Проблемные и
отраслевые вопросы политической и социальной географии |
Про валенки
А.Е. ЛЕВИНТОВ
канд. геогр. наук
Вот моя деревня, вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках по горе крутой.
Вот свернули санки – и я набок хлоп,
Кубарем качусь я под гору в сугроб.
И.З. СУРИКОВ. Детство.
Письмо с фронта. Деталь монумента,
|
В своем далеком послевоенном детстве я часто читал эти стихи: если один, то во весь голос; если на дворе, на горке есть еще кто-то — про себя, но все равно ликующе и радостно.
И когда свалишься с санок, в валенки набьется снегу, скинешь валенок, вытрясешь — и опять. А потом надоедает вытряхивать, некогда, снег в валенке забьется и скатается в ледышку. Когда уж совсем замерзнешь — тогда бредешь домой, таща за веревку отяжелевшие санки.
Дома валенки долго не снимаются, спаявшись с носками. Наконец стащишь их — и к печке, на просушку. А из них пар вьется. А в печке дрова жарким жаром пышут. Ура! Сегодня на ужин опять картошка в мундирах. С соленым огурцом. А после картошки — чай с любимыми подушечками по 10 рублей за кило или с еще более любимыми пряниками, любимыми за то, что не разгрызешь, и стало быть, надолго хватит. А щеки горят, до самой постели горят. Я всегда с краю спал. Поставишь себе керосиновую лампу на табуретку, раскроешь книжку — и полночи как не бывало. А утром валенки уже совсем сухие, горячие изнутри.
Из истории обуви
Какая обувь лучше — животного или растительного происхождения? До сих пор этот вопрос не решен, и чаще всего мы имеем комбинацию этих двух материалов либо синтетических подделок под них: кожаная обувь вполне сочетается с каучуковой подошвой, тканевыми деталями внутренней полости и шнурками, а также носками, чулками, портянками и прочими аксессуарами одежды.
Растительная обувь долгое время была доминирующей у нас: лапти из липового лыка, полотняные опорки, льняная либо конопляная бечева. В этой обуви сплелись две культуры хозяйствования: славянское производящее хозяйство и угро-финское присваивающее.
Издавна известна нам и кожаная обувь — сапоги. И мужские и женские, и праздничные и обыденные, и для мирной работы и для ратного труда.
Наши контакты со скифами, сарматами, тавро-сарматами, амазонками и их потомками: печенегами, половцами, хазарами, народами войлочной цивилизации (их так и называли — «люди войлока»), привели к довольно широкому распространению войлока, в том числе в качестве обуви (чуни, коты и в конце концов валенки).
Памятник валенку
|
Изобретения, преображавшие всю человеческую цивилизацию, всегда носили космополитический характер, были либо глобальными, либо почти глобальными, как будто некто нашептывал людям всей Земли, разобщенным океанами, непроходимыми горами и огромными пустынями: «надо делать так!». Мотыга, богарное земледелие, гончарный круг, колесо, глинобитное домостроение, войлок, упряжь, дротики, луки и многое другое пришли к совершенно разным народам. Теперь вот ко всем нам пришли Макдональдс, Интернет, мобильный телефон и рок-музыка, но уже без всяких нашептываний.
В свое время европейцы удивили арабов преобразованием некоторых восточных идей на западный лад. Когда на Дунае встретились два великих государя — Карл Великий и Гарун-аль-Рашид, багдадские гости с изумлением узнали, что пряности, используемые ими для благовония и ароматизации пищи, европейцы употребляют в качестве консервантов при солении и мариновании.
Еще больше удивили их тяжелые европейские сукна — комбинация войлока и тканевой основы: Восток, строго говоря, расположенный на юге, пошел по пути изящества и красоты, Запад, ушедший далеко на север, — функциональности и утепления.
В 1996 г. на Харьковщине в селе Верхний Салтов были произведены археологические раскопки VIII—X вв. Среди находок — войлочная шапка и богато украшенная металлическими аксессуарами войлочно-кожаная обувь сложного покроя.
Непосредственной предысторией валенка следует считать пытливые пробы соединить идею войлочных башмаков (котов, чуней) с формой сапога. Сначала войлочные сапоги просто сшивались: к войлочному башмаку приторачивалось войлочное голенище. Комбинация уже напоминала валенок, но была очень непрочной, а потому и непрактичной. Валенкам в том виде, как мы привыкли видеть их, всего-то около двухсот лет. Умельцам и чудодеям валяльного дела в Семеновском уезде Нижегородской губернии удалось то, что казалось невероятным — цельноваленый сапог с высоким голенищем.
Размеры нашей страны придавали валенкам большое разнообразие, но был еще и местный колорит: сибирские пимы — это тоже валенки, но немного иные. А еще были чуни, бурки и другие разновидности валенок. Отдельная песня — татарские валенки, необычайно тонкие, прочные, красивые, расписные, нарядные. Существует особая техника мушки расписывать валенки — красным по белому. В таких валенках не топать — летать над сугробами. Я так думаю, что и первые валенки сделали татары-мишари, а самая старая фабрика валенок в нашей стране — под Казанью. Ей уже 140 лет.
Пики производства валенок в нашей стране связаны с войнами. В последнюю войну делали до 20 млн пар в год. В тылу — своем и чужом. Каждый партизанский отряд непременно имел своего умельца.
В современном потоке китальянской обуви (итальянская обувь из Китая) валенки чуть не канули в Лету. О них стали прочно забывать. И возможно, они бы ушли на дальние окраины в хиреющие и покосившиеся российские деревни. И хотя в начале 90-х в стране работало около 35 валяльных и пимокатных фабрик, валенки все более превращались в профобувь: для лесорубов и нефтяников, армии, гаишников и прочих работников на свежем воздухе; из обычной и привычной жизни они стали уходить.
Если бы не нищета и изворотливость нашего народа. Да, валенки переживают свой ренессанс. Войлочно-валяльный промысел явно на подъеме, если не на взлете. По всей стране появились умельцы и мастера — в Чувашии и Подмосковье, на Волге и в Сибири, в Воронеже и на Урале. Все вдруг поняли и прозрели: более экономичной, экологичной и удобной обуви там, где зимой бывают морозы и снег, нет на свете.
В городе Мышкин, что стоит на Волге, появился первый Музей валенок. Здесь и бальные валенки для матушки императрицы Екатерины Великой, скорбевшей к старости ногами. И валенковое дерево: делайте заказ — и получите к своему дню рождения пару валенок точно по вашей ноге.
Первый музей валенок, зарегистрированный в министерстве культуры, — в Москве, на Павелецкой. Здесь рассказывают историю зарождения и процветания этого промысла в нашей стране, демонстрируют «хай-технологии валенководства»: показывают вручную, что такое сухая валка, а по видео — мокрую валку, два вида этого несложного, но тонкого производства. Московские валенки, продаваемые в магазине, что напротив музея, естественно, дороже мышкинских — в Москве все дороже. Сюда, в музей, водят детей и студентов, валит народ, прошедший в валенках по детству, отрочеству и юности, заглядывают ошарашенные иноземцы, изумляющиеся успехам и достижениям отечественного «валенкостроения».
И чего только не увидишь в этом музее: тут и самолет из валенка, и паровоз, и валеный домик, теремок. Здесь можно увидеть огромные валенки, расшитые татарским орнаментом для какого-то батыра. Изделиям более сотни лет. Для городских модниц и кокеток — валенки с каблучком, шик середины прошлого века, когда, после войны, всем так хотелось красоты. Стои`т и действует тут также оборудование и инструменты: чесальная машина и хитрые приспособления конца XIX в., используемые и по сей день.
Рядом с музеем «Русские валенки» магазин «Мир шерсти» фабрики «Горизонт». Тут не только богатейшая коллекция валенок из разных уголков страны — белых, серых, черных, с отворотами и без, расшитых гарусом, расписных, парадных и повседневных, но и одежда из шерсти, шерстяные подушки и одеяла, войлочные ковры и пледы, головные уборы и банные комплекты, декоративные безделушки, дизайнерские изделия, войлочно-валеночный авангард и пост-модернизм.
Ближайшая родня валенок
Машина для производства войлока,
|
Валенки — явление российское, соответствующее нашим заснеженным просторам и морозам. Но есть народы и культуры, существующие в близких или аналогичных условиях. И там должны были формироваться параллельные или аналогичные идеи зимней обуви. Давайте вспомним некоторые из них.
Ичиги, или ичетки, ичитки, в которых ходят, точнее, щеголяют (это нарядная обувь из сафьяна, расшитая, на мягкой подошве) многие народы Поволжья, от вятчан до татар, мордвы и марийцев. Названия этитюркские и буквально означают «сапог» или «башмак», в зависимости от высоты борта (голенища).
Ишимы (от татарского ишим —плетенка). Эта обувь была известна многим татарским народам от Поволжья до Байкала, о чем свидетельствует, в частности, топонимика: город Ишимбай — в Башкирии, город и река Ишим — в Западной Сибири.
Мокасины — кожаная обувь североамериканских индейцев, приспособленная для хождения в горах и лесу. Мокасины имеют невысокое голенище и более всего напоминают башмаки; зимние мокасины имеют более мощную подошву и более плотный верх.
Унты носятнароды приполярных и полярных странСкандинавии, Российского Севера, Аляски, канадских территорий, Гренландии; унты — сапоги из меха и шкур различных животных: оленей, моржа, тюленя и т.п. Подошва из меха или шкуры, на шнуровке или подвязках; женские и детские унты обычно красиво декорированы. Унты теплее валенок и более приспособлены к местным условиям. В этих краях войлок мало распространен. К городским условиям эта обувь не пригодна.
Теплые сапоги — кожаные или из кожзаменителей, в наше время это наиболее распространенная женская обувь в России, Европе и снежной части Северной Америки. Внутренняя отделка сапог выполнена из искусственного или естественного меха, других натуральных или синтетических утеплителей.
Бурки — по преимуществу сибирская обувь, производимая из дорогого белого войлока, на кожаной или резиновой подошве, обшитая кожей по двум вертикальным швам, по верху голенища и по склейке голенища с подошвой. В советское время бурки были признаком и символом хозяйственного (реже — партийного) начальства или богатства, что, собственно, почти одно и то же. Достаточно напомнить, что в фильме Л. Гайдая «Операция Ы» Бывалый и директор торговой базы — в бурках, а Шурик и сторожиха — в плебейских валенках. Бурки — это обувной аналог каракулевого «пирожка», дубленки, плаща «болонья» и черной служебной «Волги», непременных атрибутов власти и номенклатуры.
Кавказские бурки — кожаная мягкая обувь с очень высокими, выше колен, голенищами. Может, у кавказцев подсмотрели их бурки европейские обувные дизайнеры?
Гуталы (гутулы) носят народы Непала и Тибета, Китая, Маньчжурии, Приамурья, буряты, монголы, алтайцы, шорцы, тофалары, хакасы и другие народы юга Сибири и Дальнего Востока. Делаются они из кожи и овчины, имеют толстую подошву и загнутые кверху мысы: по буддийским верованиям и понятиям ковырять землю и нарушать травяной покров земли — большой и неисправимый грех. Эта обувь практична в носке, медленно снашивается и украшена традиционным орнаментом.
Торбоса — корякская и камчадальская мягкая обувь из оленьих шкур. Мужские торбоса короткие — в полголени, женские —до колен. Торбоса популярны среди геологов, работающих в этом районе.
Чувяки — мягкая цельнокроеная кожаная обувь без каблуков, распространенная среди народов Передней Азии и Кавказа. Их носят крымские татары, потомки древних сарматов и тавров.
Фабрики и промыслы
Россия в начале XX в. производила несколько десятков миллионов пар валенок. Работала тогда только на территории нынешней РФ 41 валяльная и пимокатная фабрика, одна из которых, Кукморская под Казанью, производила 3 млн пар валенок в год. Катали и валяли валенки и по избам, для своей семьи, и на продажу. В некоторых уездах Нижегородской губернии все сельское население было занято на этом промысле. Производство носило сугубо сезонный характер: всю осень и всю зиму, после уборочной и до начала посевной и выгона скотины. Производительность устойчиво держалась на уровне пять пар на одного работника в день. В советское время было открыто еще 30 фабрик (опять — только на территории нынешней РФ, не считая Украину, Белоруссию и Казахстан, где этот промысел также был развит). В настоящее время в России действуют 24 фабрики, изготавливающие около 5 млн пар в год, 20% производства сосредоточено на Кукморской фабрике. Это — не считая единоличного или артельного кустарного производства, учесть и оценить которое просто невозможно.
Валенки валяли (и, возможно, кое-где продолжают потихоньку валять) в Литве, Польше и Финляндии.
Валенки сегодня
Самый тяжелый удар по валенкам в нашей стране нанесла урбанизация, в крупнейших городах страны — метрополитен.
Пока метро не стало массовым и основным пассажирским транспортом в Москве, Ленинграде и других городах, валенки, особенно на резиновом ходу и в калошах, были обычной и привычной зимней обувью. Нынешняя же слякоть в метро — злейший враг валенок. Впрочем, утепление салонов трамваев, троллейбусов и автобусов также стало ударом по валенкам. Не менее злыми оказались и химреагенты, используемые в борьбе с гололедом, снегом и льдом. Зимний отдых и досуг на природе стал более спортивным: прогулки сменились горными лыжами и прочим экстримом — не до валенок. Ну и, конечно, глобальное потепление может нас лишить валенок напрочь.
Однако пока деревня и глубинка зимует в валенках. Валенки стали синонимом периферийной жизни. И потонули бы в презрении, кабы не новости нашего городского уклада жизни. Зажиточные, состоятельные и богатые горожане стали массово переселяться в загородные коттеджи, виллы и дворцы. А там, в укромных поселках, отгороженных от мира высоченными заборами, охраняемых пуще ракетных установок и таящих чистейшую среду обитания, валенки не то чтобы необходимы, но очень к месту и удобны. Но, разумеется, не фабричные валенки, а самовалки из тончайшего и белейшего войлока, и не просто самовалки, а дивно украшенные, расшитые и расписаные, эксклюзивные.
Валенки завтра
Можно наметить несколько наиболее перспективных направлений расширения рынка использования валенок.
Валенки скоро станут популярной домашней обувью для престарелых. Нам еще предстоит встать на «путь старения населения», избранный европейцами, американцами и японцами. Конечно, мы не скоро догоним их, но рожденные в 70—80-е годы будут жить заметно дольше интенсивно вымирающего в настоящее время поколения 40—50-х. Борьба за экологию, развитие современной геронтологии на базе генной инженерии, культ здоровья и здорового образа жизни — все это приведет уже через 15—20 лет к тому, что старики станут доминантой в демографической структуре общества, а валенки станут их излюбленной домашней обувью.
Жизнь в двух жилищах, столь свойственная нам, имеющим традиционно и неистребимо аграрную ментальность (мы все — выходцы из деревни, и наши корни там, и наши ценности в деревенском укладе жизни), приведет к тому, что многочисленный средний класс сменит свои шесть соток, на которых работает все лето, на всесезонные коттеджи, где будет отдыхать от городской суеты, наслаждаться тихими прелестями деревенской жизни. И тут валенки станут и домашней, и дворовой, и прогулочной обувью.
Успехи геронтологии и постарение населения приведет к тому, что дети станут большой редкостью (при сохранении нынешней репродуктивности женщин в фертильном возрасте), детей будут всячески оберегать и холить, заботясь об их здоровье. Валенки станут самой распространенной и удобной обувью для детей даже в больших городах: ведь им городской транспорт не нужен. Детские домашние и уличные валеночки будут красивыми, разноцветными, веселыми и смешными.