Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2008
География России и стран ближнего зарубежья

 

Олень — основа жизни
полярного кочевника

Характер сезонных кочевок северных оленей зависит от численности оленей, режима снежного покрова и состояния пастбищ. Общее направление кочевок, пути, по которым идут олени во время миграции, места переправы через реки отличаются большим постоянством. Дальность миграций северных оленей — от 200 до 750 км. Осенние откочевки начинаются в сентябре и заканчиваются в ноябре

 

В.В. ЕРШОВ
кандидат политических наук,
руководитель представительства администрации
Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге

На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношения людей с окружающим миром. Чтобы стать кочевником, нужны чрезвычайные обстоятельства. История свидетельствует, что человек — существо, ведущее оседлый образ жизни. Основная причина переселения человека в глубокой древности — истощение ресурсов в прежнем ареале обитания и межплеменные конфликты на этой почве. Так было и так происходит до сих пор. Человек шел и оседал там, где ресурсов (в том числе ресурса безопасности), по его мнению, было достаточно. Один совершенствовал процесс охоты, другой — земледелия, а кто-то продолжал путь в кочевье. Территория охотника больше, чем у земледельца, у кочевника — она без границ.

Северные народы — ненцы, манси, ханты, селькупы, кеты, коми, эвены, чукчи — занялись оленеводством. Однако в этом процессе есть свои тайны. Например, чукчи в свое время научились у эскимосов морской охоте, но те, в свою очередь, не переняли у чукчей искусство оленеводства.

Борьба за ресурсы, безопасные условия жизни в сочетании с «комфортной иррациональной средой» толкали предков этих народов все дальше и дальше на Север, который привлекал могучим безмолвием, простором чистой природы и требовал от людей такой же чистоты помыслов. Не поэтому ли северные коренные народы так легко и пластично сочетают веру в духов и христианскую или буддийскую религию. Автор статьи много лет наблюдал обряд эвенских охотников перед выходом в тайгу на промысел зверя. Несколько дней подряд они по утрам собирались и детально обсуждали виденные ими сны, будучи людьми православными. Только после многодневного анализа они принимали решение, когда куда идти и какого зверя промышлять. При этом результат, как правило, был стопроцентным.

Жизнь северного кочевника требует от каждого упорства и трудолюбия, крепкой воли и сплоченности, взаимопонимания и открытости.

Особое место в жизни любого кочевника, в том числе и северного, занимает жилище. Человек всегда рассматривал дом (пещеру, юрту, чум, избу) не только как жилище, в котором он занимался трудом, поддерживал очаг, ел пищу и растил детей, но и как место восстановления своих духовных сил, место, где мужчина снимал доспехи после битвы с врагом. Женщина же насыщала дом внутренним духовным теплом, притягивающим к себе и создающим покров семейного очага.

В этом им помогали не столько стены, сколько система ценностей, унаследованных поколениями и привносимых в жилище всей семьей, состоящей из близких не только по крови людей, но и по духовному состоянию.

Традиционным домом для ненцев является чум. Он имеет коническую форму, которая хорошо подходит к открытым пространствам тундры: эта форма устойчива при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как снег скатывается легко, не задерживаясь. Любой предмет кочевого быта доведен до совершенства.

В чуме всегда прозрачный воздух, дым от очага висит у самого верха, у дымоходного отверстия. Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума и через несколько минут вместе с теплом поднимается вверх. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и, как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху. Летом же ее не могут преодолеть комары и гнус. Роль чума необычайно велика. Поэтому его стилизованное изображение — основной элемент орнамента, который используется для украшения одежды, обуви, сумочек, покрывал на женской оленьей упряжке.

Главный элемент конструкции чума — шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит не одно десятилетие. Шесты заготавливают в зимний период из очищенных стволов деревьев длиной около 5 м (бывают до 7— 8 м). Затем заготовки обрабатывают так, чтобы они утолщались к середине. Каркас чума собирается из 40—50 шестов. От числа шестов и их длины зависят размеры чума. Чем больше шестов, тем вместительнее чум.

Для покрытия чума ненцы используют покрышки (по-ненецки нюки), которые сшиваются из шкур взрослого оленя нитками из сухожилий. Такие нитки очень прочные. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние — покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние — мехом наружу. Покрышки изготавливают из шкур, снятых зимой; для пошива одной используется около 60 шкур. Пошив и выделка шкур входит в обязанности женщин.

Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины, при этом учитывается близость озера или реки, наличие сухостоя для отопления чума и ягеля для кормления оленей. Каждая новая перекочевка сопровождается разборкой чума. В день перекочевки обитатели чума встают раньше, чем в обычные дни. Мужчины проверяют исправность упряжи, нарт. Женщины развязывают и снимают покрышки чума. На специально отведенную нарту укладывают доски, печку и женскую обувь. В нарту для перевозки вещей укладывают стол, чайники, котлы, ведра. Постельные принадлежности, одежду, мужскую и детскую обувь укладывают на отдельную нарту. Затем чум разбирают и убирают шесты. Мужчины подготавливают стадо оленей для перекочевки. Разбор чума и перенос его на новое место обязателен во время эпидемий, а также как элемент ритуала при рождении ребенка и в обряде похорон.

В чуме большое значение имеет очаг, и доброе пожелание звучит так: «Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это пожелание является символическим, оно означает: «Пусть не закончится ваш род». Культ открытого, «живого» огня — один из важнейших у ненцев, как и у других кочевников, он имеет очистительную функцию от злых духов.

Место между приспособлением для подвешивания котла и очагом считается священным местом в чуме. Это пространство не разрешалось переступать женщинам. Это место, где сидит шаман во время шаманского обряда, вокруг шеста обносится его бубен.

В зависимости от назначения, все предметы быта находятся в специально отведенных местах. Место противоположное от входа в чум называется синя. Там находится мужская половина, где хранятся мужская обувь, инструменты, боеприпасы. В центре чума место для очага — ту мю. Справа и слева от него располагается постель (ваав), одеяла (тон') и подушки, уложенные на шкуры вдоль стены чума.

 

Белые быки. Летняя окраска меха северных оленей — кофейно-бурая или серо-бурая. Зимняя окраска более изменчива, от довольно темной до белой. Олени Крайнего Севера окрашены наиболее светло, лесные олени — темнее.

Белые быки. Летняя окраска меха северных оленей — кофейно-бурая или серо-бурая. Зимняя окраска более изменчива, от довольно темной до белой. Олени Крайнего Севера окрашены наиболее светло, лесные олени — темнее.

 

Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев, это может принести зло мужчине и его вещам.

Специфические особенности природной среды обитания, кочевой образ жизни и абсолютная зависимость от сил природы способствовали формированию у коренных жителей тундры экологического календаря. В основу народного календаря природы легли смена времен года, цикличность природных явлений, а также хозяйственных и промысловых занятий.

На протяжении веков из поколения в поколение передавались традиции бережного отношения к окружающему миру. Ненцы никогда не брали от природы больше, чем необходимо для пропитания и проживания.

Традиционный уклад жизни ненцев, которые являются одним из крупнейших арктических этносов, состоит из двух полугодий и шести сезонов. Началом календарного года считается зима.

Жители тундры к этому времени прошли все трудные испытания: время отела, комариную пору, период оводов, брачный сезон оленей. Наступает пора относительного покоя, стабильности.

Январь и февраль в тундре — время самых сильных морозов. Олени спешат снять окостеневшие рога, а на их месте образуются наросты — яра. Глубокие снега, короткие дни, темные ночи, мрак которых разгоняют вспышки северного сияния. Резкие порывы морозного ветра обжигают лицо, прерывают дыхание, слепят глаза, но ненцы выработали надежные способы, которые помогают ориентироваться в снежной пустыне. Они знали о существовании господствующих ветров, замечали, в каком направлении ветер вытягивает снежные заструги, в ту же сторону он кренит и торчащие из-под наста верхушки кустов, ориентирует нарастающие на них сосульки. Поэтому, отправляясь в путь, они замечали угол своего движения относительно застругов. Но если путник попадал в метель, то после нее он не мог разглядеть ни застругов, ни веток. С началом пурги он останавливался, запоминал, по возможности точнее, куда дует ему ветер — в лицо или в спину. Когда пурга стихала, двигался дальше по направлению к ветру так же, как и прежде. Если надо было подсказать путь идущим следом, использовал веточки, которые втыкал в снег и, подражая ветру, наклонял их в сторону своего движения.

У ненцев существует целый ряд примет. Например, если северное сияние раскинулось посреди неба — это к плохой погоде, а если оно на северной стороне — к хорошей. Ухудшение погоды, метель предвещают собаки, валяющиеся в снегу, и олени, сгруппировавшиеся в одном месте. В зимние месяцы оленеводы добывают песцов, зайцев, куропаток, белок.

В марте природа и люди вступают в цикл более активной жизни. В этом месяце олени, утомленные солнцем, бывают вялыми до самого вечера. Эту вялость у них снимают последние мартовские морозы. Во время зимних и весенних морозов олени всегда подвижны, так они сохраняют тепло, набирают энергию. Оленеводы, заметив среди прирученных оленей подходящего для передового в упряжке, именно в эти дни начинают его тренировать, пока у него молодые рога и малейшее прикосновение к ним вызывает сильную боль. Передовой олень, прирученный в это время, будет надежным в пути, никогда не собьется с дороги.

В апреле в оленеводстве заканчивается зимний сезон и начинается весенний. Появление первого олененка связывается с наступлением весны, поэтому его рождение — торжество в семьях и в оленьем стаде. Первый олененок всегда рискует, потому что апрельские морозы и бураны могут лишить его жизни, если он не сумеет встать на свои тоненькие и слабые ножки по истечении суток. Но обычно первый олененок — дитя сильной важенки — противостоит злым натискам природы. После его рождения еще две недели в стаде будет спокойно: олени днем ленивы, тихи, сонливы от солнца. В середине апреля, после «Вороньего дня», стада начинают покидать места зимовки и двигаются к местам отела важенок. На Севере, не только российском, ворон — священная птица, он символ мудрости и высокой организованности.

 

Традиционным домом для ненцев является чум. Он имеет коническую форму, она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах

Традиционным домом для ненцев является чум. Он имеет коническую форму, она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах

 

В мае начинается отел оленей. Кругом еще снег, дуют сильные ветры со снегопадами, часты морозы. В больших стадах ежесуточно рождается по 20—40 оле-нят. Есть приметы, связанные с весной и рождением оленят. Если первым в стаде родится теленок-важенка, то олени будут здоровыми, будет хороший год, а если бычок — будет много рыбы.

К концу месяца обнажаются бугры, появляются проталины, возникают промоины во льду при впадении рек в озера. Хорошая погода в апреле и мае бывает нечасто. Сильные ветры со снегопадами и морозами наносят огромный урон стаду, принося гибель многим новорожденным телятам. В это время выпас больших стад производится двумя группами: ездовых оленей и важенок. От отела зависит благополучие всего года. Ни одна другая оленеводческая пора не вызывает у пастухов столько переживаний, как отел. По убеждению ненцев, только у хорошего хозяина олени родятся в изобилии и красивыми.

Июнь — месяц гнездования. Для оленеводов он является временем относительного спокойствия. Завершается отел, открываются из-под снега пастбища и еще не докучают комары. Российская приарктическая тундра создает за короткое лето биомассу равную биомассе амазонской сельвы в течение года.

В начале июня телятся последние важенки. Таких оленят ненцы называют авок. Важенки норовят отказаться от этих оленят, поэтому выживших считают даром природы, посланным на счастье и радость. Их выхаживают, ни в чем им не отказывают и ни в коем случае не забивают. Первое время такие оленята проводят в чуме. В этот период кочевники с утра до вечера находятся около распакованных зимних багажных нарт — просушивают и чинят зимние вещи и одежду.

В июле пастухи пристально следят за приметами лета: для оленевода сильный летний ветер, даже с дождем, представляется хорошим, поскольку он избавляет оленей от комаров и зноя. Тихая погода для оленеводов оказывается сущим адом из-за обилия комаров. Оленевод считает хорошей погодой не ту, что приятна ему самому, а ту, что полезна его оленям. Это подтверждение того, что олень — основа экологической среды, в которую пластично интегрируется человек, а не наоборот. Не человек управляет стойбищем, как хочет, а он гармонично соединяется со стадом и живет внутри его.

В сильную жару олени от измождения либо ложатся на сырой мох, либо бродят вокруг водоемов. Оленеводы на комариный период перекочевывают на обдуваемое ветрами арктическое побережье, сооружают дымокуры. На этот же срок приходится линька оленей, отчего они, заеденные гнусом и покрытые свалявшимися лохмотьями старой шерсти, заметно «теряют лицо». В начале августа годовалые оленята начинают бегать больше других в поисках теплого места, прячутся за кустами, высокими кочками. Ведь новая шерсть еще коротка и недостаточно защищает от ветра.

 

Каждая перекочевка сопровождается разборкой чума. Постельные принадлежности и одежду укладывают на отдельную нарту

Каждая перекочевка сопровождается разборкой чума. Постельные принадлежности и одежду укладывают на отдельную нарту

 

В это же время ставят метки на ушах оленей, продолжают приучать к загону и упряжке прошлогодних быков-производителей. Олени значительно набирают вес, «снимают» остатки прошлогодней шерсти. У ненецких женщин наступает напряженное время: они шьют одежду и делают различную утварь.

В августе у северных оленей прекращается рост рогов и начинает сдираться бархатистая кожица, покрывающая рога. Олени сами стремятся ускорить чистку рогов от кожицы, для чего трутся рогами о кусты. Первыми начинают чистить рога взрослые самцы, за ними молодые, а затем яловые самки и важенки с телятами.

В сентябре день за днем льют осенние затяжные дожди. Во время кочевки оленеводы стараются расширять пастбища с обильным кормом, оставляют на пути движения огромные участки земли, богатые ягелем, нетронутыми — для других оленей, которые пойдут вслед за ними.

Северные олени покидают открытые тундровые пространства в октябре. В это время все звери сменили летний наряд на зимний. Волос стал длинным, крепким, подшерсток — густым и плотным; меняется его цвет. В это время пора подрезать передние ответвления рогов у сильных быков, чтобы они не изувечили друг друга, молодых отцов и важенок. По отросткам на рогах определяется возраст оленя. По росту рогов ведется счет годового времени. Не случайно среди сезонов и месяцев отмечаются периоды чистки оленями рогов, потери рогов оленями-самцами, прорастания рогов. Для оленеводства символом лета является «рогатость» стада, зимы — комолость. В ноябре олени стараются держаться ближе к чумам: пуржит тундра.

Декабрь ненцы называют «месяцем большой темноты». На тундру опустилась полярная ночь. С каждым днем мороз нарастает. Оленьи стада на зимовку откочевывают на юг. Последний день месяца большой темноты завершает год.