Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2007

Место


Двенадцать граней Бахрейна

В.М. СОКОЛЬСКИЙ
канд. геогр. наук, старший научный сотрудник кафедры
социально-экономической географии зарубежных стран
географического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Сколь ни избито такое сравнение, Бахрейн так и хочется назвать жемчужиной Ближнего Востока. А вернее, бриллиантом — небольшим, но прекрасно обработанным камнем. И какой бы гранью (природа, история, население, экономика...) ни повернулась к вам эта страна, в ней почти всегда найдется что­нибудь очень яркое и запоминающееся.

Вячеслав Михайлович Сокольский в Манаме. Золотой рынок
Вячеслав Михайлович Сокольский
в Манаме. Золотой рынок

 

1. Географическое положение

Бахрейна в стратегически важном Ближневосточном регионе близко к центральному.

Если вокруг острова Бахрейн очертить круг радиусом 1500 км (дальность полета базирующихся на нем самолетов F-16), то в него попадут почти все страны Ближнего Востока — Израиль, Палестина, Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Иран, страны Аравийского полуострова, частично — Египет, Турция, Пакистан и Афганистан.

Мимо Бахрейна пролегают морские пути, идущие от портов Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии к ОАЭ, Оману и далее во внешний мир.

Истребитель F-16 в небе над Бахрейном

Истребитель F-16 в небе над Бахрейном

Это положение на пересечении воздушных и морских путей всегда привлекало к Бахрейну внимание как соседей по региону, так и заморских держав, стремящихся использовать его в своих геополитических и военно-стратегических интересах.

При видимой «центральности» Бахрейн относительно труднодоступен (по крайней мере — из Москвы). Прямых авиарейсов из Москвы в Бахрейн нет (хотя лежат они на близких меридианах, в одном часовом поясе). Лететь можно через Дубай, Доху, Ларнаку или ряд европейских столиц — Лондон, Париж, Амстердам и Афины. Перелет через Дубай (ОАЭ) — один из самых коротких по расстоянию, но из-за большого разрыва во времени между рейсами длится дольше, чем до Нью-Йорка (около 15 часов). Правда, переносится намного легче, ибо время в Дубае течет как в Москве, и твои биологические часы не страдают (кто летал за 9—10 часовых поясов от Москвы — понимает, о чем речь).

Разумная с виду идея добраться из Дубая до Бахрейна на автомобиле транзитом через Саудовскую Аравию (это около 500 км), с которой он соединен автомобильным мостом, на деле неосуществима, ибо саудовцы пускают к себе в гости далеко не всех. Исключение сделано лишь для граждан стран Совета сотрудничества Персидского залива1, мусульманских паломников и деловых людей с соответствующими приглашениями. Короче, прилетев в Дубай и проведя там ночь, летишь наутро в Бахрейн с легко одетыми и почти без багажа гастарбайтерами разных национальностей. Летишь около часа, видя под собой лишь лазурную гладь Персидского залива и его пустынные берега.

В конце полета на сверкающей поверхности моря сквозь легкую дымку проступают — словно всплывают льдины — острова, расшитые дорогами, мостами, трубопроводами. Это — Бахрейн.

2. История

Бахрейна поражает воображение колоссальной временно?й глубиной.

Бахрейн упоминается еще в шумерских клинописях XXX в. до н.э. как Дилмун («райский остров», «земля бессмертия») и является одной из древнейших стран мира (наряду с Египтом или Индией).

У Страбона (XVI, 3,4) Бахрейн выступает прародиной финикийцев, создавших Дилмунскую цивилизацию, а затем широко распространивших свое влияние. Финикийцы прославились торговлей, судоходством, а также письменностью, от которой пошли чуть ли не все современные системы письменности (кроме, кажется, китайской).

Король на уличном билборде. Монархия тоже требует рекламы

Король на уличном билборде.
Монархия тоже требует рекламы

Дилмунская цивилизация существовала примерно в те же времена (около 5000 лет назад), что самые древние цивилизации мира — хараппская (в Индии), египетская, шумерская (на Ближнем Востоке), то есть намного раньше китайской или крито-минойской.

Дилмун был важным торговым узлом мира, связывающим Шумерское царство в Месопотамии с долиной реки Инд. Сам Дилмун славился жемчугом, который местные ныряльщики доставали со дна моря, рискуя жизнью, а дилмунские купцы возили в Египет (задолго до появления там пирамид), в Месопотамию, Индию. По преданию, на Дилмуне жил знаменитый Синдбад-мореход.

Близ Манамы сохранился курган Калат-эль-Бахрейн (ныне — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), на месте которого в XXVIII — XVIII вв. до н.э. стояла столица Дилмуна.

Дилмунское государство просуществовало свыше 2000 лет. В XXIII в. до н.э. оно вошло в Шумерское царство, в XVI в. до н.э. начало клониться к упадку, а в VIII в. до н.э. прекратило свое существование, став вассалом Ассирии.

Дальнейшая история Бахрейна — с VIII в. до н.э. и вплоть до 1971 г. (то есть около 28 веков) — непрерывная смена завоевателей. В VI в. до н.э. остров попал под власть Вавилона, в IV в. до н.э. был захвачен греками (получает имя Тилос), в IV в. н.э. — персами (аббасидами), в VII в. — арабами, принесшими сюда ислам. В 1521–1602 гг. островом владели португальцы, а в 1602 г. снова воцарились персы, утвердившие здесь ислам шиитского толка. В 1783 г. их изгнали бедуины-сунниты во главе с шейхом Ахмедом бен Мохаммед аль-Халифа, основателем ныне правящей династии Халифа, который пришел из Катара и воссоздал независимый Бахрейн.

Верноподданые бахрейнцы с королевскими портретами на референдуме 2001 г.

Верноподданые бахрейнцы с королевскими портретами
на референдуме 2001 г.

В XIX в. на острове усилились англичане. Несколько раз они вмешивались в дела Бахрейна, очищая торговые пути от пиратов, борясь с влиянием в этом регионе других держав, прежде всего Персии. Первый британско-бахрейнский договор был подписан в 1820 г., а в 1861 г. Бахрейн принял протекторат Великобритании. В 1934 г. он получил «новый статус», связывающий его с Британской империей особым союзным договором. В 1971 г. Бахрейн был провозглашен независимым государством во главе с эмиром.

С 1999 г. страной правит эмир Хамад бен Иса аль-Халифа (с 2002 г., после того как Бахрейн стал королевством, носит титул короля).

3. Территория

Бахрейна позволяет отнести его к карликовым государствам.

Сверху, из окна самолета, он весь как на ладони. По своей площади (720 км2) Бахрейн меньше всех стран Ближнего Востока, меньше Москвы и к тому же разбит на множество островов-осколков, их общее число — 33, а с учетом совсем мелких островов — свыше 50.

В арабском мире Бахрейн — единственное островное государство, что дает его жителям повод гордо именовать себя «нацией 33 островов».

Среди них своими размерами (16 на 48 км) и площадью (около 600 км2) выделяется сам о. Бахрейн, составляющий 83% всей площади страны. Прочие острова, даже самые крупные, не достигают и 5 км в поперечнике.

Усилиями бахрейнцев, стремящихся хотя бы частично преодолеть свою разобщенность, главный остров (Бахрейн) соединен с соседними более мелкими островами Мухаррак (14 км2), Умм-Наасан (19 км2) и Ситра (9 км2) насыпными дамбами, по которым проходят автодороги. Этот консолидированный массив суши из четырех материковых и ряда коралловых островов (Эль-Азл и др.), соединенный 25-километровым мостом с Аравийским полуостровом, составляет 9/10 всей площади страны. К остальным островам в стране, в т.ч. архипелагу Хавар (41 км2) у побережья Катара, доступ возможен лишь по воздуху или по морю.

В карликовом Бахрейне ценят «территориальность», наличие «жизненного пространства» и усиленно расширяют его, прежде всего за счет моря.

Искусственный остров Лулу в акватории Манамы

Искусственный остров Лулу в акватории Манамы

Широко практикуется отсыпка искусственных островов, на которых затем строятся жилые и административные здания. Именно к ним приурочено большинство нынешних проектов жилищного строительства в стране, среди которых выделяются:

— «Дуррат аль-Бахрейн» («Жемчужина Бахрейна») площадью 20 км2 у южной оконечности о. Бахрейн;

— «Амвадж айлэндз» площадью 3 км2 у северного побережья о. Мухаррак;

— «Лулу» площадью 1 км2 к северу от о. Бахрейн.

Таким образом, Бахрейн — страна с меняющейся, все время растущей площадью. В 1991 г. она составляла 695 км2, в 1997 г. достигла 706 км2, а в 2006 г. — 720 км2. Ожидается, что к 2009 г. — с завершением реализации текущих проектов строительства — официальная площадь страны достигнет 740—750 км2 (прирост на 7—8% против 1991 г.).

Впрочем, расширение территории Бахрейна отнюдь не добавляет ему ресурсов, которых в стране, увы, довольно мало.

Так, по запасам нефти и газа Бахрейн занимает последнее место в зоне Персидского залива. Его запасы нефти — лишь 17 млн т, или 24 т/чел. (на всем Ближнем Востоке — 420 т/чел., в ОАЭ — 5000 т/чел., в Кувейте — 6000 т/чел.), а природного газа — 90 млрд м3, или 130 тыс. м3/чел. (на Ближнем Востоке — 300 тыс. м3/чел., в Иране — 380 тыс. м3/чел., в Катаре — 30 млн м3/чел.).

Рек нет, оазисы в Бахрейне встречаются лишь там, где бьют ключи, но таких мест немного — отдельные участки побережья островов Бахрейн и Мухаррак, а также о. Эн-Наби-Салих (в сумме — около 2% территории страны). Вода в Бахрейне — очень дефицитный ресурс, ее получают в основном на опреснительных установках.

На всей территории страны из-за жаркого и сухого климата (средняя температура июля 34,1 °С, января —15,5 °С, осадки — 90 мм) преобладает пустыня со скудной флорой (верблюжья колючка, саксаул, полынь) и фауной (змеи, ящерицы, скорпионы, грызуны, отдельные виды птиц). Однообразие ландшафта усугубляется плоским рельефом (высшая точка — гора Джебел-эд-Духан, 134 м).

4. Акватория

Бахрейна, в отличие от его территории, буквально переполнена жизнью.

Море подступает чуть не к каждому порогу Бахрейна и словно вливает в него жизненные соки. Именно от моря Бахрейн всегда питался, занимаясь морскими промыслами и рыболовством. Кстати, бахрейнская кухня — в отличие от чисто арабской — наряду с мясом и рисом всегда использовала рыбу и морепродукты.

Остров Бахрейн и прилегающие акватории на космическом снимке

Остров Бахрейн и прилегающие акватории на космическом снимке

Бахрейн — классическая морская цивилизация, да и само его название в переводе с арабского означает «два моря»2.

По одной версии, он назван так потому, что с обычным соленым морем здесь соседствует подземное море пресных вод, пробивающееся на поверхность в виде ключей на суше и на дне береговых отмелей. По другой версии, речь идет о двух «морях», отделяющих Бахрейн от Аравийского полуострова на юге и от Ирана на севере.

В прибрежных водах архипелага водится около 400 видов рыб (в их числе: морские лещи и окуни, анчоусы, ряпушка, ставрида, рыба-кролик, или сиган), 3 вида морских черепах, морские звезды и губки.

Дюгони

Дюгони

Кораллов — около 2000 видов. Они образуют рифы, где водятся крабы, омары, креветки и моллюски, включая раковину-жемчужницу, с которой связан жемчужный промысел, процветавший в стране на протяжении тысячелетий. Бахрейнский натуральный жемчуг всегда считался лучшим в мире за необычный блеск, приписываемый воздействию на него одновременно соленой морской воды и пресной воды ключей, бьющих со дна моря.

Уникальный элемент фауны — дюгони, морские млекопитающие из отряда сирен («русалки океана»), занесенные в Красную книгу. Их поголовье в Бахрейне — 400—500 особей — крупнейшее в Северном полушарии и второе в мире после Австралии.

В узкой приморской полосе — свыше 300 видов птиц, промышляющих рыбой, в том числе — персидские бакланы и скопы (около 20% мирового поголовья), фламинго, береговые цапли, серебристые чеглоки, дикие гуси, утки, зимородки.

Последние 25 лет морская флора и фауна Бахрейна, как и всего района Персидского залива, испытывала угнетающее воздействие антропогенных факторов — утечек нефти, порой достигавших катастрофических масштабов (особенно в ходе региональных войн 1983 г. и 1991 г.), тепловых выбросов и др.

Под угрозой гибели сегодня находится значительная часть кораллов. Главная причина этого — высокая температура в Персидском заливе с его малыми глубинами (до 35 м), особенно летом, когда вода прогревается до 40 °С. Сложность положения усугубляют сбросы охлаждающей (то есть подогретой) воды с опреснительных установок и электростанций, а также изолированность Персидского залива от Мирового океана — из-за высокого испарения соленость в нем местами достигает 60‰. В 1996—1998 гг. в западной части Персидского залива, включая Бахрейнский залив, наблюдалось массовое выцветание кораллов из-за высоких температур моря. В настоящее время к группе риска в Персидском заливе отнесены около 2/3 всех коралловых рифов.

Серьезному антропогенному воздействию подвергается приморская полоса Бахрейна, интенсивно застраиваемая курортными комплексами с песчаными пляжами.

Среди песчаных пляжей в стране выделяется пляж Эль-Джазаир (в 35 км от Манамы). Хорошие естественные пляжи из песка и галечника имеются на островах Хавар.

5. Население

Бахрейна меньше, чем в любой другой стране Ближнего Востока, — 725 тыс. чел. (2006 г.), но по отношению к площади это немало.

Бахрейн — одна из самых густозаселенных стран мира и по плотности населения (около 1000 чел/км2) состоит в первой мировой шестерке, уступая лишь таким странам, как Монако, Сингапур, Ватикан, Мальта, Мальдивы. К тому же 9/10 бахрейнцев проживает в городах, компактно расположенных на северо-востоке страны. Главные из них — столица Манама (153 тыс. чел.), Мухаррак и Эль-Хадд, или Хидд (в сумме 104), Эр-Рифа (80), Хамад (53), Джидд-Хавс (52), Ситра (44), Исатаун (37). В этой части страны плотность населения превышает 4 тыс. чел/км2.

Большая мечеть (суннитская)

Большая мечеть (суннитская)

Уровень жизни населения в Бахрейне весьма высок (несмотря на его скудость ресурсами). По душевому ВВП (25 тыс. долл. в 2006 г. с учетом покупательной способности валют) он идет на уровне Испании и Греции и занимает на Ближнем Востоке третье место, уступая лишь Катару и Израилю, а по индексу человеческого развития — лишь Израилю и Кувейту. Медицинское обслуживание, начальное и среднее образование в стране бесплатны, средняя продолжительность жизни составляет 75 лет, грамотность — 90%.

Манама — один из самых удобных для проживания городов на Ближнем Востоке. На каждом шагу — зеленые насаждения, красивые здания и автомобили, нарядная толпа, а нищих нет не только на улицах, но даже на рынках.

Благополучие притягивает людей, и неудивительно, что Бахрейн — страна иммиграции. Доля иммигрантов в его населении около 40%, что ниже, чем в ОАЭ (78), Катаре (60) и Кувейте (53), но выше, чем в Саудовской Аравии (21) и Омане (19%). Больше всего выходцев из Индии, Пакистана и Филиппин (19% от всего населения), следом идут иммигранты из арабских стран (9) и Ирана (8%).

Хотя иммигранты и составляют основу рабочей силы, коренные бахрейнцы (арабы) занимают наиболее престижные и высокооплачиваемые должности в стране. Многие из них занимаются бизнесом и, как правило, хорошо говорят по-английски. Отмечают предприимчивость, оборотистость и ростовщическую хватку бахрейнцев.

Удел иммигрантов из Азии — низкоквалифицированный труд в строительстве, торговле и потребительских услугах. Иммигранты-европейцы идут в основном в бизнес и в высокопрофессиональные услуги. В холле манамской гостиницы «Ритц-Карлтон» инструментальный ансамбль из девушек явно неместного вида играет попурри из русских мелодий. В перерыве девушки общаются между собой по-русски.

В месяц ашура по лунному мусульманскому календарю бахрейнские шииты проводят траурные церемонии в воспоминание трагической гибели внука Мухаммеда Хусейна (в европейской этнографии этот мрачный праздник известен как шахсей-вахсей). Во многих других арабских странах правительства запрещают шиитам эти сопровождаемые самобичеванием шествия, так как они несут угрозу общественному порядку

В месяц ашура по лунному мусульманскому календарю бахрейнские шииты проводят траурные церемонии в воспоминание трагической гибели внука Мухаммеда Хусейна (в европейской этнографии этот мрачный праздник известен как шахсей-вахсей). Во многих других арабских странах правительства запрещают шиитам эти сопровождаемые самобичеванием шествия, так как они несут угрозу общественному порядку

Важнейшие социальные проблемы Бахрейна — безработица (до 15%) и межконфессиональная рознь, для которой, казалось бы, здесь нет места. Ведь 80% его жителей — мусульмане (их много даже среди иммигрантов), лишь 10% — христиане и 10% — представители прочих конфессий. Однако мусульмане в стране расколоты на шиитов (здесь их, как и в Иране, большинство — около 65%) и суннитов (35%). К суннитам принадлежит королевская семья, что объединяет ее с королевскими домами других стран Залива. У суннитов в руках основные рычаги финансово-экономической власти и ее главные символы, в том числе самая величественная в столице Большая мечеть

Шииты, поддерживаемые Ираном, выступают на вторых ролях. Они больше страдают от безработицы и лишены некоторых политических прав.

Правительство страны проводит политику уступок в отношении шиитов. В 2002 г. в Бахрейне была принята новая конституция, расширившая права парламента и преобразовавшая абсолютную монархию в конституционную, а в 2006 г. проведены выборы в парламент, которые принесли большинство мест представителям шиитского общества аль-Вифак.

Окончание следует


1 В ССГПЗ входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман. — Прим. ред.

2 В названии страны нет и намека на сушу, в отличие от многих других стран и территорий мира, в названии которых содержится слово land (то есть земля) — Ирландия, Исландия, Финляндия, Шотландия, Гренландия и т.д. — Прим. авт.