Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии |
О чем стоит побеседовать с учениками, изучая картодиаграмму промышленности Северного экономического района
С. В.
Рогачев,
кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран, географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Картодиаграмма в полный размер напечатана в № 1/2009,
бизнес-карты на ее основе — в № 3, 4, 6 и в этом на с. 30—31
Продолжение. См. 6/2009
Заметную долю деревообрабатывающих производств
(гл. обр. пиление круглого леса на доски и брус, а также лущение бревен на шпон и клеение фанеры;
в последние десятилетия — плюс еще и производство плит из древесных волокон и стружки)
в обрабатывающей промышленности
отметим как вторую важную черту, наблюдаемую на картодиаграмме
Важно объяснить ученикам, что доля лесного сектора в производственной жизни Севера выше, чем это показывают секторы Д на диаграммах Архангельской обл. и республик Карелии и Коми. Ведь недавно введенная новая классификация видов экономической деятельности из того, что мы раньше называли лесной и деревообрабатывающей промышленностью (то есть заготовка леса и его механическая переработка), исключила заготовку леса. Теперь лесозаготовительная деятельность учитывается в том же секторе, что и сельское хозяйство.
Отчасти это справедливо: в чем, казалось бы, прин-ципиальная разница: рубить стволы созревшего сена и пшеницы или косить стебли созревших сосен. Разница чисто количественная: только в диаметре, высоте и твердости стеблей-стволов, только в периодичности уборки урожая (сено — несколько раз в сезон, пшеницу — раз в год, сосновое «поле» — раз в несколько десятилетий). Такой взгляд на лесозаготовки у нас еще внове и кажется немного странным (мы привыкли, что леспромхоз уже по самому своему названию — промышленность), но он больше соответствует принятой в мире отраслевой классификации экономики и, хочешь не хочешь, к нему придется привыкать, так как именно такой будет теперь государственная статистика.
Для понимания хозяйства Севера важно объяснить ученикам, что секторы Д на картодиаграмме отражают только стоимость работ по распиловке и обработке леса (превращение его в шпон, фанеру, мебельные щиты, и т.п.); стоимость же самой подвергшейся обработке древесины в нее входить не должна (она учтена уже как продукция сельского и лесного хозяйства). Принятая теперь система статистики должна фиксировать на каждом предприятии только новую (добавленную) стоимость, а не валовую продукцию, как раньше. Если же посмотреть на секторы Д через прежние, валовые, статистические очки, то размеры этих секторов должны заметно увеличиться — по меньшей мере на стоимость древесины.
Самый значительный по удельному весу в промышленности сектор деревообрабатывающей промышленности — в Архангельской области. Его значимость определяется, конечно, большими лесными ресурсами области: есть что пилить — почти вся территория, исключая Ненецкий а.о. и тундровые низовья Мезени, — тайга. Такой уровень установления причинно-следственной связи в один ход (сырьевая база — перерабатывающие производства) достаточен, у д о в л е т в о р и т е л е н для тех учащихся, кто географией Родины всерьез не интересуется (как ни печально, таких очень много — настолько непривлекательно подан наш великий предмет в существующих школьных программах).
Тем же ученикам, кто хочет географию не констатировать, а понимать, предложим более внимательное наблюдение над рассматриваемой частью земной поверхности и более вдумчивый (больше, чем в один ход) анализ причинно-следственных связей.
Рассматривая экономическую карту, нетрудно установить, что основное лесопиление — в Архангельске. Почему? В чем особенность географического положения этого города? Он «держит» устье Северной Двины, к нему, как к туловищу спрута, сходятся раскинутые на сотни таежных километров нити рек Северодвинского бассейна. Оконтурим на карте речную систему Северной Двины. Прикинем вместе с учениками примерные размеры этого водосбора. И л е с о с б о р а — потому что до совсем недавнего времени главным способом вывоза кругляка из тайги был его сплав по рекам.
Где-то от 59-го градуса на юге (по истокам Сухоны и Юга) до широты самого Архангельска (ок. 65-й). И на 10 градусов по широте (40—50), даже если не считать самых восточных верховьев Вычегды. Прикинем теперь то же в линейных мерах: получаетcя где-то 700x500 км. Найдем в справочнике площадь Северодвинского бассейна. Ошиблись не сильно: 360 тыс. км2. Это размеры хорошей европейской страны. Не Франции, но Польши: в ней тоже 300 с лишним квадратных километров и те же примерно 600ç600. Представляете себе целую Польшу тайги. Да, местами сильно заболоченной, да, местами траченной, да, местами горелой. Но целую Польшу!
И весь заготавливаемый лес естественным образом «течет» к Архангельску — туда, куда уклон рельефа. Течет в сторону, противоположную основной России, в сторону Северного полюса, где он никому не нужен. Но и в сторону морского порта, через который этот лес можно экспортировать (и здесь мы уже вторгаемся в сюжет «Северный путь», о котором речь пойдет позже). Но не вывозить же кругляк: это и до революции, и в советское время считалось зазорным (лишь в ельцинско-воровские годы из России потянулись обозы с круглым лесом — лишь бы поскорее проскочить, продать, нажиться; и то это наблюдается в основном не на Европейском Севере, а на дальних окраинах). Да и перевозка кругляка морскими судами неэкономична. Кроме того, в круглом, не распиленном, лесе импортер не всегда может диагностировать брак.
Сама география предопределила развитие в Архангельске лесопиления. Его младшая лесопильная сестра — Онега, город, держащий гораздо менее обширный, но и отнюдь не миниатюрный бассейн реки Онеги (60 тыс. км2 — полторы Словакии). (Позже, при изучении Сибири, наши ученики дойдут до набольшего брата — лесопильной Игарки, держащей речную систему целого Енисея.)
Представим, однако, что вдоль Беломорского побережья поднимаются горы (мало ли, что там в литосфере может стрястись) и изменяют наклон поверхности района. Да даже и не горы — холмистой гряды хватит. Что Северная Двина теперь падает с этих холмов на юг и течет к центру России, впадает в Сухону, в поисках стока пробивает Северные Увалы и впадает в Волгу. То же и с Онегой. Теперь перезагрузим экономическую историю Архангельской области. Можно ли в этих условиях ожидать развития лесопильно-экспортных заводов на тех же местах? Даже при сохранении тех же лесных ресурсов на той же территории.
А ведь иногда школьники, ориентированные на экономику, спрашивают: «зачем физгеография?».
Понятие водосборного бассейна, или, как говорили в дореволюционной и раннесоветской географии, п о к а т о с т и, оказывается ничуть не менее экономическим, чем природным. Функционирование бизнеса, зарабатывание валюты на экспортных операциях, оказывается, не так уж свободны на земной поверхности от рельефа и гидрографии.
Продолжение следует
Бизнес-карта Северного экономического района
Материал для выполнения практической работы (инструкция в №6).
Вариант 4
Ключ к проверке практической работы (вариант 2), напечатанной в № 4
Мончегорск, «Североникель» — Мурманская обл., Мг (добыча руд в р-не Мончегорска теперь не ведется; есть только металлургический передел норильских руд).
Кандалакша, КАЗ — Мурманская обл., Мг.
Кировск, «Апатит» — Мурманская обл., добывающая (не топливно-энергетические ископаемые).
Сегежа, СЦБК — Карелия, ЦБИП.
Петрозаводск, ОТЗ — Карелия, М.
Череповец, «Аммофос» — Вологодская обл., Х.
Сосногорск, ГПЗ — Коми, КНП.
Усинск, «Севнефть» — Коми (место базирования) и НАО (поле расширения операций), добыча топливно-энергетических ископаемых.
Ардалинское месторождение нефти — НАО.
Воркута, шахты и разрез — Коми, добыча топливно-энергетических ископаемых.
Сыктывкар, СФЗ — Коми, Д.
Ключ к проверке практической работы (вариант 3), напечатанной в № 6
Никель, «Печенганикель» — Мурманская обл., добывающая (не топливно-энергетические ископаемые)и Мг.
Ковдор — Мурманская обл., добывающая (не топливно-энергетические ископаемые).
Вяртсиля, метизный з-д — Карелия, Мг.
Костомукша, «Карельский окатыш» — Карелия, добывающая (не топливно-энергетические ископаемые).
СТБР — Коми, Мг. По существу это, конечно, никакая не металлургия, а добывающая промышленность. Однако здесь мы сталкиваемся с парадоксом статистики. Дело в том, что те фирмы (юрлица), которые ведут добычу бокситов на Среднем Тимане и которые зарегистрированы в Республике Коми, размещают заказы на выплавку глинозема из этих бокситов на заводах Свердловской обл., а затем поставляют этот глинозем (как свой, по документам он получается коми глиноземом, хотя и произведен и находится за Уралом) потребителям — алюминиевым заводам. Поэтому на диаграмме Республики Коми и появляется огромный сектор металлургии. (Тут волей неволей вспомнишь учителя географии из «Золотого теленка», который сошел с ума, не найдя на карте Берингова пролива. Право же, сойдешь с ума, обнаружив в Республике Коми, не имеющей никакой металлургии, кроме небольших литейных цехов, металлургию, сравнимую с мурманской).
Разобраться с этим парадоксом и не сойти с ума «Географии» и учителям России любезно помог руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми Владимир Яковлевич Сквозников. Вот что он пишет: «В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001, деятельность организаций в части размещения заказов по производству глинозема из собственного сырья идентифицируется как металлургическое производство...». «География» выражает благодарность Комистату за оперативное и четкое разъяснение.
Северодвинск, «Звездочка» — Архангельская обл., Мт.
Харьяга, месторождение нефти — НАО, добыча топливно-энергетических ископаемых.
Воргашор, шахта «Воргашорская» — Коми, добыча топливно-энергетических ископаемых.
Ярега, шахта — Коми, добыча топливно-энергетических ископаемых.
Вологда, Бываловский з-д — Вологодская обл., по существу М, но должно быть отнесено в правый сектор «прочие», не обозначенный буквой (машиностроение не дает и 5% добавленной стоимости промышленно-сти Вологодской обл., а на картодиаграмме означены лишь сектора, превышающие 5-процентный рубеж).
Великий Устюг, «Северная чернь» — то же, что и в предыдущей позиции, с той только разницей, что ювелирное производство так и классифицируется по ОКВЭД — как «прочие».