Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2006

Размещение населения


Каркас русской цивилизации

Д.В. ЗАЯЦ, С.В. РОГАЧЕВ

В № 15 мы предложили вниманию читателей схемы размещения городов по наиболее «градонесущим» рекам России. В № 17 предложили поработать с этими схемами как с пространственным конструктором: составить речные системы из основных рек и притоков. На с. 23—25 помещены результаты такого конструирования.

Сделать такие бассейновые схемы — даже самые сложные — несложно. Разберем ход работы на примере Волги. Следующие несколько полос газеты предстанут своеобразным монтажным столом: прямо на наших глазах будет образовываться, вырастать как неведомый кристалл полнокровная система величайшей русской (да и не только русской, но и татарской, чувашской, марийской, калмыцкой…) реки. То, что будет у нас получаться, чем-то будет напоминать схему линий метрополитена: реальная криволинейность транспортных путей будет заменена схематичным абстракционизмом прямых, лишь в общих чертах наследующих положение географического элемента в пространстве. В таком случае круги на этой линии будут не чем иным, как отдельными станциями, и это действительно так: в те времена, когда Волга и ее притоки были еще крупными пассажирскими артериями, в каждом из городов была своя пристань, которой пользовались не только их собственные жители, но и население окружающих территорий. Примерно так и добираются москвичи и жители других крупнейших городов до ближайшей, «своей» станции метрополитена. Продолжая аналогию двух схем — речной и транспортной, мы не уйдем от необходимости введения «станций пересадок». И таковые у нас действительно будут там, где возможна пересадка (или перевалка) с одной линии реки на другую. Только вот определить города, ставшие подобными транспортными узлами, вам предстоит самим.

Шаг первый: ствол. Вырежем ксерокопию схемы Волги (№ 15, с. 24). Сориентируем ее так, чтобы исток был на северозападе, а устье — на юговостоке, и приклеим на чистый лист.

Шаг второй: главные притоки. Об Оке и Каме знают даже двоечники. Вырезаем из копий 24й страницы (№ 15) Оку, 26й страницы — Каму.
Куда приклеить Оку? Вопрос простой, но хорошо, чтобы школьники на него ответили: устьем к Нижнему Новгороду (совместив нижегородские кружки или срезав один из двух Нижних Новгородов). Исток Оки сориентируем так же, как реальный ее исток сориентирован в отношении Нижнего: на югозапад.
Куда приклеить Каму? Вопрос чуть посложнее. Такого яркого ориентира, как Нижний Новгород для устья Оки, у Камы нет. Но внимательный взгляд на карту поможет найти решение и в этом случае.

Суть работ, которые следует предложить ученикам по этим схемам, вот в чем. Вы даете ученикам схемы, на которых подписан лишь какой-то один элемент. Они же, работая с картой, сопоставляя схему с картой, по одному элементу восстанавливают всю систему.

Пример на с. 24–25. Со схемы волжской системы сняты все географические названия. Подписана лишь Астрахань. Нетрудно определить, что главная река Волга. А далее начинается серьезная, как у следователя в детективном романе, работа по реконструкции «всего случившегося» по одной улике. Выявление притоков, крупнейших городов, городов средних, притоков притоков, городов на них. Самые мелкие городки не будем просить опознать. А уж центры субъектов федерации — непременно. Да и Обнинск, и Протвино, и Боровск на Протве заслуживают быть поименованными. И Можайск, и Звенигород, и Жуковский на Москве-реке — не пустые звуки для русского уха.

Очень важно. Особый вид деятельности, который реализуется в ходе этой работы, — соединение в сознании и представлении абстрактной схемы и реалистичной карты. Это принципиально иной, качественно намного более высокий уровень интеллектуального упражнения, нежели перерисовывание элементов карты на контурную карту (в сущности, пустая репродукция, ничего не прививающая, мало что дающая). Выполняя работы по идентификации, учащиеся почувствуют себя исследователями (и на самом деле ими станут — это не повторение, это умный поиск и обучение, причем в большой мере — самообучение в ходе поиска), почувствуют себя создателями. Еще бы: из одной клетки вырастить организм.

Если же в начинающем такие работы классе одной клетки окажется мало (а это бывает), задайте немного больше вводных условий: подпишите еще, например, город Пермь и реку Протву или город Пензу и Обнинск. А дальше — пугающий своей насыщенностью атлас и путеводная схема, как нить (или кружево) Ариадны, выведет нашего героя (ученика) к нужной цели. Двум целям: узнать Родину и еще немного поумнеть.

Универсальные ключи для проверки выполнения заданий, напоминаем, есть в № 15.

Шаг третий: менее известные притоки. А есть ли у Волги еще притоки первого порядка (то есть реки, непосредственно впадающие в Волгу), несущие на себе пять или более городов? Небольшие разыскания — и вот уже меридиональная Сура подклеена устьем между Лысково и Козьмодемьянском. (Сколько Су'ровых, Су'риных и Засурских, получивших фамилии по этой реке, живут рядом с нами. Одно это должно заставить нас проявить внимание к уважаемой Суре.)

Шаг четвертый: притоки притоков. Догружаем (или, наоборот, подпираем?) Оку Клязьмой, Москвой и Протвой. Обращаем попутно внимание на то, что все многогородские притоки Оки — левые. Почему бы это?
Догружаем Каму Вяткой, верховья которой уводят нас к удивительному русскому таежному оазису Кирову (старинной Вятке, былинному Хлынову). Подпираем Каму левыми притоками, один из которых держится истоком за Средний Урал (Чусовая), а другой — за Южный (Белая). Очень четко вырисовываются два предуральских миллионера — Пермь и Уфа.

Вот и готовая схема*. Возможно, она немного покоробит вас, и вам, как знатоку карты, захочется хоть чуть-чуть подправить схему: хоть немножко преломить Волгу у Казани, загнуть на запад хвостик (исток) Камы и т.п. Удержите себя. Схема на то и схема. Она претендует на картографическое подобие лишь в некоторых аспектах, важных с точки зрения решаемых познавательных задач. В нашем случае правдиво передаются: длины рек, положение городов на них, людность городов и — что особенно важно понять — общая связность системы. Интеллектуально испугаться схемы и начать перелицовывать по образу и подобию контурной карты — значит признать отсутствие в себе абстрактного, то есть научного, мышления. Даже если вы закоренелый реалист, и абстракция вас ранит, переломите себя и дайте этот материал ученикам. Юношеские мозги — не наши, они куда благодарнее отзываются на абстрактные (выделяющие главное и абстрагирующиеся от подробностей) построения.


* Отмеченных пятью городами притоков у притоков волжских притоков нет, поэтому мы избавлены от необходимости делать шаг пятый. Но когда дело дойдет до моделирования системы Оби (схема будет в одном из следующих номеров), там такой шаг потребуется.

ЗАДАНИЕ 1

1. На схеме изображена российская река и те ее реки-притоки (а также притоки притоков), на которых расположено пять и более городов.

2. Определите* главную реку (1 балл).

3. Определите* ее притоки (1 балл за каждый).

4. Определите** притоки притоков (2 балла за каждый).

5. Определите** отображенные на схеме города — центры субъектов Российской Федерации (1 балл за каждый).

6. Определите** отображенные на схеме другие города с населением более 100 тыс. чел. (2 балла за каждый).

7. Определите** положение еще десяти более мелких городов по вашему выбору (2 балла за каждый). Почему они обратили на себя ваше внимание, чем они знамениты? (По 1 баллу за каждое весомое суждение.)

8. Определите города бассейна Волги, изображенные на снимках. Поставьте цифру снимка в кружок, показывающий тот или иной из найденных городов на схеме. Подпишите эти кружки.

Подсказка: даны фотографии Астрахани, Волгограда, Казани, Калуги, Костромы, Нижнего Новгорода, Рязани, Уфы, Ярославля.

Задания по системам других крупных рек России
(по русским «городским бассейнам») — в следующем номере.


* То есть подпишите у истока и устья.

** То есть подпишите у соответствующего кружка или (если не хватает места) поставьте в кружке (у кружка) цифру и в свободном месте напишите, какому городу цифра соответствует.