Двенадцать граней БахрейнаВ.М. СОКОЛЬСКИЙ
|
Вячеслав Михайлович Сокольский
|
1. Географическое положение
Бахрейна в стратегически важном Ближневосточном регионе близко к центральному.
Если вокруг острова Бахрейн очертить круг радиусом 1500 км (дальность полета базирующихся на нем самолетов F-16), то в него попадут почти все страны Ближнего Востока — Израиль, Палестина, Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Иран, страны Аравийского полуострова, частично — Египет, Турция, Пакистан и Афганистан.
Мимо Бахрейна пролегают морские пути, идущие от портов Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии к ОАЭ, Оману и далее во внешний мир.
Истребитель F-16 в небе над Бахрейном
Это положение на пересечении воздушных и морских путей всегда привлекало к Бахрейну внимание как соседей по региону, так и заморских держав, стремящихся использовать его в своих геополитических и военно-стратегических интересах.
При видимой «центральности» Бахрейн относительно труднодоступен (по крайней мере — из Москвы). Прямых авиарейсов из Москвы в Бахрейн нет (хотя лежат они на близких меридианах, в одном часовом поясе). Лететь можно через Дубай, Доху, Ларнаку или ряд европейских столиц — Лондон, Париж, Амстердам и Афины. Перелет через Дубай (ОАЭ) — один из самых коротких по расстоянию, но из-за большого разрыва во времени между рейсами длится дольше, чем до Нью-Йорка (около 15 часов). Правда, переносится намного легче, ибо время в Дубае течет как в Москве, и твои биологические часы не страдают (кто летал за 9—10 часовых поясов от Москвы — понимает, о чем речь).
Разумная с виду идея добраться из Дубая до Бахрейна на автомобиле транзитом через Саудовскую Аравию (это около 500 км), с которой он соединен автомобильным мостом, на деле неосуществима, ибо саудовцы пускают к себе в гости далеко не всех. Исключение сделано лишь для граждан стран Совета сотрудничества Персидского залива1, мусульманских паломников и деловых людей с соответствующими приглашениями. Короче, прилетев в Дубай и проведя там ночь, летишь наутро в Бахрейн с легко одетыми и почти без багажа гастарбайтерами разных национальностей. Летишь около часа, видя под собой лишь лазурную гладь Персидского залива и его пустынные берега.
В конце полета на сверкающей поверхности моря сквозь легкую дымку проступают — словно всплывают льдины — острова, расшитые дорогами, мостами, трубопроводами. Это — Бахрейн.
2. История
Бахрейна поражает воображение колоссальной временно?й глубиной.
Бахрейн упоминается еще в шумерских клинописях XXX в. до н.э. как Дилмун («райский остров», «земля бессмертия») и является одной из древнейших стран мира (наряду с Египтом или Индией).
У Страбона (XVI, 3,4) Бахрейн выступает прародиной финикийцев, создавших Дилмунскую цивилизацию, а затем широко распространивших свое влияние. Финикийцы прославились торговлей, судоходством, а также письменностью, от которой пошли чуть ли не все современные системы письменности (кроме, кажется, китайской).
Король на уличном билборде.
Монархия тоже требует рекламы
Дилмунская цивилизация существовала примерно в те же времена (около 5000 лет назад), что самые древние цивилизации мира — хараппская (в Индии), египетская, шумерская (на Ближнем Востоке), то есть намного раньше китайской или крито-минойской.
Дилмун был важным торговым узлом мира, связывающим Шумерское царство в Месопотамии с долиной реки Инд. Сам Дилмун славился жемчугом, который местные ныряльщики доставали со дна моря, рискуя жизнью, а дилмунские купцы возили в Египет (задолго до появления там пирамид), в Месопотамию, Индию. По преданию, на Дилмуне жил знаменитый Синдбад-мореход.
Близ Манамы сохранился курган Калат-эль-Бахрейн (ныне — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), на месте которого в XXVIII — XVIII вв. до н.э. стояла столица Дилмуна.
Дилмунское государство просуществовало свыше 2000 лет. В XXIII в. до н.э. оно вошло в Шумерское царство, в XVI в. до н.э. начало клониться к упадку, а в VIII в. до н.э. прекратило свое существование, став вассалом Ассирии.
Дальнейшая история Бахрейна — с VIII в. до н.э. и вплоть до 1971 г. (то есть около 28 веков) — непрерывная смена завоевателей. В VI в. до н.э. остров попал под власть Вавилона, в IV в. до н.э. был захвачен греками (получает имя Тилос), в IV в. н.э. — персами (аббасидами), в VII в. — арабами, принесшими сюда ислам. В 1521–1602 гг. островом владели португальцы, а в 1602 г. снова воцарились персы, утвердившие здесь ислам шиитского толка. В 1783 г. их изгнали бедуины-сунниты во главе с шейхом Ахмедом бен Мохаммед аль-Халифа, основателем ныне правящей династии Халифа, который пришел из Катара и воссоздал независимый Бахрейн.
Верноподданые бахрейнцы с королевскими портретами
на референдуме 2001 г.
В XIX в. на острове усилились англичане. Несколько раз они вмешивались в дела Бахрейна, очищая торговые пути от пиратов, борясь с влиянием в этом регионе других держав, прежде всего Персии. Первый британско-бахрейнский договор был подписан в 1820 г., а в 1861 г. Бахрейн принял протекторат Великобритании. В 1934 г. он получил «новый статус», связывающий его с Британской империей особым союзным договором. В 1971 г. Бахрейн был провозглашен независимым государством во главе с эмиром.
С 1999 г. страной правит эмир Хамад бен Иса аль-Халифа (с 2002 г., после того как Бахрейн стал королевством, носит титул короля).
3. Территория
Бахрейна позволяет отнести его к карликовым государствам.
Сверху, из окна самолета, он весь как на ладони. По своей площади (720 км2) Бахрейн меньше всех стран Ближнего Востока, меньше Москвы и к тому же разбит на множество островов-осколков, их общее число — 33, а с учетом совсем мелких островов — свыше 50.
В арабском мире Бахрейн — единственное островное государство, что дает его жителям повод гордо именовать себя «нацией 33 островов».
Среди них своими размерами (16 на 48 км) и площадью (около 600 км2) выделяется сам о. Бахрейн, составляющий 83% всей площади страны. Прочие острова, даже самые крупные, не достигают и 5 км в поперечнике.
Усилиями бахрейнцев, стремящихся хотя бы частично преодолеть свою разобщенность, главный остров (Бахрейн) соединен с соседними более мелкими островами Мухаррак (14 км2), Умм-Наасан (19 км2) и Ситра (9 км2) насыпными дамбами, по которым проходят автодороги. Этот консолидированный массив суши из четырех материковых и ряда коралловых островов (Эль-Азл и др.), соединенный 25-километровым мостом с Аравийским полуостровом, составляет 9/10 всей площади страны. К остальным островам в стране, в т.ч. архипелагу Хавар (41 км2) у побережья Катара, доступ возможен лишь по воздуху или по морю.
В карликовом Бахрейне ценят «территориальность», наличие «жизненного пространства» и усиленно расширяют его, прежде всего за счет моря.
Искусственный остров Лулу в акватории Манамы
Широко практикуется отсыпка искусственных островов, на которых затем строятся жилые и административные здания. Именно к ним приурочено большинство нынешних проектов жилищного строительства в стране, среди которых выделяются:
— «Дуррат аль-Бахрейн» («Жемчужина Бахрейна») площадью 20 км2 у южной оконечности о. Бахрейн;
— «Амвадж айлэндз» площадью 3 км2 у северного побережья о. Мухаррак;
— «Лулу» площадью 1 км2 к северу от о. Бахрейн.
Таким образом, Бахрейн — страна с меняющейся, все время растущей площадью. В 1991 г. она составляла 695 км2, в 1997 г. достигла 706 км2, а в 2006 г. — 720 км2. Ожидается, что к 2009 г. — с завершением реализации текущих проектов строительства — официальная площадь страны достигнет 740—750 км2 (прирост на 7—8% против 1991 г.).
Впрочем, расширение территории Бахрейна отнюдь не добавляет ему ресурсов, которых в стране, увы, довольно мало.
Так, по запасам нефти и газа Бахрейн занимает последнее место в зоне Персидского залива. Его запасы нефти — лишь 17 млн т, или 24 т/чел. (на всем Ближнем Востоке — 420 т/чел., в ОАЭ — 5000 т/чел., в Кувейте — 6000 т/чел.), а природного газа — 90 млрд м3, или 130 тыс. м3/чел. (на Ближнем Востоке — 300 тыс. м3/чел., в Иране — 380 тыс. м3/чел., в Катаре — 30 млн м3/чел.).
Рек нет, оазисы в Бахрейне встречаются лишь там, где бьют ключи, но таких мест немного — отдельные участки побережья островов Бахрейн и Мухаррак, а также о. Эн-Наби-Салих (в сумме — около 2% территории страны). Вода в Бахрейне — очень дефицитный ресурс, ее получают в основном на опреснительных установках.
На всей территории страны из-за жаркого и сухого климата (средняя температура июля 34,1 °С, января —15,5 °С, осадки — 90 мм) преобладает пустыня со скудной флорой (верблюжья колючка, саксаул, полынь) и фауной (змеи, ящерицы, скорпионы, грызуны, отдельные виды птиц). Однообразие ландшафта усугубляется плоским рельефом (высшая точка — гора Джебел-эд-Духан, 134 м).
4. Акватория
Бахрейна, в отличие от его территории, буквально переполнена жизнью.
Море подступает чуть не к каждому порогу Бахрейна и словно вливает в него жизненные соки. Именно от моря Бахрейн всегда питался, занимаясь морскими промыслами и рыболовством. Кстати, бахрейнская кухня — в отличие от чисто арабской — наряду с мясом и рисом всегда использовала рыбу и морепродукты.
Остров Бахрейн и прилегающие акватории на космическом снимке
Бахрейн — классическая морская цивилизация, да и само его название в переводе с арабского означает «два моря»2.
По одной версии, он назван так потому, что с обычным соленым морем здесь соседствует подземное море пресных вод, пробивающееся на поверхность в виде ключей на суше и на дне береговых отмелей. По другой версии, речь идет о двух «морях», отделяющих Бахрейн от Аравийского полуострова на юге и от Ирана на севере.
В прибрежных водах архипелага водится около 400 видов рыб (в их числе: морские лещи и окуни, анчоусы, ряпушка, ставрида, рыба-кролик, или сиган), 3 вида морских черепах, морские звезды и губки.
Дюгони
Кораллов — около 2000 видов. Они образуют рифы, где водятся крабы, омары, креветки и моллюски, включая раковину-жемчужницу, с которой связан жемчужный промысел, процветавший в стране на протяжении тысячелетий. Бахрейнский натуральный жемчуг всегда считался лучшим в мире за необычный блеск, приписываемый воздействию на него одновременно соленой морской воды и пресной воды ключей, бьющих со дна моря.
Уникальный элемент фауны — дюгони, морские млекопитающие из отряда сирен («русалки океана»), занесенные в Красную книгу. Их поголовье в Бахрейне — 400—500 особей — крупнейшее в Северном полушарии и второе в мире после Австралии.
В узкой приморской полосе — свыше 300 видов птиц, промышляющих рыбой, в том числе — персидские бакланы и скопы (около 20% мирового поголовья), фламинго, береговые цапли, серебристые чеглоки, дикие гуси, утки, зимородки.
Последние 25 лет морская флора и фауна Бахрейна, как и всего района Персидского залива, испытывала угнетающее воздействие антропогенных факторов — утечек нефти, порой достигавших катастрофических масштабов (особенно в ходе региональных войн 1983 г. и 1991 г.), тепловых выбросов и др.
Под угрозой гибели сегодня находится значительная часть кораллов. Главная причина этого — высокая температура в Персидском заливе с его малыми глубинами (до 35 м), особенно летом, когда вода прогревается до 40 °С. Сложность положения усугубляют сбросы охлаждающей (то есть подогретой) воды с опреснительных установок и электростанций, а также изолированность Персидского залива от Мирового океана — из-за высокого испарения соленость в нем местами достигает 60‰. В 1996—1998 гг. в западной части Персидского залива, включая Бахрейнский залив, наблюдалось массовое выцветание кораллов из-за высоких температур моря. В настоящее время к группе риска в Персидском заливе отнесены около 2/3 всех коралловых рифов.
Серьезному антропогенному воздействию подвергается приморская полоса Бахрейна, интенсивно застраиваемая курортными комплексами с песчаными пляжами.
Среди песчаных пляжей в стране выделяется пляж Эль-Джазаир (в 35 км от Манамы). Хорошие естественные пляжи из песка и галечника имеются на островах Хавар.
5. Население
Бахрейна меньше, чем в любой другой стране Ближнего Востока, — 725 тыс. чел. (2006 г.), но по отношению к площади это немало.
Бахрейн — одна из самых густозаселенных стран мира и по плотности населения (около 1000 чел/км2) состоит в первой мировой шестерке, уступая лишь таким странам, как Монако, Сингапур, Ватикан, Мальта, Мальдивы. К тому же 9/10 бахрейнцев проживает в городах, компактно расположенных на северо-востоке страны. Главные из них — столица Манама (153 тыс. чел.), Мухаррак и Эль-Хадд, или Хидд (в сумме 104), Эр-Рифа (80), Хамад (53), Джидд-Хавс (52), Ситра (44), Исатаун (37). В этой части страны плотность населения превышает 4 тыс. чел/км2.
Большая мечеть (суннитская)
Уровень жизни населения в Бахрейне весьма высок (несмотря на его скудость ресурсами). По душевому ВВП (25 тыс. долл. в 2006 г. с учетом покупательной способности валют) он идет на уровне Испании и Греции и занимает на Ближнем Востоке третье место, уступая лишь Катару и Израилю, а по индексу человеческого развития — лишь Израилю и Кувейту. Медицинское обслуживание, начальное и среднее образование в стране бесплатны, средняя продолжительность жизни составляет 75 лет, грамотность — 90%.
Манама — один из самых удобных для проживания городов на Ближнем Востоке. На каждом шагу — зеленые насаждения, красивые здания и автомобили, нарядная толпа, а нищих нет не только на улицах, но даже на рынках.
Благополучие притягивает людей, и неудивительно, что Бахрейн — страна иммиграции. Доля иммигрантов в его населении около 40%, что ниже, чем в ОАЭ (78), Катаре (60) и Кувейте (53), но выше, чем в Саудовской Аравии (21) и Омане (19%). Больше всего выходцев из Индии, Пакистана и Филиппин (19% от всего населения), следом идут иммигранты из арабских стран (9) и Ирана (8%).
Хотя иммигранты и составляют основу рабочей силы, коренные бахрейнцы (арабы) занимают наиболее престижные и высокооплачиваемые должности в стране. Многие из них занимаются бизнесом и, как правило, хорошо говорят по-английски. Отмечают предприимчивость, оборотистость и ростовщическую хватку бахрейнцев.
Удел иммигрантов из Азии — низкоквалифицированный труд в строительстве, торговле и потребительских услугах. Иммигранты-европейцы идут в основном в бизнес и в высокопрофессиональные услуги. В холле манамской гостиницы «Ритц-Карлтон» инструментальный ансамбль из девушек явно неместного вида играет попурри из русских мелодий. В перерыве девушки общаются между собой по-русски.
В месяц ашура по лунному мусульманскому календарю бахрейнские шииты проводят траурные церемонии в воспоминание трагической гибели внука Мухаммеда Хусейна (в европейской этнографии этот мрачный праздник известен как шахсей-вахсей). Во многих других арабских странах правительства запрещают шиитам эти сопровождаемые самобичеванием шествия, так как они несут угрозу общественному порядку
Важнейшие социальные проблемы Бахрейна — безработица (до 15%) и межконфессиональная рознь, для которой, казалось бы, здесь нет места. Ведь 80% его жителей — мусульмане (их много даже среди иммигрантов), лишь 10% — христиане и 10% — представители прочих конфессий. Однако мусульмане в стране расколоты на шиитов (здесь их, как и в Иране, большинство — около 65%) и суннитов (35%). К суннитам принадлежит королевская семья, что объединяет ее с королевскими домами других стран Залива. У суннитов в руках основные рычаги финансово-экономической власти и ее главные символы, в том числе самая величественная в столице Большая мечеть
Шииты, поддерживаемые Ираном, выступают на вторых ролях. Они больше страдают от безработицы и лишены некоторых политических прав.
Правительство страны проводит политику уступок в отношении шиитов. В 2002 г. в Бахрейне была принята новая конституция, расширившая права парламента и преобразовавшая абсолютную монархию в конституционную, а в 2006 г. проведены выборы в парламент, которые принесли большинство мест представителям шиитского общества аль-Вифак.
Окончание следует
В ССГПЗ входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман. — Прим. ред. В названии страны нет и намека на сушу, в отличие от многих других стран и территорий мира, в названии которых содержится слово land (то есть земля) — Ирландия, Исландия, Финляндия, Шотландия, Гренландия и т.д. — Прим. авт.