Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы |
Конкурс для учащихся ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ.
Разбор задания тура «Картограф-ядерщик»
Задание было напечатано в 23/2008
На тур были присланы 143 работы. Картографические произведения, выполненные конкурсантами, отличались большим разнообразием: мировая ядерная энергетика показывалась и в цвете, и в черно-белых тонах; в качестве картографических основ использовались контурные карты, политические карты мира, некоторые участники рисовали карты от руки. Значительным было число электронных карт, построенных средствами самых разных программ.
Несмотря на кажущуюся простоту задания, правильно выполнить его смогли немногие. Наиболее распространенной ошибкой стал неверный выбор способа картографирования. Очень многие участники использовали в своих работах способ картограммы, который нельзя применять для абсолютных показателей, каким и является производство электроэнергии на АЭС. Предложенный для картографирования показатель следует изображать способом картодиаграммы — карты, показывающей с помощью диаграммной фигуры суммарную величину какого-либо статистического показателя в пределах нанесенных на карте территориальных единиц. То, что во многих современных атласах и учебниках это классическое картографическое правило игнорируется, еще не означает его отмену.
Сошлемся на классиков.
Картограммой называется карта, на которой разной степенью густоты окраски или штриховки показана, применительно к определенному территориальному делению, разная степень развития отображаемого явления.
В отличие от картодиаграммы, употребляемой преимущественно для изображения абсолютных пространственных рядов показателей, картограмма должна употребляться исключительно для относительных рядов, и притом для таких, которые показывают густоту (или степень выраженности) данного признака.
Поясним наглядно, на конкретном примере, почему нельзя абсолютный ряд изображать картограммой. Предположим, что мы интересуемся различиями в населенности СССР и у нас имеется ряд чисел, показывающих количество населения по отдельным областям. Можем ли мы закрасить или заштриховать изображения областей на карте соразмерно числу населения в них, то есть тем гуще, чем больше в каждой из них жителей? Сравним Ярославскую и Пермскую области, из которых в первой — 1,4 млн* населения (а плотность — 38 человек на км2), а во второй — 3,0 млн населения (плотность же — только 19 человек на км2). Если руководствоваться абсолютным числом населения, то на карте Пермская область окажется закрашенной интенсивнее (или гуще заштрихованной), чем Ярославская, а между тем в последней плотность населения вдвое большая. Окажется, что область, в два раза менее густо населенная, будет заштрихована гуще, то есть будет выглядеть более населенной.
Нелепость картограммного изображения абсолютных рядов наглядно может быть уяснена из того, что с уменьшением единицы территориального деления, то есть, скажем, с переходом от картограммы по областям к картограмме по административным районам сразу же «бледнеют» все окраски, хотя в существе изображаемого явления все осталось как было, без всяких перемен. (Н.Н. Баранский, А.И. Преображенский. Экономическая картография. М., 1962.)
Помимо неверно выбранного способа картографирования, наиболее часто встречались следующие ошибки, за каждую из которых с участников снимались баллы:
— неверно показана государственная территория, неправильно проведены государственные границы (участники отдавали Сахалин — Японии, Пакистан — Индии, Монголию и Корею — Китаю, рисовали территорию США аж до Панамского перешейка, показывали Россию без Северного Кавказа и Калининградской области);
— низкая наглядность (неверно выбранные размеры и форма значков не позволяли им быть читаемыми, загромождали карту, затрудняли понимание картографируемого явления);
— непропорциональность значков карты (их площади должны соотноситься между собой примерно так же, как те показатели, которые они отображают; допустимо использовать один масштабный знак для всего диапазона показателей, но его размеры должны быть близки среднему значению диапазона);
— во многих картографических работах использовались карты-врезки, но значки, вынесенные на них, на основной карте не показывались, что является грубой ошибкой, так как район наиболее интенсивного распространения явления (раз уж появилась нужда в его подробном изображении) выглядит на карте совсем пустым;
— единица измерения мощности показывалась как кВт/ч, а не кВт·ч (1 кВт·ч равен энергии, потребляемой устройством мощностью 1 кВт в течение одного часа. Написание «кВт/ч», часто употребляемое во многих СМИ, неправильно. Такое обозначение могло бы соответствовать изменению мощности с течением времени, но никак не количеству произведенной за час энергии);
— в круговой диаграмме, показывающей долю стран-лидеров в производстве электроэнергии на АЭС (ею дополнили создаваемую карту многие участники конкурса), отсутствует сектор «Прочие страны», следовательно, доля, занимаемая страной по данному показателю, на диаграмме искажалась;
— в некоторых работах в качестве знаков картодиаграммы использовались столбики, неверный расчет их предельной высоты привел к тому, что многие из столбиков пришлось разрывать, это тоже считается грубой ошибкой: допускается разрыв лишь одного-двух столбиков, которые никак не укладываются в предложенный масштаб.
Большинство из тех, кто справился с заданием, использовали в качестве значков картодиаграммы круги. Не все, правда, при этом помнили, что эти фигуры должны соотноситься между собой по площади, а не по линейным размерам. В разных работах применялись столбики, квадраты, треугольники и значки неправильной формы (в одной карте даже использовались изображения стеклянных бокалов). В двух работах наглядно и потому весьма удачно был использован метод показа абсолютных значений явления клеточками, каждая из которых была оценена в 20 млрд кВт·ч (Артем и Николай Ступак, Ольга Абраменко).
Бесспорно лучшие, по мнению жюри конкурса, из присланных на тур работ принадлежат воспитанницам учителя географии из Илишевского района Башкортостана Рависа Ильясовича Мухаметова Миляуше Мухаметовой и Ильмире Ахметьяновой. Эти карты выполнены почти безупречно, отличаются наглядностью и лаконичностью.
Самый сложный и при этом самый наглядный способ показа заданного явления был использован в работе Екатерины и Натальи Гладун из Манского района Красноярского края (тренер — Ольга Ивановна Васильева). Школьницы (8-й и 10-й класс), не обладая специальной компьютерной программой, сумели построить карту-анаморфозу. При этом им удалось сохранить реальные очертания искаженных согласно величине выработки электроэнергии на АЭС территорий стран.
Тур «Картограф-ядерщик» явственно показал недостаток картографической грамотности в российской географии. Надеемся, что проведенный тур конкурса послужил уроком грамотного оформления картографических произведений.
Жюри конкурса «Географическое пополнение»
* Здесь и далее в цитате данные по населению приведены на конец 50-х годов ХХ века.