Я иду на урок |
Предыдущую публикацию см. в № 9/2001 г.
Границы России
Г.Н. ПАНЕВИНА
г. Хабаровск
Разработка урока к учебнику География
России: в двух книгах.
Учебник для 8—9-х классов общеобразовательных
учреждений. Книга I. Природа и население. — М.:
Экопрос, 1999.
Цель: Рассмотреть границы России как результат особенностей географического положения. Ввести прием анализа статистических данных таблицы в сочетании с политико-административной картой. Проверить умение выделять главное, наносить объекты на контурную карту, показывать границы и пограничные страны.
1. Актуализация полученных знаний
Вопросы на доске:
1. Каковы особенности
географического положения России? |
Хорошо ли быть чемпионом мира по числу стран-соседей?
Большие размеры территории России обусловили и протяженные границы, и, как следствие, большое количество пограничных стран. Их могло бы быть еще больше, если бы Россия располагалась...
По рис. 8 на с. 19 подготовьте ответы на вопросы, помещенные ниже.
Задание: Составьте характеристику сухопутных границ России, используя рис. 8 и табл. 1 (с. 18). Для анализа таблицы используйте памятку.
1. Какие показатели даны в таблице? |
Далее учитель проводит игру «Составь границу». Учитель использует готовые карточки или просит заранее их приготовить.
Ученик, имеющий карточку, в порядке очередности рассмотрения и расположения на карте России, представляет свой объект, располагая его на контуре России на доске.
Учитель-ведущий начинает путешествие по границам России, используя текст учебника на с. 18—21: «Крайняя северо-западная соседка России, у берегов ... моря, — ... Далее на юг до Финского залива Балтийского моря простирается граница с ...». И так далее по тексту. В результате на доске получится схема.
Рассмотрите схему, сделайте предположение о том, хорошо ли быть чемпионом? Познакомьтесь с выводом в учебнике (с. 22). В заключение проводится беседа по вопросам, помещенным после § 2 в № 1—5.
Домашнее задание: Читать § 2, составить занимательные вопросы, загадки, кроссворд по границам России, используя текст учебника и карту атласа. Уметь показывать страны-соседи, давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать их с точки зрения доступности.
Текущий контроль: тестирование.
Тема: Границы России
1 вариант
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Букву, соответствующую выбранному ответу, впишите в таблицу, подготовленную в проверочной тетради.
6. На контурной карте обозначьте следующие объекты:
а) Финляндия |
б) Казахстан |
в) Китай |
г) Латвия |
д) Литва |
е) Азербайджан |
ж) Украина |
з) Баренцево море |
и) море Лаптевых |
к) Японское море |
л) Азовское море |
м) Чукотское море |
н) Балтийское море |
о) Охотское море |
п) Карское море |
7. Прочитайте открытое задание и выполните его письменно, отдельно от тестов. Ответ должен быть изложен кратко и логично.
Хорошо ли быть чемпионом мира по числу морей, омывающих территорию страны?
2 вариант
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов правильные. Соответствующей буквой обозначьте этот ответ в таблице, подготовленной в проверочной тетради.
6. На контурной карте обозначьте следующие объекты:
а) Белоруcсия |
б) Грузия |
в) Монголия |
г) Польша |
д) Норвегия |
е) Эстония |
ж) КНДР |
з) Черное море |
и) море Лаптевых |
к) Охотское море |
л) Белое море |
|
м) Берингово море |
н) Карское море |
о) Балтийское море |
п) Восточно-Сибирское море |
Прочитайте открытое задание и выполните его письменно, отдельно от тестов. Ответ должен быть изложен кратко и логично.
7. Хорошо ли быть чемпионом мира по числу стран-соседей?
Ответы на вопросы теста 1 варианта
1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-а, 6-
Ответы на вопросы теста 2 варианта
1-в, 2-а, 3-в, г, 4-в, 5-в, 6-
** Граничит с Калининградской областью
** Каспий не является морем, но включить его в
эту схему имеет смысл, так как только через
Каспий Россия граничит с Ираном и Туркменией. —
Прим. ред.