География зарубежных стран |
Учитель географии в Исландии
Л.Е. ПЕРЛОВ
учитель географии центра образования № 1492 г.
Москвы
Жил человек по имени Эйольв. Его отцом
был Бальверк, сын Эйольва Серого
из Отрадаля, внук Торда Ревуна, правнук Олейва
Фейлана. Матерью Эйольва
была Хродню, дочь Скегги с Мидфьорда…
Сага о Ньяле
«В этой стране даже кошку в гостинице зовут Кратер»! — с некоторым восхищением в голосе заметила моя жена. Надо признать, что кое-какие основания у нее для этого, безусловно, были. Кошку действительно звали именно так, поскольку имя и регистрационный номер значились у нее на табличке, прикрепленной к ошейнику. Кошка Кратер сидела на крылечке гостиницы в северном исландском городе Хусавик и с видимой неохотой поедала кусок маринованной селедки. Я был с ней полностью в этом солидарен — знаменитый продукт на вкус оказался совсем не таким восхитительным, как представлялось по литературным и иным источникам. Впрочем, постараюсь быть объективным: маринованная и при этом сладкая, селедка оказалась тем единственным элементом национальной культуры, который у нас в этой стране не вызвал безусловного восторга. Да и то, я своими глазами видел множество людей, которым странное блюдо пришлось вполне по вкусу.
«А почему, собственно, Исландия?» — этот вопрос в процессе подготовки к поездке я так и не услышал. Возможно потому, что мой профессиональный круг общения в основном географический. А для географа такой вопрос просто несерьезен: речь-то не о чем-нибудь, а об Исландии! Да, конечно, это достаточно дорого. И предложений в московских турфирмах, как оказалось, негусто — всего два варианта. И совершенно непредсказуемая, что и подтвердилось, погода (по сведениям из Интернета, в течение месяца температура воздуха колебалась в диапазоне от +10 до +25°). Но все это с лихвой компенсируется фантастической красотой природы Исландии и удовольствием от общения с ее жителями.
Международный аэропорт находится в часе езды от Рейкьявика. До 2007 г. там располагалась американская база ВВС. Место это называется Кеблавик, и городом его назвать нельзя — там никто не живет. С названием тоже все непросто. На русско-язычной карте, купленной в Москве, написано «Кефлавик». На исландской карте — «Keflavik». И только на месте выяснилось, что латинское «f» в исландском языке в некоторых случаях читается как что-то среднее между «б» и «п».
Исландская монета с изображением
|
Аэропорт — большой и удобный. Стоит обратить внимание на оригинальный дизайн светильников в зале ожидания — они изготовлены из тресковых шкур. Треска для исландцев — это главное национальное достояние и национальный символ, наряду с симпатичной птичкой тупиком, вулканами, гейзерами, водопадами и ледниками. На монетке в одну крону изображена именно треска. Правда, купить на эту монетку ничего нельзя: по нынешнему курсу крона соответствует примерно одному американскому центу, а цены в Исландии более чем серьезные. Чашка кофе в придорожных кафе стоит 200—300 крон. Исландцы этот самый кофе пьют чаще, чем турки, да еще и крепчайший эспрессо.
Наш маршрут был построен по принципу опорных точек. Это оказалось удобно. Три ночевки на юге страны, в поселке Хетла, с ежедневными радиальными выездами, затем переезд через всю Центральную Исландию с юга на север, больше 500 км, и еще трое суток в маленьком северном городке Хусавик — тоже с ежедневными радиалками. И потом — трехсоткилометровый переезд в Рейкьявик, в последний день перед возвращением. Физически это довольно тяжело, но зато не приходится ежедневно собирать-разбирать весь багаж.
В Хетле всего 400 жителей. Городок на берегу быстрой порожистой реки. В реке водится лосось, его ловят прямо с берега. Стоит это недешево, но желающих хватает. Особенно среди туристов. Рек, в которых не водится лосось, нам не попадалось. Разница только в количестве. Наш гид иногда говорил, что в этой реке много лосося, а иногда — что его там очень много. Не удивительно, что как минимум две из встреченных нами речек носят гордое название «Лакса». По-исландски laxa — лосось.
Для Исландии Хетла — это крайний юг, 63°40' c.ш. Тем не менее везде полно цветов. Гостиница «Фоссхотель Линд» — небольшая и по ощущениям очень домашняя. В холле мебель «под старину» и явно старинная фисгармония. Рядом стоит большая корзина с разными вязаными штуками — исландскими свитерами с характерным зигзагообразным рисунком, варежками и шапками. В уголке пристроен общедоступный компьютер с выходом в Интернет.
В первый же вечер за ужином был опровергнут еще один миф об Исландии. Традиционная исландская кухня, как написано во многих источниках, включает в себя такие деликатесы, как протухшая акула, квашеные тюленьи плавники и тушеные тупики. Все это полагается непрерывно запивать местной картофельно-тминной водкой «бреннивин». Иначе стошнит. Бреннивин исландцы называют «черная смерть», за своеобразный вкус и угольно-черную этикетку. Так вот, ничего подобного в Хетле не оказалось. А оказался там вкуснейший лосось с картошкой и капустой брокколи, салат из помидоров с огурцами (местными) и сливочный крем с черникой размером в вишню. Как выяснилось, получить настоящую еду викингов, включающую вышеописанные вкусности, можно только в специализированных ресторанах в Рейкьявике, притом за очень большие деньги. Платить можно как деньгами, так и карточкой. Сдачу вам выдадут исландскими кронами. На исландских монетках различного номинала изображены разные виды рыб и других морепродуктов: 10 крон — сельдь, 50 крон — краб, а 100 крон — морской окунь.
Проблем в общении с официантом также не возникло. Очень быстро выяснилось, что официант поляк, вполне сносно понимающий по-русски. Поляков там много. Их охотно принимают, поскольку в стране имеются проблемы с трудовыми ресурсами. Литовцев и латышей мы тоже встречали.
Легковая машина с колесами от
грузовика
|
Программа второго дня была построена на посещении «Золотого кольца» Исландии. «Золотое кольцо» включает в себя три основных объекта: Национальный парк Тингведлир, водопад Гюдльфосс (фосс по-исландски водопад, гюдль — или гёдль — золото) и Долина гейзеров.
«Золотое кольцо» — одно из немногочисленных мест в Исландии, где можно проехать по асфальтированной дороге. Обозначение дорог включает и указание типа машин, для которых проезд по данной дороге безопасен. Так, обозначение «4 x 4» говорит о том, что ездить по этой дороге следует только на полноприводных автомобилях. Дороги же, обозначенные символом «F», предназначены исключительно для внедорожников. Большинство дорог в стране относятся как раз к такой категории. Правда, то, что понимают под внедорожником исландцы, не вполне соответствует российским меркам. Гордый российский владелец навороченного «хаммера» заплакал бы от зависти и унижения, посмотрев на рядовой автомобиль скромного исландского фермера-бонди. Попробуйте представить себе, например, джип «Чероки», поставленный на колеса от «КамАЗа». Почти в каждой семье кроме обычной машины имеется такой «бигфут», предназначенный для поездки на дачу (они там тоже есть) или на рыбалку. Основная проблема на дорогах — многочисленные броды. Глубина их местами довольно значительна, больше полуметра. Поэтому исландские джипы частенько оборудованы еще и воздухозаборниками-шнорхелями, торчащими на высоте багажника.
Звучное слово «тинг» переводится как «собрание». С X века в определенном месте на берегу озера Тингваллаватн (ватн — озеро) собирался общеисландский сход, который продолжался по две недели. Сход назывался альтинг — высшее собрание. Это и был старейший в мире парламент. Альтинг выполнял также функции судебного органа. Приговоры разнообразием не отличались — либо не виновен, либо виновен. В последнем случае человека приговаривали к смерти и здесь же, в специально оборудованном для этого дела месте, топили.
Территория национального парка значительно больше, чем собственно место древнего тинга. В нее входит почти вся рифтовая долина, занятая многочисленными меридиональными разломами. Долина-грабен четко ограничена с запада и с востока двух-трехступенчатыми сбросами. Это единственное место, где можно увидеть на суше границу Североамериканской и Евразийской литосферных плит. Местами по границам разломов хорошо видны лавовые выходы с характерной натечной текстурой.
Граница Североамериканской и
|
Парк отлично спланирован и оборудован удобными дорожками. В необходимых случаях проложены деревянные настилы с перилами. Тем не менее находятся желающие полазить по отвесным сбросам.
Было интересно, но, пожалуй, жарковато. В этот день в Тингведлире был зафиксирован температурный рекорд за двести лет наблюдений — +29°.А находится парк почти на 64° с.ш. Исландская погода оказалась куда более непредсказуемой, чем обещали. Правда — не в сторону холода и сырости, а совсем наоборот.
Гюдльфосс (Золотой водопад) хорошо известен и посещаем туристами, он трехступенчатый, общей высотой больше 30 м. С Гюдльфоссом могли бы поспорить и другие водопады. Этому просто повезло, он находится в непосредственной близости от Национального парка Тингведлир и Долины гейзеров.
Нашим гидом оказался исландец с именем как будто целиком взятым из какой-нибудь саги — Трости Бергланд Тростссон. Позже выяснилось, что «Бергланд» — это клановое имя и имеют его только коренные потомки викингов. Бывший моряк, из-за травмированной руки он оказался на берегу. По совету старшего брата (семейные связи в Исландии очень сильны) выучил русский язык, специально для этого съездив на три месяца в Россию. Оказывается, в Твери есть специальная частная школа как раз для таких случаев. Его брат и сам эту школу заканчивал и теперь продает в Россию рыбу. Впечатление от нашей страны оказалось настолько сильным, что по возвращении Трости женился на русской девушке Ольге (по-исландски Хельга) и обзавелся очаровательной русско-исландской дочкой с замечательным, чисто викинговским именем Мария Бергланд Тростдоттир.
Ледник Ватнайёкюдль — самый большой
|
С работой Трости справлялся вполне успешно, несмотря на определенные языковые проблемы. К английскому старался прибегать только в наиболее критических случаях. По-английски исландцы говорят все, вне зависимости от возраста, пола и места проживания. Так что никакой необходимости учить исландский язык нет. Вполне достаточно владеть тремя словами: «такк» (спасибо) и «годден даген» (доброе утро). Способные к языкам могут освоить еще фразу «такк ферир» (большое спасибо). Все остальное непроизносимо, так что и стараться не стоит.
Долина гейзеров* является визитной карточкой страны. Об исландских гейзерах наверняка слышали даже закоренелые двоечники, неспособные без подсказки отыскать Исландию на карте полушарий. К нашему удивлению, никакого столпотворения туристов там не обнаружилось, несмотря на лучезарную погоду и разгар туристского сезона. И хотя страну ежегодно посещает примерно 6 млн гостей, исландцы ухитряются организовать все без каких бы то ни было очередей, давки и нервотрепки. Притом что львиная доля туристов приходится на июль — август: в июне еще прохладно, а в сентябре и холодно, и постоянные дожди.
Единственный из действующих крупных гейзеров — это Строккур. Но уж он отдувается за всех. Строккур фонтанирует с интервалом 3—5 минут и выбрасывает струю кипятка пополам с паром метров на пятнадцать. Чем больше интервал, тем мощнее выброс. После извержения вода с шумом стекает в опустевшее круглое жерло диаметром два метра, заполняет его, и затем все повторяется.
Гюдльфосс — один из красивейших
|
Собственно Гейзер не работает с 2000 г. Что-то там, в глубине, сдвинулось, и он даже не кипит. А вот размеры его впечатляют — диаметр идеально круглого жерла не меньше четырех метров. Вокруг множество небольших образований, в основном просто булькающих и кипящих, как вода в кастрюле, или спокойных, но заполненных водой неправдоподобно голубого цвета.
Мрачноватый, полуторакилометровой высоты горб Геклы мы увидели еще в день приезда. Самый активный вулкан Исландии — Гекла находится примерно в 40 км от поселка Хетла. Форма у Геклы не вполне типична для стратовулкана. Центрального кратера у нее нет. Гекла — вулкан исландского, трещинного типа. Привершинная трещина открывается в среднем каждые 9—10 лет. От последнего извержения прошло уже 8 лет, так что исландцы пребывают в ожидании. Вулкан швыряется бомбами на пятьдесят километров. Местность вокруг Геклы не населена. Недалеко от нее есть еще один вулкан, Лаки. Точнее, гигантская, 30-километровая трещина, на которую нанизано больше сотни вулканических конусов. В конце ХVIII в. Лаки выдал полуторагодовой продолжительности извержение, уничтожившее треть тогдашнего населения Исландии. Люди умирали от голода. Пепловые тучи погубили и без того небогатые пастбища; весь скот погиб, как и рыба в реках.
Наш следующий маршрут был как раз в район Геклы, в местность под простым и незатейливым, по исландским меркам, названием Ландаманналёйгар. Это активный вулканический район, несколько севернее массива Геклы. Добраться туда непросто. Грунтовая дорога с несколькими бродами рассчитана на внедорожники. Наш маленький, хотя и полноприводный микроавтобус «Мерседес» таковым не являлся. Поэтому Трости, оправдывая репутацию прирожденного викинга, время от времени вылезал и шел перед машиной, находя безопасный брод. Вода в речках — ледниковая, с температурой градусов в пять. Переобуванием он себя не утруждал. Но на вопрос, не холодно ли ему, этот сын Севера в свою очередь с интересом спросил, а что означает это странное русское слово — «холодно»?
Единственный из действующих —
гейзер Строккур
|
Территория в окрестностях Геклы выглядит настоящей пустыней. Возможно, это объясняется характером горных пород. Лава у Геклы кислая, с высоким содержанием кремнезема. Огромные площади покрыты щебнем и глыбами липаритовой пемзы, а также, местами, обсидиана. Обсидиан тоже пористый, сильно похож на стекловату, но черного цвета. Такие породы обладают высокой водопроницаемостью, поэтому поверхность слишком сухая даже для мхов. Там, где вода хоть немного задерживается, попадаются и мхи, и лишайники. И даже осока-щучка.
Лагерь находится прямо под кромкой лавового языка. По нему и проложены ознакомительные маршруты различной сложности и протяженности. Туристов было много, но места вполне хватало всем, как в лагере, так и на маршрутах. Лавовое поле относительно молодое, его возраст около 300 лет. И достаточно горячее. Дымят многочисленные фумаролы**. Повсеместно чувствуется запах сероводорода, а местами — серы. Кроме парогазовых фумарол, в районе много сольфатар. Их выходные отверстия окружены пятнами ярко-желтой кристаллической серы. Вокруг — риолитовые (липаритовые) горы всевозможных цветов, от светло-серого до черного. А также розовые, желтые, оранжевые и всех цветов одновременно. Пробираться через нагромождение глыб лавы иногда приходится по узенькой тропке.
После живописных, но несколько мрачноватых ландшафтов лавовых полей и дымящихся фумарол маршрут выводит к чудесному изумрудному озеру. Вода в нем прозрачная и неожиданно холодная. Правда, в сотне метров от него оказалось другое, с температурой воды градусов в шестьдесят. Из обоих озер вытекают ручейки. Смешиваясь, они образуют речку с широкими заводями. В речке полно уток, а также туристов. Глубина там всего полметра, но зато можно, переползая в сидячем положении по дну, подобрать местечко с наиболее комфортной лично для тебя температурой. При этом не рекомендуется погружать руки в мелкий черный песок, покрывающий дно, — вполне можно получить приличный ожог.
Дымят многочисленные фумаролы |
Центральная часть острова не населена. Машины, попутные и встречные, попадаются примерно с часовым интервалом — по здешним меркам, вполне оживленное движение. Главным образом это туристы на арендованных автомобилях. Ландшафты унылые, и так — до перевальной точки на высоте 700 м. Здесь заметно прохладнее, довольно сильный ветер с ледника Хофсйёкюдль.
Мы спускаемся с Центрального плато к северу. Четырехсоткилометровый участок маршрута с дорогой «4 x 4» заканчивается. Выбираемся на единственное в стране — дорогу № 1 — благоустроенное шоссе, проходящее по периметру всего острова. Можно ехать со скоростью до 90 км/час. Быстрее в Исландии ездить нельзя, а в городах — не больше 80.
Мы приехали в Акюрейри, родной город нашего гида. В Акюрейри проживает 14 тыс. человек, и это четвертый по численности населения город в стране. Его даже не без гордости называют «северной столицей».
А дальше был водопад Годафосс (Водопад богов). Не самый высокий, всего 12 м, но расположенный на дороге № 1 и потому популярный среди туристов. Несколько десятков человек прыгали по камням или сидели на краешке каньона, свесив ноги вниз.
Термальный природный бассейн |
Вечером мы добрались до города Хусавик, второго опорного пункта нашего маршрута. Пересечение острова с севера на юг заняло 11 часов. Городок Хусавик — маленький, чуть больше 2 тыс. жителей. Находится он в нескольких минутах (географических) к югу от Северного полярного круга. Как и положено приморскому городку, вся набережная занята маленькими ресторанчиками и барами. Забавно, что многие прогуливались с трубками в зубах. Вероятно, для большего соответствия натуре.
Следующий день был посвящен Национальному парку Йокульсарглюфур. По аналогии с южным «Золотым кольцом», этот район Северной Исландии тоже кольцо. Но «бриллиантовое». Для начала не состоялась встреча с тупиками на мысе Хединсьёфти: мы-то явились вовремя, а тупики — нет. Возможно, задержались на утренней рыбалке. Правда, вместо них там крутилось много чаек-глупышей, но ради них забираться в такую даль явно не стоило.
Каньон Аусбирги, который является частью этого парка, известен подковообразной формой и самым густым в Исландии лесом. Лес занимает все плоское дно каньона, за исключением неширокой полосы осыпей вдоль подножия отвесных скал. В лесу полно цветов, грибов и черники.
Из Аусбирги мы отправились к крупнейшему в Исландии и в Европе водопаду Деттифосс. В глубоком каньоне, образованном рекой, прорезавшей базальтовые лавовые поля, каскадом расположились пять водопадов. Деттифосс — второй сверху и самый высокий — 44 м. Вода в реке настолько грязная, что сложно различить, где кончается берег и начинается вода. Истоки реки Йокулса-а-Фьотлум, образовавшей каньон, находятся у северной кромки ледника Ватнайёкюдль, самого большого покровного ледника Исландии. Аномально теплое лето привело к быстрому таянию ледника, поэтому уровень воды в реке оказался гораздо выше обычного.
Геотермальная электростанция |
Мы вернулись в Хусавик часов в шесть вечера. Как раз в это время в городе, как и во всей Исландии, закрываются музеи. В маленьком городке их целых пять, включая Музей китов в помещениях бывшего киторазделочного цеха. С 10 утра до 6 вечера туристов в городе нет, но руководство музеев, похоже, это не беспокоит. Возможно, им так даже легче — меньше возни. А прибыль музеи все равно приносить не будут никогда, поскольку не для этого создавались.
Основной элемент декора нашей гостиницы «Фоссхотель» в Хусавике — фотографии китов всех возможных видов, размеров и форм. А также картины, офорты, литографии, гравюры и барельефы на ту же китовую тематику. Даже гостиничный бар называется «Моби Дик» и снабжен корабельной дверью с иллюминатором. А также картинкой, изображающей почему-то не прославленного Мелвиллом Белого Кашалота, а тривиального финвала. Киты в этом городе — главный туристский аттракцион. Основное средство — переоборудованные рыболовные шхуны. В зависимости от тоннажа, кораблики берут на борт от тридцати до девяноста человек. Парусная шхуна «Хауккур» — маленькая, всего 20 т. Её можно арендовать за 550 евро в час. Или отправиться в трехдневное плавание по фьордам с пересечением полярного круга в районе острова Гримсей. И стоит это 680 евро с человека. А можно просто купить билет за 35 евро (1 евро — 127 исландских крон) и на три часа отправиться в море, чтобы посмотреть китов. Вероятность встречи с ними составляет 99%, если верить рекламе.
Нам не повезло. Вероятно, узнав о приезде россиян, исландские киты вступили в преступный сговор с тупиками мыса Хединсьёфти. Три часа мы проболтались в море безо всякого результата. Фирма принесла извинения и гарантировала бесплатное повторение выхода в любое удобное для «пострадавших» время. Для нас удобным оказался вечер этого же дня. Такого же мнения, как выяснилось, придерживаются еще человек шестьдесят туристов, которым тоже в течение дня не повезло. Поэтому для последнего рейса был назначен 60-тонный гигант «Наттфари», вмещающий 90 человек. Вышли в десятом часу вечера, и в море было уже не прохладно, а просто холодно. Всем желающим выдаются теплые комбинезоны, яркие плащи с капюшоном, вязаные варежки стиля «подарок любимому внуку от бабушки» и даже шапки. Обязательным элементом программы является горячее какао и булочки с корицей. Самое замечательное, что нам удалось увидеть, это красивый закат.
Через два часа после нашего повторного выхода в море фирме «Whale Watching» грозила полная потеря репутации. По счастью для нее, метрах в ста от борта все-таки вынырнул дежурный кит-горбач (Humpback whale) и спас положение. Показался он секунд на пятнадцать, так что никто не успел не то что его сфотографировать, но даже поставить кружку с какао и схватиться за аппарат. Тем не менее кит был зачтен. В общей сложности за шесть с половиной часов в море каждый получил один китовый хвост, две (или три) кружки какао, множество чаек, крачек и даже тупиков, а особо удачливым, в качестве подарка от фирмы, досталась еще и самая настоящая морская болезнь.
В «Бриллиантовом кольце» севера Исландии любопытен район озера Миватн (Комариное). Комаров там никаких не оказалось, их в Исландии совсем нет. Озеро довольно большое, но мелкое, с прозрачной водой и массой маленьких островков. В основном это псевдократеры и торчащие из воды скалы. Берега Миватна плотно, по исландским меркам, обжиты. Несколько ферм и даже поселок Рейкьяхлид, на вид — человек на триста. Несколько восточнее озера расположен Кверфьядль — правильной формы черно-коричневый конус большого псевдовулкана. На него можно подняться, это занимает вместе со спуском примерно три часа.
Бывшее лавовое озеро Диммуборгир, также входящее в «Бриллиантовое кольцо», отличается особенно причудливыми формами скал и сложностью рельефа. Мы там ухитрились слегка заблудиться, но все закончилось благополучно. Котловина озера заросла лесом, но про исландский лес справедливо сказано: если заблудился — просто встань.
Отсутствие минеральных энергоносителей в Исландии щедро компенсируется подземным теплом. Используют его по-разному. Тепличные хозяйства, использующие геотермальную энергию, в достатке снабжают эту холодную страну овощами. В окрестностях Миватна подземное тепло используется непосредственно. Выкапывают неглубокую ямку, опускают туда, например, тесто или еще какое-нибудь сырье и накрывают яму железной крышкой. Через некоторое время оттуда вытаскивают готовый продукт. Правда, процесс этот довольно долгий. Выпечка хлеба занимает 10—12 часов.
Получение электроэнергии с помощью подземного тепла — дело куда более трудное. Бытует ошибочное представление о том, что ГтЭС строятся непосредственно в местах выхода подземного пара на поверхность. На самом деле — ничего подобного. Для станции бурятся глубокие скважины, в которые закачивается подаваемая по водоводам вода. Глубина скважины ГтЭС Кроблустьод, например, достигает 3 км.
ГтЭС можно построить далеко не везде. Иногда от строительства отказываются по геологическим соображениям, а иногда — по экологическим. В местечке Ньямафьядль провели разведочное бурение, но от строительства, в конце концов, отказались. А устья разведочных скважин закидали камнями, и получились отличные рукотворные фумаролы, на которые с удовольствием смотрят туристы. За несколько лет кучи камней, которыми были обложены устья скважин, обросли гейзеритом и серными выцветами. Из щелей свищет пар, запах валит с ног — получилось почти натурально, особенно для туристов, не обремененных геологическими знаниями.
Долина Ньямафьядль дымится буквально вся. И запах здесь не сероводородный, а откровенно серный. Поверхность лишена растительности и покрыта сульфидной, а также карбонатной коркой. Здесь огромное количество грязевых гейзеров разной степени активности. В некоторых из них булькает серо-синяя грязь, а другие даже изображают что-то вроде фонтана в режиме замедленной съемки.
Хозяйка коневодческой фермы
Флугумьюри
|
Говоря о населении Исландии, обычно упоминают, что оно составляет 290 тыс. человек. При этом вполне можно было бы добавить — и 100 тыс. лошадей. Исландские лошади — не просто домашние животные, но настоящий предмет национальной гордости и всеобщей любви. Наверное, это древнейшая порода, которую удалось сохранить с Х в. Ввоз лошадей в страну законодательно запрещен. В обитаемых районах Исландии трудно увидеть пейзаж, не украшенный симпатичными небольшими лошадками самых невероятных расцветок. Чаще всего — рыжих с темной или светлой гривой.
В исландском районе Скагафьордур на ферме Флугумьюри проживает удивительная семья. Ферма эта принадлежит семье с ХIII в. Хозяйку зовут Эйрин Анна Сигурдардоттир, а ее мужа — Пауль Бьярки Паулссон. В семье пятеро детей в возрасте от 6 до 22 лет. Сфотографировать их всех одновременно оказалось невозможно, поскольку в любой момент кто-то из членов семейства пребывает в седле и куда-то скачет.
Специализация фермы — племенное коневодство. Сто'ят элитные лошади дорого и покупают их охотно, но велики и расходы. Поэтому хозяева Флугумьюри содержат еще стадо молочных коров, а также небольшую гостиницу для туристов. Желающих у них остановиться более чем достаточно.
Путешествия, как правило, начинаются в столицах. Наше — в столице заканчивалось. Рейкьявик отличается от остальной Исландии только тем, что в нем живет гораздо больше людей. А в остальном — то же самое. Доброжелательные люди, двух- и трехэтажные дома и ощущение покоя. Наверное, для того, чтобы мы почувствовали себя совсем как дома, город даже продемонстрировал нам в одном из переулков старенькую «Ниву» с исландскими номерами.
Фото автора и с сайта Travel.ru
* Слово «гейзер», обозначает термальный источник, периодически выбрасывающий струи горячей воды и пара, происходит от имени собственного — названия одного из таких источников в Исландии, которое, в свою очередь, было образовано от исландского глагола, означающего «хлынуть», «извергнуться». — Прим. ред.
** Фумарола (ит. fumarola, от fumo дым) — источник горячих газов в кратерах и на склонах вулканов, а также в корке остывающих лавовых потоков. — Прим. ред.