Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2008
Курсы повышения квалификации

Д.В. ЗАЯЦ

Интернет-ресурсы
на уроках географии

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Интернет-ресурсы в курсе общего землеведения
18 Лекция 2. Использование Интернета при изучении географии материков и океанов
19 Лекция 3. Интернет-ресурсы на уроках физической географии России. Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Возможности Интернет-обучения в курсе географии населения России
21 Лекция 5. Изучение экономической географии России при помощи ресурсов сети Интернет
22 Лекция 6. Использование Интернет-технологий при изучении географии населения мира. Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Привлечение ресурсов сети Интернет в курсе экономической географии мира
24 Лекция 8. Отображение в сети Интернет глобальных проблем человечества. Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 3

Интернет-ресурсы на уроках
физической географии России

География своей Родины всегда ближе и понятнее, нежели описания экзотических уголков. То пространство, что тебя непосредственно окружает, лучше познавать своими органами чувств; учебник и видеофильм поможет составить впечатление о тех местах, куда трудно попасть. Будет ли в таком случае оправданным использование Интернет-ресурсов в курсе физической географии России? Безусловно, будет. И тому есть несколько причин. Во-первых, наша страна богата укромными уголками, куда невозможно добраться. Во-вторых, есть территории с ограничительным режимом доступа: заповедники, пограничья, районы сосредоточения военной инфраструктуры. В-третьих, не всё можно ощутить органами чувств. В-четвертых, ресурсы Интернета позволяют систематизировать наблюдения за природой, вскрыть движущие силы, показать механику природных явлений. В отличие от двух первых рассмотренных нами курсов (лекции 1 и 2), Интернет-ресурсы по географии родной страны будут преимущественно русскоязычными. Это еще одно неоспоримое достоинство и показание к применению.

Как лучше запомнить географические рекорды России?

Видное место в курсе физической географии России занимает информация о выдающихся природных объектах. Восьмиклассник должен знать с десяток крупнейших российских рек, 6—7 важнейших озер, 5—6 высочайших вершин и, разумеется, все моря, которыми омывается территория нашей Родины. Где найти эту информацию? Конечно же, в школьном географическом атласе. Но в нем рекордные природные объекты еще нужно распознать, к тому же не всегда всё необходимое обнаружится на одной карте. Можно воспользоваться и учебником. В большинстве учебников перечислены лидеры в наиболее известных природных «номинациях», но это сделано в текстовой форме, а для того, чтобы навсегда усвоить положение объекта, обязательно нужно обратиться к карте. Проблему может решить использование серии публикаций в Интернете материалов газеты «География», посвященных значимым природным объектам нашей страны. Моря, вершины, озера, острова и полуострова там даны четко и наглядно — в виде карт и таблиц, которые могут демонстрироваться на уроках на экране монитора или интерактивной доски и использоваться в виде раздаточного материала, распечатанного на принтере.

Рис. 1. Оформление стартовой страницы Интернет­сайта газеты «География» http://geo.1september.ru.

Рис. 1. Оформление стартовой страницы
Интернет­сайта газеты «География»
http://geo.1september.ru
.

 

Статьи научного редактора «Географии» К.С. Лазаревича об отечественных географических объектах-рекордсменах, как помнят многие наши читатели, появлялись на страницах газеты в 2006 г. Попробуем их найти в Интернете. Сначала обратимся к сайту газеты «География» Издательского дома «Первое сентября» — http://geo.1september.ru. На титульной странице нажмем ссылку Электронная версия газеты «География». На экране появится содержание последнего вышедшего номера газеты. Но нас в данный момент интересует подшивка номеров за 2006 г. В правой колонке находим Подшивка за все годы (1999—2007) и нажимаем на ссылку. Перед нами открывается перечень номеров газеты. Находим № 24, заключительный за 2006 г., в котором имеется тематический рубрикатор всех публикаций года. В открывшемся оглавлении номера нажимаем Содержание газеты «География» за 2006 год и находим в рубрикаторе все нужные материалы. Теперь нам известно, что информация о высших точках России публиковалась в № 2/2006, о больших озерах — в № 4/2006, о больших реках — в № 5/2006, об омывающих Россию морях — в № 6/2006, о российских островах и полуостровах — в № 7/ 2006, о крайних точках нашей страны — в № 8/2006. Далее всё просто: в архиве Интернет-версии «Географии» находим нужный номер газеты и заимствуем из него необходимый материал вместе с табличным и картографическим оформлением.

Найти необходимую публикацию на Интернет-сайте газеты «География» можно и другим способом. На страницах, где даются содержания номеров, ищем окошко под словами «ПОИСК ПО СЕРВЕРУ». Если ввести в это окошко фамилию автора (например, Лазаревич) или тему публикации (например, «Озера России»), то необходимый материал можно найти чуть раньше. Пользуясь любым из способов, в итоге вы сможете увидеть данные по физической географии России на следующих адресах Интернета:

• высшие точки — http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200600208;

• озера — http://geo.1september.ru/2006/04/29.htm;

• реки — http://geo.1september.ru/2006/05/21.htm;

• моря — http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200600607;

• острова и полуострова — http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200600710;

• крайние точки — http://geo.1september.ru/article.php?ID=200600808.

В каждом материале имеется интерактивная ссылка на полноформатную тематическую карту. Ссылка дана синим жирным подчеркнутым шрифтом.

Где найти космические снимки нашей Родины?

На двух предыдущих лекциях мы знакомились с системой глобального покрытия космическими снимками «Гугл мапс». В России тоже существует подобная программная оболочка, ее можно увидеть на сайте www.kosmosnimki.ru (рис. 2).

Рис. 2. Космический снимок Подмосковья с сайта www.kosmosnimki.ru.

Рис. 2. Космический снимок Подмосковья с сайта www.kosmosnimki.ru. На северо-западе снимка — город Серпухов, на юго-востоке — наукоград биологического профиля Пущино. Темная зона на северо-востоке — Приокско-Террасный заповедник. Темная лента, пересекающая снимок с запада на восток, — река Ока. Продемонстрируйте этот или подобный снимки учащимся на уроке.

В проекте «Космоснимки» можно смотреть спутниковые снимки — фотографически точные и обновляемые интер-активные карты с различными уровнями масштаба: от физико-географических стран до отдельных улиц и домов. «Космоснимки» — проект Инженерно-технологического центра «СканЭкс» по созданию единой мозаики спутниковых снимков всей территории России.

По сравнению с более известной и чаще используемой системой «Гугл мапс», проект «Космоснимки» имеет ряд преимуществ: во-первых, система русифицирована, что облегчает ее понимание и использование; во-вторых, картографические сведения о территории здесь точнее; в-третьих, в большинстве своем они сняты не более 2 лет назад. Однако по некоторым параметрам (малая территория покрытия снимками наивысшего разрешения, заторможенность работы) отечественный аналог уступает «Гугл мапс». Эти недостатки связаны, в первую очередь, с молодостью проекта и, думается, имеют временный характер.

В «Космоснимках» имеется возможность поиска объекта по координатам и названиям населенных пунктов. Открывающееся на экране окошко с обзорной картой позволяет более точно привязывать космические снимки к местности. По снимкам, так же как и в «Гугле», можно с помощью точек-маркеров измерять расстояния. Уникальная возможность проекта «Космоснимки» — доступность для просмотра отдельных спутниковых снимков (а не их мозаик, где снимки настолько точно подогнаны друг к другу, что зачастую сложно найти швы между ними). Для поиска снимков по каталогу нужно вверху экрана нажать Поиск снимков. Слева появится панель, в которой можно выбрать название искусственного спутника Земли, с борта которого делались снимки — IKONOS, QuickBird, EROS-A, EROS-B. Затем нажимаете Искать снимки. После этого в пределах лежащей в рамках рабочего окна территории определяются космические снимки нужного спутника. Их границы возникают на экранах, а их перечень с основными атрибутами (дата съемки, угол съемки, облачность в %) в виде таблицы по-явится внизу экрана. Кликнув мышью на четырехугольнике снимка на экране программы или на строке таблицы, можно подробно рассмотреть каждый единичный снимок и при желании скопировать его для того, чтобы использовать на занятиях.

В своей работе не нужно забывать и о системе «Гугл мапс». Ее возможности тоже нужно использовать на благо повышения географической грамотности школьников (рис. 3) Серьезный недостаток обеих систем просмотра космических снимков — мизерное число снимков, снятых в зимний период. Для страны, где случаются долгие зимы, в ряде регионов длящиеся чуть ли не бо`льшую часть года, — это крупное упущение. Действительно, любуясь на космоснимках свежей зеленью наших заполярных районов, мы должны осознавать, что такое состояние природы в этих широтах мимолетно. Однако для некоторых территорий на уровне высокого разрешения зимние снимки можно найти. Например, окрестности Калуги — на сайте http://maps.google.com.

Рис. 3. Космический снимок части Кольского полуострова с сайта http://maps.google.com.

Рис. 3. Космический снимок части Кольского полуострова с сайта http://maps.google.com. Хорошо заметно, что земная поверхность в этом районе словно обработана наждаком. Спросите у своих учеников, какое природное явление проделало такую работу? В каком направлении оно двигалось? Какие формы рельефа можно увидеть в этом районе? Удобно ли ходить по этой территории и какие трудности подстерегают путешественников, планирующих посетить Кольский полуостров?

 

Как отыскать банк фотографий природных объектов России?

С помощью космических снимков можно исследовать большие пространства родной страны, но эффекта присутствия при этом, увы, не получится. Слишком генерализованным и обобщенным получается образ территории, видимый с орбиты. Можно искать фотографии через Интернет. В качестве примера одного из множества подобных Интернет-ресурсов назовем сайт www.ecosystema.ru.

Автор сайта — кандидат биологических наук А.С. Боголюбов считает www.ecosystema.ru информационным ресурсом о природе и экологическом образовании для самого широкого круга посетителей — педагогов, ученых, любителей природы, учащихся. Информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для ознакомления и некоммерческого использования. Сайт специализирован на проблемах полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников.

Введем в строку браузера адрес сайта www.ecosystema.ru — и попадем на стартовую страницу. Нажав на ней ссылку Природа России, мы попадем в богатейший текстовой каталог, который заинтересует больше биолога, нежели географа. Наш же путь пройдет со стартовой страницы через ссылку Природа мира. Откроется экран с картой мира и ссылками на разнообразные ландшафты различных континентов и географических широт. Здесь же привлекает внимание следующий текст: «В этом разделе нашего сайта помещены фотографии природных ландшафтов и некоторых отдельных объектов природы (растений и животных), сделанные в разных странах и природных областях мира. Для данного раздела специально отобраны фотографии, иллюстрирующие наиболее типичные природно-территориальные комплексы, включающие примеры различных геологических формаций, форм рельефа, водоемов, растительных сообществ и т.п.». Здесь вы можете найти фотогалереи, повествующие о таких природных районах России, как Куршская коса, Подмосковье, побережье Байкала, Саяны, Камчатка, Сихотэ-Алинь, Курильские острова и др. Выбрав тот или иной район и кликнув на его названии, вы попадаете к перечню фотографий. Кликнув по уменьшенной копии фотографии, вы загрузите полноформатное изображение (обычное разрешение фотографий — 1024 х 768 пикселей, объем — 100—150 кбайт).

Используя фотографии с сайта, не забывайте об авторских правах и необходимости соблюдения правил копирования и цитирования. Посетители имеют право использовать размещенные на сайте материалы лишь в некоммерческих целях. Это значит, что для проведения урока вы можете отобрать эти фотографии, а если надумаете использовать фото для оформления своего сайта или стенда в кабинете географии, то обязательно установите активную гиперссылку на оригинальную фотографию (для сайта) или укажите автора фотографии и адрес сайта, где она размещена (для стенда).

Сайт А.С. Боголюбова далеко не единственный, но он удобен для использования материала. В Интернете можно найти фотографии большинства ландшафтов нашей страны, но для поиска придется затратить некоторое время. Поэтому советуем находить нужные вам иллюстрации заранее, для этого достаточно ввести в окошко поисковой Интернет-системы слова «Фотогалерея Байкала», «Фотогалерея Алтая» и т.п. В найденных ссылках наверняка будет что-то полезное для вас.

Где и как можно познакомиться с охраняемыми территориями России?

В курсе физической географии нашей страны много внимания уделяется охране природы. Границы заповедников и национальных парков показаны в школьных атласах и на картах учебников. Но где узнать об охраняемых территориях подробнее?

Справочные сведения о российских заповедных уголках даются на сайтах http://oopt.info и http://zapoved.ru. Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) называются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и которые полностью или частично изъяты из хозяйственного использования.

Интернет-ресурс http://oopt.info посвящен особо охраняемым природным территориям федерального уровня (рис. 4). Таковыми являются все государственные природные заповедники и национальные парки, а также значительная часть государственных природных заказников. В настоящее время в России действуют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тыс. км2, расположенные в большинстве субъектов федерации (их нет только в Петербурге, Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае). Перейти к нужной вам охраняемой территории можно двумя способами. Во-первых, используя в качестве интерактивной ссылки карту федеральных округов на стартовой странице, а во-вторых, просматривая список ООПТ в верхней части той же стартовой страницы (окошко «Выбрать из списка»). Для каждого заповедника, национального парка или заказника даны сведения по истории и целям создания, физико-географическим условиям, составу растительного и животного мира, направлениям научных исследований. Дополняет характеристику охраняемых территорий обзорная карта ООПТ и контактная информация администрации ООПТ.

Рис. 4. Стартовая страница сайта http://oopt.info

Рис. 4. Стартовая страница сайта http://oopt.info

 

Об особо охраняемых природных территориях повествует и сайт http://zapoved.ru. Нажмите на ссылку Описания ООПТ на стартовой странице, и вы увидите перед собой алфавитный перечень заповедников и национальных парков. Для перехода к охраняемым территориям, названия которых начинаются на разные буквы алфавита, используйте активные ссылки на страницы 2—7 перечня. По базе данных ООПТ можно организовать поиск по четырем критериям: категория (заповедник, биосферный заповедник, национальный парк), субъект РФ, природная зона, охраняемые виды животных и растений из Красной книги. Помимо общих сведений об охраняемой территории, на страницах отдельных ООПТ можно ознакомиться с фотографиями природы заповедников и национальных парков.

Использованные сайты Интернета

http://geo.1september.ru — газета «География» Издательского дома «Первое сентября».

www.kosmosnimki.ru —сайт космических снимков территории России.

http://maps.google.com — масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл».

www.ecosystema.ru — фотографии географических объектов Российской Федерации.

http://oopt.info — информационно-справочная система «Особо охраняемые природные территории России».

http://zapoved.ru — сайт «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации».

Вопросы и задания

1. Какую информацию о морях, омывающих Россию, можно получить с сайта газеты «География» Издательского дома «Первое сентября» http://geo.1september.ru? Какие можно сделать выводы на основе этой информации?

2. Какие типы ландшафтов можно увидеть на космическом снимке долины Оки у Серпухова (см. рис. 2)?

3. Используя фотографии, взятые из Интернета, подготовьте компьютерную презентацию об одном из физико-географических объектов своего региона. Используйте не более 10—12 слайдов.