами курдские источники приводят численность в 40 млн (по этим оценкам, только в России проживает 0,5 млн курдов)**. Наиболее реалистичными выглядят оценки в 33—35 млн. Курдское население ряда республик бывшего СССР (Армении, Грузии, России) представлено главным образом езидами — особой этноконфессиональной группой. Сами езиды в большинстве своем не отождествляют себя с курдами. Езиды говорят на особом диалекте курдского языка, исповедуют национальную религию — езидизм. Из-за того, что на протяжении своей долгой истории езиды часто подвергались гонениям, их религиозная община носит закрытый характер и потому слабо изучена. Вероучение вобрало в себя элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства***. Езиды почитают верховного ангела Малак Тавуса, которого изображают в обличье павлина. Езиды верят в переселение душ. В их верованиях большую роль играют солнце и четыре стихии — земля, вода, воздух и огонь, который под влиянием зороастризма считается самой священной стихией. В России, по данным переписи 2002 г., проживает 19,6 тыс. курдов. Езидов, которые учитывались отдельно, — 31,3 тыс. В настоящее время курдское самоуправление действует только на территории Иракского Курдистана. Президент нынешнего Ирака — курд Джаляль Талабани. Правда, властителем всей государственной территории его назвать сложно: контроль центрального правительства распространяется лишь на отдельные районы страны. Те районы, где не живут курды или дискриминируемые прежним режимом Саддама Хусейна шииты, где нет американских солдат и вооруженных контингентов их союзников, — совсем другой Ирак, там представители «цивилизованных стран» предпочитают не появляться. В последние годы курды с удвоенной энергией стали добиваться создания независимого государства. И дело здесь не в усилении дискриминации со стороны ведущих наций государств, разделивших Курдистан. И даже не в усилении национального самосознания, не в развитии национальной культуры. Пока в мировой политике господствуют двойные стандарты, пока одни и те же события в разных частях мира трактуются по-разному, успокоить алчущих увидеть триумф национальной идеи людей очень сложно. Действительно, как можно вразумительно объяснить курдам, что для восьмимиллионного албанского народа просвещенные и демократические государства Европы и Америки готовы создать второе государство — Косово, в то время как в несколько раз превосходящие албанцев по численности курды не заслужили даже одного. * Чем-то напоминает судьбу курдов история осетинского народа, проживающего в Кавказских горах и разделенного между Россией и Грузией. ** Официальная статистика Азербайджана говорит о 40—60 тыс. курдов, проживающих в стране. По курдским источникам, в Азербайджане более 400 тыс. курдов, многие из которых переселились из Турции за последние годы (это активисты борющейся за независимость Курдской рабочей партии). Покойный президент Азербайджана Гейдар Алиев, отец нынешнего президента страны Ильхама Алиева, наполовину был курдом. *** Манихейство — религиозное учение перса Мани (Манеса), жившего в III в. н.э. Одна из религий древних иранцев. Д.В. ЗАЯЦ |