Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии |
Запад Латвии. Порт Вентспилс. В прошлом
Вентспилс был одним из крупнейших
нефтеэкспортных портов СССР: он находится на
окончании (терминале) северного ответвления
«Дружбы» (Унеча — Полоцк — ветка на
Мажейкяй — Вентспилс). С этим транзитным
положением на выходе нефти из СССР и ее входе в
Балтику и было связано развитие и благосостояние
города.
Когда в Вентспилсе работали художники
международного проекта «Коровий парад»*,
один из них создал «нефтепроводную корову» (на
снимке). Она установлена прямо на причале порта.
Ее дойная часть, обращенная к континенту,
по-видимому, должна символизировать Россию —
поставщика экспортного сырья. А морда, тянущаяся
за кормом за море, — платежи от импортеров.
Знай только откручивай посильнее кран. Теперь,
однако, с 2003 г., вентиль перекрыт. Северное
ответвление «Дружбы» доходит только до
белорусского Полоцка; транзит сырой нефти по
трубопроводу через Прибалтику более не
осуществляется (остается, правда, еще вывоз
железнодорожными цистернами и остается вывоз
нефтепродуктов по продуктопроводу, но и им —
по мере развития Балтийской трубопроводной
системы — может скоро прийти конец).
Завинченный Россией для прибалтов вентиль
находится, однако, не на территории России, а пока
на территории Белоруссии, в Полоцке. Так что если
считать молочные части коровы аллегорией России,
жующий агрегат — аллегорией Прибалтики, то
именно мощный вентиль в этой скульптуре может
рассматриваться как аллегория Белоруссии —
страны в ключевом узле многих энергетических
потоков.
* «Коровий парад» или «Парад коров» — международная художественная акция. В ходе акции скульптуры коров в натуральную величину, изготовленные из стекловолокна, разрисовываются художниками и выставляются на всеобщее обозрение на улицах городов или в общественных центрах. После этого коровы продаются на аукционах, а вырученные деньги поступают в благотворительные фонды. Первый «парад» был проведен в Цюрихе в 1998 г.
Белоруссия в системе
энергетических потоков
Восточной Европы
Географическое положение как ресурс
развития страны
и рычаг манипулирования территориальными
системами
Проблемой, способной в 2009 г. дестабилизировать Восточную Европу, является проблема Игналинской АЭС. «Примирение» Запада и Белоруссии, о котором сейчас много говорят, призвано обеспечить, прежде всего, решение проблемы будущего дефицита электроэнергии в Литве.
Литовская Игналинская АЭС должна быть закрыта к концу 2009 г. Это — требование ЕС к Литве, на которое Литва согласилась, вступая в Евросоюз. Полученные от ЕС при вступлении бонусы Литвой потреблены. ЕС отказывается рассматривать возможности сохранения АЭС после 2009 г. Максимум, чего пока смогла добиться Литва, — согласия ЕС на строительство новой атомной электростанции на площадке Игналинской АЭС на базе реактора французской фирмы «Areva».
Литва оказалась не готова к закрытию Игналинской АЭС. Первоначально предполагалось строительство энергомоста из Польши в Литву для компенсации потерь от закрытия АЭС. Однако это сделано не было. На Литву надвинулась угроза энергетического коллапса. Сейчас Игналинская АЭС дает около 70% всей по-требляемой в Литве энергии. Часть энергии экспортируется в Латвию, а временами и в Белоруссию и в Калининградскую обл. России. После закрытия АЭС дефицит энергии в Литве составит около половины ее нынешнего потребления. Значительные трудности со снабжением энергией испытает также Латвия.
Восток Литвы, 30 км от границы с Витебской обл. Белоруссии. Утенский уезд. Город Висагинас (бывш. пос. Снечкус), недалеко от г. Игналина. Игналинская атомная электростанция. Первый энергоблок АЭС был введен в строй в Литовской Советской Социалистической Республике в 1984 г., но в 2004 г. был выведен из эксплуатации после вступления Литвы в ЕС (хотя расчетный срок эксплуатации был до 2028 г.). Второй энергоблок был пущен в 1987 г. Расчетный срок эксплуатации — до 2032 г., но Литва, в соответствии со своими обязательствами перед ЕС, должна заглушить реактор и закрыть станцию до окончания 2009 года. В конце 80-х годов было начато строительство третьего блока АЭС, но из-за развала СССР строительство сооруженного на 90% блока было заморожено, а впоследствии сооружение было разобрано и продано по частям. Игналинская АЭС производит примерно 3/4 электроэнергии, потребляемой в Литве. В некоторые годы доля АЭС в общем производстве электроэнергии Литвы была выше, чем у мирового рекордсмена в этом отношении — Франции. Как Литва будет выкручиваться из положения после закрытия своего главного «энергетика», пока неясно. В 2008 г. в стране попытались провести референдум о продлении срока эксплуатации Игналины, но явка избирателей оказалась очень низкой. Город энергетиков Висагинас — единственный город в современной Литве, где абсолютно преобладают русские. Литовцы, показавшие себя исправными потребителями электричества, как производители высокотехнологичной энергии себя не проявили.
Речь идет даже не о крахе в конце 2009 г. остатков промышленности Литвы, сохранившихся после распада СССР. Речь идет об угрозе всей транспортной системе Литвы и коммунальному хозяйству.
Если в регион не поступит энергия извне, а Игналинская АЭС действительно будет закрыта, Литва не просто потеряет нынешние высокие темпы экономического роста, произойдет не просто экономический спад. Произойдет глубокий политический кризис. Он обязательно выйдет за рамки Литвы и станет региональным в силу особой сложности всей системы межэтнических и международных отношений вокруг Виленского края Литвы. В этом смысле отказ Польши построить энергомост в Литву — это форма программирования глубокого регионального кризиса, независимо от того, был ли этот отказ случайным или спланированным.
В 1958 г. по решению Совмина СССР в Латвийской Советской Социалистической Республике началось строительство Вентспилской нефтебазы. Ныне это предприятие «Вентспилс Нафта», контролируемое польским капиталом
Наиболее простым техническим решением надвигающегося на регион кризиса является переброска энергии в Литву от украинских АЭС — Хмельницкой и Ровенской. Это возможно, только если будет обеспечен транзит этой энергии через Белоруссию. И Литва (а также Латвия, частично зависящая от поставок с Игналинской станции) должна быстро достигнуть соглашений с Белоруссией по энерговопросам. Поэтому пришлось нарушить дипломатическую блокаду Республики Беларусь со стороны ЕС.
Вырисовывается следующая схема экономических связей.
1. Белоруссия обеспечивает транзит украинской электроэнергии в Литву.
2. За это Белоруссия получает возможность резко расширить транзит белорусских грузов (калийные удобрения, нефть и нефтепродукты) через литовский порт Клайпеда (Мемель). По калию Белоруссия уже два года использовала возможности Клайпеды по нарастающей, переориентируя туда свои грузы с латвийского Вентспилса (Виндава). Теперь Белоруссии предложено закрепиться в Клайпеде калийным транзитом еще прочнее.
3. Предполагается резкий рост транзита через Клайпеду белорусских нефтепродуктов с Новополоцкого НПЗ и прием через Клайпеду (и, возможно, близлежащий литовский нефтетерминал в Бутинге) нефти для Новополоцка. Дело в том, что над Новополоцким НПЗ нависла угроза остаться без российской нефти, поступающей ныне по северной ветке нефтепровода «Дружба». Точно так же и литов-ский Мажейкяйский НПЗ уже оказался без этой нефти и получает необходимое сырье через Бутинге и Клайпеду. В случае строительства Россией обходного нефтепровода БТС-2 от брянской Унечи к ленинградскому Приморску (этот проект сейчас рассматривается), угроза остановки Новополоцкого НПЗ выглядит реальной. И белорусское руководство давно обсуждало возможность получения нефти через литовские порты. Новополоцкому НПЗ для сохранения нынешнего уровня загрузки необходима гарантия получения примерно 10—12 млн т нефти в год.
Запад Литвы. Порт Клайпеда. Терминал «Клайпедос Нафта» осуществляет перевалку нефти и нефтепродуктов.
У проблемы получения нефти Новополоцком через Клайпеду есть еще одна важная деталь. На том же ответвлении системы нефтепроводов «Дружба» от Полоцка к Вентспилсу, на котором находится Новополоцкий НПЗ, расположен единственный в Прибалтике НПЗ — в литовском Мажейкяе (он и расположен близ границы с Латвией). Мажейкяйский НПЗ ныне находится в собственности преимущественно польской корпорации. Новополоцкий НПЗ — конкурент Мажейкяйского завода. Ему в Балтику надо пробиваться через Литву, преодолевая эту конкуренцию. Однако в случае, если нефть в Новополоцк пойдет, например, из Венесуэлы (а белорусские компании ныне приступают к освоению нефтяных месторождений в Венесуэле в бассейне реки Ориноко), ситуация изменится. Мажейкяйский НПЗ будет заинтересован в получении этой же нефти. Возникает предпосылка к объединению усилий двух заводов и неф-тяных портов. Для Литвы и Белоруссии такая связка — сильный фактор развития межгосударственных отношений.
Впрочем, многое может изменить мировой экономический кризис. Судьба БТС-2 (трубопровод Унеча—Приморск для вывоза российской нефти в обход Белоруссии и Украины) сейчас неясна. Так что, может быть, Новополоцкий НПЗ в ближайшем будущем российскую нефть и не потеряет.
Север Белоруссии. Левобережье Западной Двины. Город Новополоцк. Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод («Нафтан»).
Завод был введен в эксплуатацию в Белорусской Советской Социалистической Республике в 1963 г. Совет Министров СССР, принимая решение о размещении здесь завода, руководствовался следующими соображениями: близость западных границ (что давало возможность экспорта нефтепродуктов в страны зарубежной Европы); необходимость обеспечения нефтепродуктами западных регионов Советского Союза, а также близость к городу Полоцку — важному транспортному узлу. Основным сырьем для Новополоцкого НПЗ была волжская нефть (поставки по нефтепроводу «Дружба»). К 80-м годам мощность завода по первичной переработке нефти достигла 25 млн т в год. Если поставки по «Дружбе» прекратятся, если Россия перекроет кран, белорусам можно будет рассчитывать на импорт по морю. А раз своего моря нет, то, скорее всего, по морю ближайшему — латышскому или литовскому, через Вентспилс, Бутинге или Клайпеду.
4. Белоруссии предоставляются гарантии умеренных цен на транзит товаров через Литву к литовским портам. Однако Белоруссия настаивает и на гарантиях дешевого транзита белорусских грузов в Калининградскую обл. России. Этот вопрос для Литвы больной. Именно Литва, взыскивая высокие транзитные платежи, не дает развиться портам Калининграда и Балтийска. Если Белоруссия в рамках общего пакета пробьет дешевый транзит для своих грузов через Литву в Калининград, это превратит Республику Беларусь в Калининградской области в очень заметного игрока. Это важно в преддверие неизбежной борьбы за эту область и вокруг нее при первом же ослаблении России.
Желание дешевого транзита в Калининград в рамках общего пакета «спасения Литвы» от энергетического коллапса — это стратегическая заявка Белоруссии на участие в калининградской политике. И это требует со стороны России большего внимания к Белоруссии.
5. Намечается энергомост между Белоруссией и Литвой. Литва предполагает построить свою новую АЭС в Игналине на 2—3 года позднее, чем Белоруссия свою (к 2016—2018 гг.). Литва будет покупателем белорусской энергии в эти 2—3 года.
Схема вывоза нефти по трубопроводам из России. Существующие, закрытые и проектируемые нефтепроводы
Числами в кружках показаны планируемые объемы транспортировки по разным направлениям (в млн т).
Пунктирными линиями показаны недействующие нефтепроводы (в частности, Полоцк—Мажейкяй—Вентспилс).
Литерами БТС-2 обозначен проектируемый участок нефтепровода Унеча—Приморск. Этот участок (Балтийская трубопроводная система-2), если он будет сооружен (в чем, впрочем, есть большие сомнения), может полностью погубить нефтепровод «Дружба» и перевести экспорт в Европу с трубопроводного на морской
Заявлено, что из трех выбираемых для строительства Белорусской АЭС площадок предпочтительной является Островецкая, расположенная близ границы с Литвой (ранее же предполагалось строить в Могилевской обл., ближе к России). Это значит, что будущая Белорусская АЭС теперь рассматривается как станция, призванная, по крайней мере, поначалу заменить в регионе Игналинскую АЭС. Ее рынком мыслится не только Белоруссия, но и Литва, Латвия, может быть, часть Калининградской области. Следовательно, будущая Белорусская АЭС перестает быть собственно «белорусской», становится «региональной».
У идеи перенести АЭС ближе к Литве есть одна хитрость. Консорциум для строительства новой Игналинской АЭС (Литва, Латвия, Эстония, Польша) должен строить АЭС на базе западных технологий (речь идет о реакторе французской «Areva»). Однако местные электросети рассчитаны на советский стандарт. Реактор же «Areva» мощнее, чем обычный советский. Французская АЭС также дороже. Под нее необходимо всерьез переучивать персонал Игналинской АЭС и менять всю систему подготовки. Фактически надо создавать новый коллектив. Белорусская АЭС возле Литвы, введенная раньше, чем будет построена новая Игналина, будет построена, скорее всего, на базе российских (советских) технологий.
Северо-запад Литвы. Жемайтия. Тельшяйский уезд. Город Мажейкяй близ границы с Латвией. Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод («Мажейкю Нафта»), стоящий на ответвлении нефтепровода «Дружба». Это ответвление идет от белорусского Полоцка через Мажейкяй к латвийскому нефтепорту Вентспилс (до него ок. 90 км). Теперь Мажейкяй связан нефтепроводом (ок. 90 км) и со своим, литовским нефтяным терминалом Бутинге.
Мажейкяйский НПЗ был введен в эксплуатацию в Литовской Советской Социалистической Республике в 1980 г. Проектная мощность завода — 15 млн т нефти в год. Ныне перерабатывает ок. 8 млн т в год.
Основным сырьем для Мажейкяйского НПЗ является российская нефть, которая до июля 2006 г. поставлялась по системе магистральных нефтепроводов «Дружба» (ныне поставки прекращены). В настоящее время нефть для Мажейкяйского НПЗ поступает через терминал Бутинге.
В дополнение к этому «Мажейкю Нафта» получает нефть по железной дороге. Планируется строительство нефтепродуктопровода, который соединит завод с терминалом в Клайпеде.
БелАЭС должна вписаться в существующую инфраструктуру Литвы и Латвии. То есть даже в последние два года перед ожидаемым вводом новой Игналинской АЭС перестройкой инфраструктуры всерьез никто в Прибалтике заниматься не собирается. БелАЭС наверняка заберет к себе значительную часть персонала нынешней Игналин-ской АЭС.
Наконец, не исключено, что в Калининградской обл. примерно к тому же времени будет построена собственная АЭС, на той же советской технологической основе, которой тоже будет нужен рынок шире, чем одна небольшая россий-ская область
Так что, возможно, новую станцию в Игналине Литва строить уже и не собирается или не надеется построить. Если так, тогда примерно ясна и мощность предполагаемой Белорусской АЭС. Нынешняя Игналинская АЭС — это два стандартных советских энергоблока. Белоруссии необходимо для своих нужд — два. А АЭС на Островецкой площадке позволяет иметь четыре блока. Их можно будет строить постепенно, имея в виду, что недостающую энергию для себя белорусы смогут временно получать с Украины.
Крайний северо-запад Литвы. Выносной морской нефтяной терминал Бутинге, севернее Паланги, близ латвийской границы. Сооружения терминала расположены в незамерзающей акватории Балтийского моря. Буй с системой цепного крепления для швартовки танкера находится в море далеко от берега.
Терминал построен в 90-е годы, чтобы обслуживать Мажейкяйский НПЗ. В 1999 г. терминал принял первый танкер с российской нефтью компании ЮКОС, доставленной морем для Мажейкяйского НПЗ. Мощность терминала Бутинге — более 10 млн т.
Являясь сооружением реверсного типа, терминал может не только принимать импортные поставки, но и экспортировать нефть. Литовцы продолжают надеяться, что российская нефть по «Дружбе» опять пойдет на экспорт через Мажейкяй—Бутинге или Вентспилс. Однако в нынешних условиях это маловероятно. Скорее всего, Литве и Латвии придется забыть про транзит российской нефти, а также подготовиться и к потере транзита российских нефтепродуктов, которые «уйдут» из Латвии ориентировочно в 2010 г.
Литва, Латвия и, возможно, Калининградская обл. энергетически будут базироваться на Белорусской АЭС близ Вильнюса. Это может изменить всю внутреннюю экономическую и политическую структуру региона между Полесьем и Балтийским морем, а то и между Черным морем и Балтикой. Неясно, как впишется в эту новую структуру Польша, упустившая свой шанс на доминирование в Прибалтике, не создав энергомост в Литву. Неясно, каково будет место в этой новой структуре России: будет ли усиливаться влияние России в регионе через усиление позиций Белоруссии или наоборот — ослабляться.
И белорусам придется внимательнее присматриваться к иным источникам нефти... В частности — из Венесуэлы, где Уго Чавес распорядился выделить белорусским компаниям участки для разведки и разработки в бассейне Ориноко. Поразительно: Белоруссия, находящаяся на пороге России — одного из крупнейших в мире экспортеров нефти, может перейти на южноамериканские поставки. И сама Россия, которой надо бы бороться за рынки, ее к этому толкает. В сущности, неразумно отталкивает от себя наиболее верного, едва ли не единственного в мире потенциального союзника. Тогда как антироссийски настроенные прибалты ищут и находят общие интересы с белорусами.
В качестве первых кандидатов на размещение АЭС фигурировали две площадки в Могилевской обл. — Краснополянская (Чаусский р-н) и Кукшиновская (Шкловский р-н). О том, что может быть выбрана третья, Островецкая, никто всерьез и не полагал: думали, его оставят в покое по экологическим соображениям. Северо-запад Беларуси — край озер, расположенных среди живописных холмов, недалеко — национальный парк «Нарочанский». Покушения на эти, почти заповедные места никак не ожидали. Кроме того, в Островецком районе после чернобыльской катастрофы появилось множество переселенцев. Они в этом традиционно католическом крае построили православный храм. Вряд ли людям, покинувшим свои места из-за «мирного атома», придется по душе перспектива снова жить рядом с АЭС. Тем не менее район Островца, похоже, становится наиболее вероятным местом локализации Белорусской АЭС.
54°45', 26°07'. Северо-запад Белоруссии. 150 км от Минска, 50 км от Вильнюса, 20 км до границы с Литвой. Островецкий район Гродненской обл. относится к пограничной зоне — на всех дорогах специальные знаки информируют, что без специального разрешения неместным жителям здесь находиться запрещено.
В районе ведутся работы (сейсморазведка) по обследованию вероятной площадки под строительство атомной электростанции. Площадка находится в северной части Островецкого района, между деревнями Гоза и Михалишки, вблизи автодороги Вильнюс—Полоцк. Линия сейсморазведки проходит прямо через деревню Валейкуны (ок. 20 жителей). Жители недоумевают, кому пришло в голову размещать АЭС в их местах. Зам. главы администрации Островецкого района по идеологии Виктор Свилло, как госслужащий, не может высказываться против решений вышестоящих органов, но и он явно беспокоится за родной край.
По материалам В. Семашко//Белорусские новости (naviny.by)
Беларускую АЭС могуць пабудаваць на Астравеччыне
Может произойти и нарушение выработанных планов, если, например, ЕС согласится под влиянием мирового кризиса на сохранение Игналинской АЭС, а РФ не станет строить БТС-2 и усилит интеграцию с Белоруссией.
Штаб-квартира французской (с участием «Сименса») фирмы «Areva» — лидера в атомном машиностроении Европы находится в Большом Париже, в «небоскребном» районе Дефанс. На снимках — фрагменты «Башни Areva» в Дефансе. Под предлогом заботы о безопасности Игналинской АЭС Европейский Союз, по сути дела, ведет обычный бизнес нерыночными методами. Обязав Литву закрыть Игналину, ЕС тем самым вытеснил с конкурентного поля высокие советские технологии, расчистив место для сбыта собственных товаров и услуг.
Здание Госкорпорации по атомной энергии в Москве на Большой Ордынке. Ему предстоит противостоять франко-немецкому капиталу «Areva» в верховьях Неманского бассейна
Очевидно, однако, что сложившиеся в регионе отношения играют в пользу Белоруссии, которая разумно и, можно сказать, даже талантливо использует выгоды своего географического положения — в буквальном смысле не обходимого транзитного узла в центре Европы.