Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2008
Курсы повышения квалификации

Д.В. ЗАЯЦ

Интернет-ресурсы
на уроках географии

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Интернет-ресурсы в курсе общего землеведения
18 Лекция 2. Использование Интернета при изучении географии материков и океанов
19 Лекция 3. Интернет-ресурсы на уроках физической географии России. Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Возможности Интернет-обучения в курсе географии населения России
21 Лекция 5. Изучение экономической географии России при помощи ресурсов сети Интернет
22 Лекция 6. Использование Интернет-технологий при изучении географии населения мира. Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Привлечение ресурсов сети Интернет в курсе экономической географии мира
24 Лекция 8. Отображение в сети Интернет глобальных проблем человечества. Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 8

Отображение в сети Интернет
глобальных проблем человечества

О глобальных проблемах человечества можно рассказывать чуть ли не на каждом уроке географии. Какой бы ни была тема урока, будь она связана с природой, населением или хозяйством, в классе обязательно всплывут острые вопросы сохранения окружающей среды, преодоления бедности, исчерпаемости ресурсов и многие другие подобные сюжеты. Поэтому материалы этой лекции можно использовать во всех школьных курсах географии, с 6-го по 10-й класс. Но наиболее акцентированно следует говорить о глобальных проблемах в курсе экономической и социальной географии 10-го класса. Именно к этому времени у учащихся формируется целостная картина мира, в котором они живут и в котором планируют успешно реализовать свой творческий и умственный потенциал.

Как средствами Интернета проиллюстрировать глобальную проблему сохранения безопасности и стабильности?

Наиглавнейшей глобальной проблемой следует признать поддержание в мире безопасности и стабильности. В конечном счете, именно от этого зависит реализация программ по решению всех остальных глобальных проблем, ведь в разобщенном мире, раздираемом войнами и противоречиями, невозможно сообща бороться с голодом или болезнями, защищать природу или искать новые источники энергии.

То, как в пространстве пролегают силовые линии противоречий между человеческими популяциями, вам покажет карта конфликтов. Ее можно найти на страницах газеты «География». Напомним, что адрес нашего издания в Интернете http://geo.1september.ru. Карта очагов важнейших конфликтов в современном мире опубликована в № 23 за 2007 г., точный Интернет-адрес этой публикации http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702313. Эта карта поможет проследить конфигурацию важнейшей зоны нестабильности и сравнить ее с положением Альпийско-Гималайского горного пояса.

Красноречивы и наглядны и некоторые другие материалы по этой животрепещущей теме. Загрузим сайт карт-анаморфоз, созданных коллективом исследователей Шеффилдского университета, его адрес www.worldmapper.org. Нажмем на ссылку Map Categories вверху экрана на титульной странице, затем выберем Violence (насилие) в левом столбце. Мы увидим ссылки на анаморфозы, посвященные темам насилия, безопасности и вооруженных сил в современном мире. Выберем ссылку War Deaths 1945–2000 и попадем к анаморфированной карте людских потерь в военных действиях в 1945—2000 гг.(рис. 1). Среди анаморфоз группы Violence на уроке, посвященном глобальной проблеме безопасности и стабильности, не лишним будет ознакомиться с Military Spending 2002 (военные расходы на 2002 г.), Arms Exports (экспорт вооружений), Arms Imports (импорт вооружений), Armed Forces 2002 (численность вооруженных сил в 2002 г.).

28-1.jpg (12536 bytes)

Рис. 1. Анаморфоза людских потерь в военных действиях с 1945 по 2000 г. по странам мира с сайта www.worldmapper.org. Лидерами в этой сомнительной номинации являются страны Африки и Азии. Налились человеческой кровью и увеличились в размерах Нигерия и Эфиопия, Руанда и Бурунди, Судан и Ангола, Ирак и Афганистан, Китай и Бангладеш, Вьетнам и Камбоджа, обе Кореи. Наибольшие потери в Америке приходятся на Гватемалу, Сальвадор и Колумбию. В относительно спокойной и бескровной Европе «распухли» Босния, Хорватия и Сербия — страны, где проходили военные действия балканского многостороннего конфликта.

 

Если эти картографические произведения окажутся недостаточно наглядными и не произведут на школьников должного впечатления, воспользуйтесь помощью сайта http://wikimapia.org. В нем достаточно посмотреть космические снимки центральной части города Грозный, разрушенной в ходе операции по наведению в Чечне конституционного порядка (рис. 2). Вид превращенных в руины жилых кварталов некогда мирного российского города способен привести к мысли о жестокости и варварстве военных действий самого нерадивого школьника.

28-2.jpg (26992 bytes)

Рис. 2. Космический снимок разрушений центральной части города Грозный в районе площади «Минутка». Фото с сайта http://wikimapia.org. Площадь была районом самых ожесточенных боев в Грозном и в первую, и во вторую чеченскую кампанию. Окружавшие ее кварталы многоэтажных жилых домов были стерты с лица земли перекрестным артиллерийским огнем.

 

Где можно добыть сведения о глобальных проблемах, связанных с экономическим и социальным неравенством жителей Земли?

В число проблем, связанных с неравенством жителей Земли из-за различий в их доходах и материальном достатке, входят, прежде всего, глобальные продовольственная, демографическая и экологическая проблемы. Богатые страны используют природные и трудовые ресурсы бедных стран и за их счет получают прибыли. Бедные страны, попавшие в долговую зависимость от ведущих экономически развитых стран, вынуждены уступать свои природные богатства за гроши. Приэтом у бедных стран не остается средств для решения насущных проблем по подъему уровня жизни населения, на искоренение опасных заболеваний, на преодоление голода, на предотвращение браконьерства и разграбления при-роды. Именно поэтому простран-ства Африки, Азии, Латинской Америки и Океании — зоны самого тревожного, а порой и катастрофического состояния сразу всех глобальных проблем.

Для наглядного показа диспаритета между развитыми и развивающимися странами снова обратимся за помощью к анаморфозам сайта www.worldmapper.org. Со стартовой страницы веб-портала последовательно пройдем по ссылкам Map Categories и Pollution. Из списка доступных анаморфоз загрузим Carbon Emissions 2000 — выбросы СО2 по странам мира в 2000 г.* Тенденции в развитии загрязнения за последние 8 лет изменились мало и почти не отразились на анаморфированной карте (рис. 3). Для того чтобы еще раз убедиться в относительной стабильности географии мирового загрязнения, обратимся к анаморфозе, составленной по данным за 1980 г., — Carbon Emissions 1980. Что нам дает анаморфоза эмиссии (выбросов) диоксида углерода? Во-первых, этот рисунок зримо показывает центры промышленного производства на планете, так как именно промышленные предприятия, тепловые электростанции, месторождения углеводородов и автотранспорт в наибольшей степени формируют поставки СО2 в атмосферу. Во-вторых, те же самые промышленно развитые страны выступают главными производителями парниковых газов, одним из наиболее распространенных из них, без сомнения, является углекислый газ. Именно на этих странах лежит наибольшая ответственность за глобальное изменение климата, проявляющееся в настоящее время, главным образом, в виде глобального потепления. Крупные эмитенты углекислого газа — США, Япония, Китай, страны ЕС, согласно Киотскому протоколу, должны расплачиваться за свое относительное благополучие (достигнутое ценой ухудшения жизни в бедных странах из-за учащения засух, повышения средней температуры воздуха, подъема уровня Мирового океана), но не все спешат это делать. Тем самым глобальная проблема богатства и бедности тесно увязывается с экологической, продовольственной и демографической проблемами. Последняя из проблем проявляется в появлении в странах неразвитого Юга, из-за высокого естественного прироста, целых поколений людей, жизнь которых не обеспечена элементарными нормами жизни: пищей, чистой водой, топливом, медикаментами и др.

Рис. 3. Анаморфоза выбросов СО2 в атмосферу по странам мира с сайта www.worldmapper.org. Мы видим вопиющее неравенство двух частей планеты: богатый Север жирует и развивается во многом за счет бедного Юга. Промышленно развитые страны выбрасывают больше диоксида углерода и тем самым ухудшают состояние мировой природной среды. Страны наименее развитые при этом выступают своеобразными экологическими заложниками мировых хозяйственных лидеров.

 

В том же разделе Pollution вам и вашим школьникам наверняка будет интересно ознакомиться с анаморфозами, показывающими географию распределения по странам мира выбросов парниковых газов (Greenhouse Gases), ядерных отходов (Nuclear Waste), неочищенных сточных вод (Sewage Sludge).

Плохое санитарное состояние источников воды и пищи вкупе с недостаточностью профилактических и информационно-просветительских мероприятий приводят к вспышкам опаснейших инфекционных заболеваний. Наиболее подверженными этой глобальной проблеме остаются те же небогатые страны Юга. Вдобавок к этому именно в тропических широтах расположены природные очаги наиболее острых инфекций: тропической лихорадки, малярии, холеры, дизентерии. Именно в развивающихся странах были зафиксированы первые случаи заболевания лихорадкой Эбола и атипичной пневмонией. Но настоящей катастрофой для многих стран Юга стало распространение инфекции ВИЧ, в некоторых районах уже принявшее вид эпидемии (рис. 4).

Рис. 4. Анаморфоза численности инфицированных ВИЧ по странам мира с сайта www.worldmapper.org. «Вспухли» главные ареалы распространения ВИЧ и СПИДа: Тропическая Африка, Индия, Юго-Восточная Азия, некоторые страны Центральной Америки и Вест-Индии. В Европе самая неблагополучная ситуация с этим опасным инфекционным заболеванием наблюдается на Украине.

 

Неравенство стран мира ярко проявляется еще в одной глобальной проблеме современности — продовольственной. Обратимся к сайту Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО) www.fao.org. На титульной странице отыщем ссылку на мировую «карту голода» (FAO Hunger Map), размещенную в левом верхнем углу. При нажатии на миниатюру карты изображение увеличивается, демонстрируя современные контрасты в обеспечении населения разных стран мира продовольствием. Нажмите на ссылку Animated map под картой, и вы сможете увидеть ряд анимированных «карт голода» на период с 1970-го по 2003 год (рис. 5). Дайте школьникам задание определить страны, население которых в 2003 г. в наибольшей степени страдало от голода. Отсмотрите последовательность картограмм, выполненных на разные годы. Ответьте на вопросы: Какова динамика развития глобальной продовольственной проблемы? Есть ли положительный опыт ее решения? Каким странам за последние годы удалось справиться с голодом или существенно уменьшить численность голодающих? Как вы думаете, на чем могут основываться подобные успехи? Подтвердите свои догадки сведениями из учебника или данными из справочной литературы.

30-1.jpg (30360 bytes)

Рис. 5. Доля недоедающего населения по странам мира в 2003 г. Картограмма с сайта www.fao.org. Больше всего голодающих в странах Тропической Африки — более трети населения. В Азии наиболее неблагополучная ситуация с обеспечением продовольствием сложилась в Таджикистане, Узбекистане, Монголии, Северной Корее, Бангладеш, Камбодже; в пределах Латинской Америки — в Никарагуа, Гаити, Доминиканской Республике.

 

Как наглядно представить проблемы зон экологического бедствия?

В мире уже довольно много районов, где природная среда изменена воздействием человека настолько радикально, что их впору называть зонами экологического бедствия. Такие зоны есть на всех континентах, за исключением Антарктиды, они присутствуют и в экономически развитых, и в развивающихся странах, и в странах с переходной экономикой. Однако если в странах богатого Севера средств на поддержание и возобновление природных ландшафтов все же хватает, то в бедных странах природа деградирует без надежд на ее скорейшее возобновление. Именно в пределах развивающихся стран расположены такие зоны экологического кризиса, как Сахель (антропогенное опустынивание), Амазония (антропогенное обезлесение), Средняя Азия и Казахстан (антропогенное опустынивание и засоление), Персидский залив (антропогенное нефтяное загрязнение).

Карты зон экологических катастроф уже стали приводиться в учебных атласах. Фотографии последствий изменения природы — частые гости в печатных изданиях. Однако для того, чтобы воспринять весь трагизм ситуации, нужно воспользоваться иными средствами. Очаги обострения глобальной экологической проблемы хорошо заметны из космоса, собственно, в этом и проявляется их глобальность. На космических снимках высокого разрешения видны и просеки лесозаготовителей в амазонской сельве, и выжженные солнцем пустынные пространства бывших саванн африканского Сахеля. Воспользуемся в очередной раз Интернет-ресурсом http://wikimapia.org. Наведем глаз космического объектива на интересующие нас зоны экологических катастроф. Убедимся, что очертания Аральского моря уже очень сильно отличаются от изображаемых в школьных учебниках и атласах (рис. 6). Установим, что оставленный людьми более двадцати лет назад из-за чернобыльской катастрофы город Припять уже начинает зарастать молодым лесом (рис. 7). Увидим на примере румынского Галаца экологически неверное размещение крупной промышленной зоны (рис. 8). Найдите вместе с вашими школьниками в wikimapia.org еще несколько иллюстраций пренебрежения природной средой со стороны человека.

Рис. 6. Космический снимок северной части бывшего Аральского моря с сайта http://wikimapia.org. Более светлым фоном отмечен бывший глубоководный морской канал, подходивший к порту города Аральск (Казахстан). Сейчас он и окружавшее его более мелководное морское пространство полностью лишены воды. Белый цвет — выступившая на бесплодной поверхности новой пустыни морская соль. Темные продолговатые образования у бывшего канала — брошенные суда, корпусам которых уже никогда не удастся ощутить биение морской волны.

Рис. 7. Космический снимок украинского города Припять, оставленного населением в апреле 1986 г. в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Фото с сайта http://wikimapia.org. Люди покинули город в результате антропогенной катастрофы. Природа вступила в свои права в оставленном городе: в верхнем правом углу снимка заметен городской стадион, поле которого за 20 лет заросло молодыми деревцами. Еще через несколько десятилетий, возможно, лес полностью поглотит город, и Припять встанет в один ряд с обезлюдевшими городами доколумбовых индейских цивилизаций, где природа также скрыла от посторонних глаз творения человека.

Рис. 8. Вид из космоса промышленной зоны города Галац (Румыния). Фото с сайта http://wikimapia.org. Предприятие черной металлургии расположено на западной окраине Галаца, оно хорошо заметно дымами и черной копотью. Такое расположение экологически вредного производства вредит городу: пусть даже в момент съемки ветер дует с юго-востока, преобладающее направление ветров в умеренных широтах — западное, и вся грязь из промзоны неминуемо будет переноситься в жилые кварталы и на Дунай (его можно видеть в юго-восточном углу снимка).

Рис. 9. Космический снимок вулканического массива Килиманджаро с сайта http://wikimapia.org. Вулкан Килиманджаро — высшая точка Африканского континента (5895 м). Его название в переводе с языка суахили означает «Белая гора», ведь вершина приэкваториального колосса чудесным образом украшена горными ледниками. Однако вулкан впору переименовывать из-за глобального потепления. Красавец Килиманджаро всё больше и больше теряет свой белоснежный наряд, оледенение деградирует, сохранившись лишь в бороздах на теле конуса вулкана.

 

Где можно ознакомиться с прогнозами развития человеческой цивилизации?

На уроках географии важно не только знакомиться с глобальными проблемами, но и предлагать пути их решения, пусть даже уровень подготовки и компетентность «разрешителей» таких проблем пока и не высоки.

В Интернете нет недостатка в разнообразных прогнозах развития человечества. Преобладают сценарии, написанные в самых мрачных красках: мировой цивилизации грозят гибелью ядерный апокалипсис, всемирный потоп, неизлечимые болезни и еще сотни других напастей. Существуют, пусть они и в меньшинстве, и утопические прогнозы будущего вселенского благоденствия. Настоящая удача попасть на сайт, созданный и поддерживаемый реалистами, на котором строгий научный расчет и анализ преобладают над эмоциями. Среди таких Интернет-ресурсов можно назвать http://climatechange.ru, повествующий о текущих и будущих глобальных изменениях климата. Интереса заслуживают такие разделы этого сайта, как Наблюдаемые изменения, Причины изменений, Возможные последствия, Смягчение последствий, Уязвимость и адаптация. Приведем здесь цитату с сайта, показывающую его научный уровень:

Правильнее было бы говорить не о «глобальном потеплении», а о «глобальных изменениях климата». Ведь помимо роста температуры происходит и ряд других, связанных с потеплением изменений в сложной и многосвязной системе, какой является наша «машина погоды» — климатическая система Земли. Проявляются они в усилении изменчивости погоды (сильные морозы, сменяющиеся резкими оттепелями, зимой, рост числа необычайно жарких дней летом), в увеличении частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений — штормов, ураганов, наводнений, засух, усилении неравномерности выпадения осадков, а также таких процессов, как таяние ледников и многолетней мерзлоты, подъем уровня океана и т.п. Эти и другие проявления климатической изменчивости ежегодно становятся причиной тысяч смертей и наносят ущерб в десятки миллиардов долларов.

Потепление климата, которое происходит сейчас, никак не вписывается в естественные циклы, к тому же происходит чрезвычайно стремительно: ведь речь идет не о тысячелетиях, а о сотнях и даже десятках лет. Никогда еще средняя температура планеты не изменялась с такой невероятной скоростью: 0,7 градуса за 100 лет, из них 0,5 — за последние 50. А 11 из последних 12 лет были самыми жаркими за весь инструментальный период метеорологических наблюдений. Такая беспрецедентная скорость не характерна для естественных циклических процессов и оставляет мало шансов биологическим видам и экосистемам на приспособление к столь быстрым климатическим изменениям.

Интересно и доступно о глобальном потеплении повествуется на сайте www.priroda.su/item/389. Материал подан захватывающе и интересно, старшеклассникам его вполне по силам прочитать и понять. Деградация ледникового покрова в разных районах Земли за последние десятилетия проиллюстрирована фотографиями. Приводятся восемь гипотез глобального потепления: от влияния солнца и вулканической активности до решающего воздействия на рост температуры планеты взрывов, осуществляемых во время боевых действий, строительных и горнодобывающих работ.

По мнению ряда исследователей, существенно уменьшить деструктивный потенциал глобальных проблем поможет реализация концепции устойчивого развития. Об этой, во многом спорной, но и весьма известной и популярной в широких международных кругах программе можно узнать на страничке «Устойчивое развитие» русскоязычной версии веб-портала Организации Объединенных Наций www.un.org/russian/esa/sustainable.

Использованные сайты Интернета

http://geo.1september.ru — газета «География» Издательского дома «Первое сентября».

www.worldmapper.org — анаморфозы по отраслям мировой экономики.

www.fao.org — портал Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО).

http://wikimapia.org — космические снимки большого разрешения с возможностями дешифрирования объектов.

http://climatechange.ru — информационный проект о глобальных изменениях климата Российского регионального экологического центра.

www.priroda.su/item/389 — страница «Глобальное потепление: факты, гипотезы, комментарии».

www.un.org/russian/esa/sustainable — сайт «ООН и устойчивое развитие».

Вопросы и задания

1. Какими ресурсами Интернета следует воспользоваться для того, чтобы рассказать учащимся о текущей политической обстановке в мире, о состоянии вооруженных конфликтов, в наибольшей степени угрожающих мировой стабильности?

2. На основе базы данных сайта Бюро переписей США www.census.gov разработайте интересный и познавательный урок, посвященный глобальной демографической проблеме. Проиллюстрируйте этот урок примерами демографических пирамид, взятыми с указанного сайта.

3. Пользуясь Интернет-ресурсами, составьте мультимедийную презентацию «Глобальное потепление: мифы и реальность», предназначенную для учеников 10-го класса.


* Если вы хотите иметь более свежие данные по выбросам СО2 в атмосферу, найдите №10/2008 газеты «География». Там приведены таблица и картодиаграмма на 2004 г.