Познай сам и подари мир детямПоезд «Россия» сообщением Москва—Владивосток. Для меня это не просто фирменный поезд, это поезд, который увезет меня в мою мечту детства — к берегам Байкала. Мечта стала явью благодаря усилиям Российской ассоциации учителей географии, которая организовала летнюю полевую практику на Байкале в рамках курсов повышения квалификации.Глядя из окна купе, мы восхищались красотой пейзажей и не переставали восторгаться и удивляться широте, красоте русских просторов, уникальности безбрежных ландшафтов России, о которых так часто мы говорим на уроках. Наверно, надо действительно проехать по бескрайним просторам страны, чтобы оценить то место, где ты живешь. Город Омск. Отсюда начинается наша полевая практика. Нас ждали, нас встречали коллеги из Омского областного отделения ассоциации учителей географии. Здесь мы узнали и прочувствовали на себе широту сибирского гостеприимства, познали теплоту дружеского общения. Они взахлеб рассказывали, показывая нам самые любимые уголки своего города и его окрестностей. Омичи гордятся своим городом и имеют на это право. Омск был отправным пунктом экс-педиций Н.М. Пржевальского, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Г.Н. Потанина, исследовавших Центральную Азию. М.В. Певцов (1843—1902) преподавал географию в Сибирском кадетском корпусе, является автором пособия по географии «Начальные обоснования математической и физической географии». М.В. Певцов вложил много труда в организацию Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ИРГО). Именем Певцова назван ледник на Алтае, улица в г. Омске. В память об ученом Омским региональным отделением РГО учреждена премия его имени. А.Н. Седельников (1876—1919) — научная деятельность тесно связана с его участием в работе Западно-Сибирского отдела ИРГО. За научную работу «Озеро Зайсан» удостоен в 1912 г. золотой медали Русского географического общества. Является автором первого учебника родиноведения, вышедшего в 1916 г. Д.Н. Фиалков (1909—1995) — профессор, доктор географических наук, заслуженный работник геодезии и картографии РСФСР, почетный член Русского географического общества. Изучению Омского региона Д.Н. Фиалков отдал 64 года жизни. Бывали в Омске и такие известные географы и путешественники, как А.Э. Брем, А. Гумбольдт, Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, И.П. Фальк. Омскую землю воспевали и прославляли М.А. Врубель (гениальный русский художник), Ф.М. Достоевский (всемирно известный русский писатель, заключенный омского острога), Д.М. Карбышев (Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск), А.В. Колчак (полярный исследователь, адмирал, «верховный правитель российского государства» в Омске с 1918 по 1919 г.). «Дома были деревянные, очень невзрачные и не обсаженные ни садиком, ни деревьями. Зато за городом, в двух верстах ниже предела города того времени, на высоком берегу расстилался обширный и прекрасный парк — удобное и любимое место для гуляний омских обывателей». Такое описание составил Семенов-Тян-Шанский Омску, Старой загородной роще. Мы также любовались этими местами. Нас отвезли на территорию «Пять озер». Легенда гласит, что пять озер, расположенных в тайге на севере Омской и Новосибирской областей, образовались много тысяч лет тому назад в результате падения кусков огромного метеорита. Озера эти якобы соединены подземной рекой, вода в них «святая» — не портится годами. За целебные свойства ее называют «живой водой». Омичи частые гости на этих озерах. А учителя проводят здесь свои полевые практики с учащимися, устраивают туристические слеты, ведут с ребятами исследовательскую работу и используют собранный материал на своих уроках. Четыре озера из пяти назовет любой местный школьник: Линево, Данилово, Шайтан, Щучье, а вот пятое… Месторасположение пятого озера точно никто не знает. И оно у каждого свое. Второй день дарит нам Омск индустриальный. Омск предстал перед нами как город, занимающий 2-е место в Сибири после Новосибирска и 7-е в стране по численности населения. Как крупный центр машиностроения, металлургии, легкой, полиграфической и химической промышленности. Многие из объектов военно-промышленного комплекса появились в Омске после Второй мировой войны. Крупнейший в России (и третий в Европе) нефтеперерабатывающий завод (ныне принадлежит OAO «Газпром-нефть»). Присутствие в городе крупных промышленных предприятий, многие из которых были эвакуированы из Европейской части страны в годы войны, дает ему право именоваться одним из крупнейших индустриальных центров страны. Основу промышленности города составляет нефтехимия. Омск — красивый современный город. Город благоустраивается, обновляется, строится, растет, готовится к 300-летию. Вот уже подходит к концу и второй день нашего пребывания в Омске. У нас еще по плану музейная педагогика и ее использование на уроках географии и других школьных предметов. Народный учитель СССР, бессменный директор Музея космонавтики, учитель географии омской школы № 55 Л.Я. Кичигина проводит экскурсию по своему музею. «У нас не только можно многое увидеть, но и много узнать, — говорит Лидия Яковлевна Кичигина. — Наш музей — не тихое помещение, здесь постоянно проходят уроки физики, астрономии, географии, литературы, иностранного языка, природоведения и истории. Здесь показываются учебные фильмы, работают различные кружки, проходят встречи с гостями и интересными людьми. Так давайте же вести с вашими ребятами переписку по Интернету, — предлагает Лидия Яковлевна. — Мы вам расскажем и пришлем презентации нашего музея и собранный материал о космосе, который вы сможете использовать на уроках. А нас интересует, кто, когда из космонавтов бывал или проживал на вашей земле и как его имя связано с вашей родиной. Через такую поисковую работу вы многое узнаете о космонавтике и познакомитесь с профессиями, связанными с ней. Давайте установим виртуальный мост общения между нашими школами, городами». Хорошие впечатления от делового общения с омскими учителями остались у нас и на следующий день, который начался в стенах Омского института развития образования. Хозяйка — неутомимый труженик, собиратель всех новых прогрессивных идей, инициатор и вдохновитель омских учителей Галина Ивановна Саренко, заведующая кафедрой естественно-географического образования этого института. Благодаря ее стараниям, инициативе и организаторским способностям состоялось наше знакомство с этим городом и людьми. Она распахнула перед нами двери своей педагогической гостиной с поэтическим названием «Опыт коллег по крупицам вбирая». География — наука предметная, и отвлеченных разговоров не терпит. Поэтому следующий день был посвящен вопросам практическим, конкретным: - «Критерии успеха географического образования» (Г.И. Саренко, зав. кафедрой естественно-географического образования Омского института развития образования); - «Региональный компонент в изучении географии России» (Л.В. Володкевич, учитель географии, победитель «номинации 100 тыс.», активный член региональной ассоциации учителей географии/РАУГ/); - «Использование краеведческого материала при выполнении программных практических работ» (В.А. Реук, учитель географии, член РАУГ, активный, неуемный путешественник); - «Электронный учебник географии» (Е.А. Парфенова, почетный работник народного образования, победитель «номинации 100 тыс.», руководитель методобъединения учителей географии Омского района); - «Освоение интернет-ресурсов учителями географии» (Е.М. Осетрова, учитель географии и биологии, активный участник РАУГ). Выступающих омичей сменяли учителя из Москвы, Сочи, Усть-Лабинска. Рассказывая о своих новых технологиях, делились наработками, опытом, сравнивали его с опытом омичей, спорили, задавали вопросы, знакомились с геоинформационным продуктом, с методическими материалами и специальным программным обеспечением, которое может быть использовано в ходе подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ, менялись материалами и разработанными уроками по географии, интересовались событиями в регионах, высказывали свое мнение. Отмечалась роль учебного краеведения как разностороннего изучения местности с использованием материала различных дисциплин (например, географии, истории, биологии, литературы). Краеведческий подход в преподавании — извечное направление в работе учителя, тем более географа, оно должно быть одним из главных и в школе XXI века. Учителя географии говорили о необходимости привлечения ресурсов Интернет для актуализации и визуализации фактической информации о России и мире, для восполнения недостатка карт и космических снимков разных масштабов, геоинформационных систем, ныне входящих в широкое практическое использование. Использование Интернета способствует повышению квалификации учителей, позволяя следить за новыми явлениями и событиями в нашей стране и мире. Завтра мы распрощаемся с гостеприимным Омском и его интересными людьми-географами. «Бай-кал, Бай-кал, Бай-кал» — будут выстукивать вагонные колеса, приближая нас к нашей цели. Л.С. ПОЗДЕЕВА,
|