Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2009
Разное

Некоторые полагают...

...что ученика, сдающего вам реферат, каждая страничка которого упакована в пластиковый пакетик (их почему-то называют «файлами»), следует похвалить за рвение. Не следует. Более того, если это старшеклассник, ему за такое представление материала следует снизить оценку на балл. Ведь папка с несколькими десятками «файлов» — свидетельство того, что ученик так и не понял (и не смог применить) многого из того, чему его учили в школе.

Не понял уроков органической химии и экономической географии. Не понял идей экологии и рационального природопользования. Не понял элементарных этических принципов, не воспринял уроков украшающей человека скромности.

Ему, значит, в голову не пришло, что в каждом грамме полиэтилена (или иного пластика), в который он любовно «закатал» каждую страничку, — десятки граммов добытой, перекаченной и переработанной нефти или кубических дециметров природного газа. Что на сотни таких страниц уже требуются баррели и кубометры. И что каждый добытый баррель ложится на природную среду определенной и неизбежной нагрузкой.

Тонна таких «файлов» может оказаться причиной гибели не одного северного оленя, не сумевшего перебраться через нефтепровод, перерезавший путь к зимнему пастбищу, или попавшего в нефтяную лужу на месте бывшего ягельного пастбища. И ваш ученик, заплативший родительским рублем за полкило этого пластика, стал на 0,0...% соучастником убийства животного, которого не смогла сломить и Арктика. Он стал одним из виновников семейной или родовой драмы представителей северного народа, согнанного нефтяниками с мест традиционного проживания.

Не он сгонял, не он рубил угодья трубопроводами, не он разливал нефть, не он дымил нефтеперегонными установками? Это делали некие бездушные капиталисты? Но капиталу всё равно, что добывать и производить, лишь бы это продавалось. Купив пачку «файлов», создав спрос на них, ученик уже сказал капиталисту: «Ты на верном пути, гони этих оленей в шею», уже проголосовал за сверхмерную эксплуатацию природной среды, за расточительность и нерациональное природопользование.

Расшейте папку с «файлами». Из педагогических соображений (чтобы не обидеть юного файлоносца) лучше бы это проделать не с той папкой, которую вам сдал проявивший рвение ученик, а иметь на этот случай специальную «демонстрационную» папку из старых запасов. Так вот, расшейте ее. Разорвите мешочки-файлы по шву, чтобы они предстали во всей своей площади. Выложите на полу несколько квадратных метров пленкой. Предложите теперь ученику представить себя рыбкой, попавшей под эту пленку, расползшуюся по поверхности моря, или оленем, пришедшим попить из водоема, такой пленкой покрытого. А ведь перед тем, как стать «файлами», все это было нефтью — гораздо большим количеством нефти.

Тут самое время привлечь учителя химии, который подскажет, сколько примерно граммов нефти нужно на выработку 1 грамма этих «файлов». А расходоваться может до 6—7 граммов*. То есть пленка из нефти, послужившей сырьем для этих файлов, займет в 6—7 раз больше места, это при той же толщине. Но нефтяная пленка на поверхности воды может оказаться даже тоньше.

А теперь умножим получившуюся площадь на число учеников в классе. В школе. На число всех учащихся России...

Предложите ученику, сдавшему вам работу с каждым листочком, упрятанным в полиэтилен, представить себя чайкой, решившей сесть на невидимую поверхность всего этого полиэтилена в виде жирного липкого масла. Не окрыляет?

Чтобы детские крылышки уж совсем не слиплись, на первый раз избавьте подателя «файлов» от рассказа о заключительных действиях — о том, как вы очистите листики сданного реферата от упаковки (потому что на полиэтилене невозможно делать учительские пометки), выкинете всю эту упаковку и обслуживающий школу мусоровоз отвезет ее на полигон ТБО. И сколько веков полиэтилен будет загрязнять грунт...

География, включающая в себя экономическую географию — науку о том, как и где развивать хозяйство в интересах людей, не должна призывать к аскетизму. Если людям нужно есть, одеваться, перемещаться в пространстве и т.п., экономика должна заботиться о том, чтобы человек обладал всем для этого необходимым. Но это — если нужно.

Но если можно без чего-то обойтись или, тем более, если это даже не нужно и вредно, то географ должен объяснить: не нужно.

Странички ученического реферата не обладают той ценностью, чтобы их трепетно предохранять от воздействия окружающей среды (и если ученик этого не понимает, он, следовательно, не обладает реальным мышлением или лишен добродетели скромности). Но даже если бы реферат был поистине гениален, он совершенно спокойно мог бы существовать в бумажной форме, без консервных оболочек. Стихи Пушкина живут в бумажной форме — и ничего!

Рациональное природопользование предполагает, в первую очередь, отказ от нелепой, ничем не оправданной расточительности. От пустопорожнего перевода невозобновляемых природных ресурсов. И от нанесения ущерба ресурсам возобновляемым в ходе добычи невозобновляемых. Не убивайте оленей и крачек «выстрелами» «файлового» и обложечного мусора из ваших учебных помещений! Не используйте и не приобретайте излишнего. Не создавайте спроса на природоуничтожение.


* «География» благодарит за консультацию специалиста по географии химической промышленности канд. геогр. наук В.М. Сокольского.