Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии |
Крупнейшая отрасль
крупнейшего субъекта федерации
в крупнейшем экономическом районе
Продолжение. См. № 9, 10, 11/2008
Самое северное АЛРОСовское щупальце, чуть
не отмерзшее
Село Эбелях (ок. 600 жителей — до недавнего
времени). Возникло в 1980 г.
Северо-Запад Якутии, 1000 км к С от Мирного,
500 км к С от Удачного.
Правый берег реки Анабар близ ее начала — в 20 км ниже слияния Большой и Малой Куонамки, дающих начало собственно Анабару. При впадении р. Эбелях в Анабар. В 300 км от Северного Ледовитого океана, 160 км от райцентра Анабарского района — села Саскылах. 70°54' с.ш., 113°31' в.д.
С 1999 по 2007 г. в Эбеляхе базировалось самое северное предприятие АЛРОСА — АНАБАРСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ.
Первый алмаз в районе впадения р. Эбелях в
р. Анабар был открыт в 1965 г. геологом
Амакинской геолого-разведочной экспедиции (о ней
мы уже упоминали в № 9, с. 40, № 10, с. 36 и № 11,
с. 41). В том же году сюда был отправлен отряд
Амакинки, начавший исследовать здешние россыпи.
Бывший поселок геологов — Амакинский до
сих пор обозначается на картах на берегу Эбеляха
(в 30—40 км восточнее села Эбелях). В конце
90-х годов там еще насчитывалось ок. 200 чел.
Есть ли в нем теперь жители, доподлинно
неизвестно. Во всяком случае, в списке населенных
мест Республики Саха (Якутия) он более не
фигурирует.
Эбелях на берегу Анабара. На первом плане — так называемый Финский поселок (из сборных финских домиков). Кроме него в Эбеляхе выделяется еще поселок Пионерный. В Пионерном, сообщают эбеляхцы, жило начальство с семьями, а в Финском — работяги. Фото DIN2. Интернет-ресурс для урока: panoramio.com/user/243881
В 1980 г., после того как геологи обосновали целесообразность разработки месторождения, началось промышленное освоение. В марте из г. Удачного на север двинулась автоколонна. На пятые сутки пути через тайгу первоосвоители прибыли к устью Эбеляха.
До тех пор при основании алмазных центров в Якутии главное внимание уделяли производству. Сразу форсировали строительство производственных объектов и добычу, а жить начинали во времянках и уж потом постепенно налаживали быт. В случае с Эбеляхом решено было все сделать иначе, «по науке». Сначала построить благоустроенный поселок, а потом начинать разработку месторождения. Эта «роскошь» заботы о трудящихся, которую смог позволить себе развитой социализм, сыграла злую шутку с Эбеляхом спустя два десятилетия. Необходимость содержать в заполярной тайге хороший, дорогой поселок сделала Анабарский ГОК убыточным в условиях «рыночной» экономики. Если бы Эбелях строился как дешевенькое временное пристанище для эксплуатируемых рабочих, он, несомненно, успешнее вписался в современную российско-якутскую действительность.
Большая Куонамка — один из истоков Анабара. Река сливается с Малой Куонамкой и рождает Анабар в 20—30 км южнее Эбеляха. Во многих местах берега рек системы Анабара — скалистые.
Фото avbm. Panoramio.com
Промышленная добыча стартовала в 1984 г.«Поймали первого тайменя» — таков был текст телеграммы, отправленной руководством прииска «Анабар» в Удачный. Зашифрованное сообщение, сродни всемирно известному «Закурили трубку мира» (см. № 9, с. 37), означало: опытная промышленная установка по добыче алмазов из россыпей реки Эбелях успешно прошла испытания.
Прииск получил название «Анабар». Так, Анабаром, по старинке (и по имени главной реки, и по названию ГОКа) многие до сих пор именуют село Эбелях, с некоторым высокомерием отмечая, что Эбеляхом его, мол, зовут только аборигены. Никто в обиходе не называет Эбелях и селом — для жителей это поселок. Но официальный статус Эбеляха — сельское поселение. (Пока он еще имеет официальный статус поселения. Пока.)
Анабарский ГОК разрабатывал месторождения Ыраас-Юрях (отработано к 2003 г.); в 2004 г. приступил к освоению месторождений Холомолоох, Исток реки Эбелях (в 70 км к СВ от с. Эбелях), а в 2007 г. должен был начать работы по месторождению Ручей-53. Все месторождения россыпные.
Геологи до сих пор не дали вразумительного объяснения происхождения россыпей в районе Эбеляха — в Анабарском районе. Ведь здесь до сих пор не обнаружено коренных месторождений, кимберлитовых трубок, подобных тем, что в результате размыва стали источником россыпей Мирнинского района. Наиболее горячие головы пытаются связать генезис анабарских россыпей с Попигайской астроблемой — предположительно метеоритным кратером, расположенным на северо-востоке Красноярского края и периферией заходящим на северо-запад Якутии.
Эбелях, 1988 год. Так здесь добывали алмазы в 80-х. Без гигантских фабрик и городов. Всё скромненько: грузовик из карьера привозил породу (холмики это и есть порода, сгруженная с машины), два десятка ребят катили ее в тачках на обогатительную фабрику (в правой части фото) и мыли там алмазы. На улице — минус 60, зима — девять месяцев, контракт — 3 года. Лето тут короткое, а комаров... Я ответственно заявляю, что нигде в СССР я не видел больше комаров. Радовало только одно, что тут нет мошки, совсем. Картошка стоила 98 коп. за 1 кг.
Но получали люди столько, что вист у них был 1 руб. Вот такие места... Фото и комментарий Сандро. Фотосайт.ру
Для понимания масштаба цен молодыми читателями. В России картошка стоила тогда 10 коп. за кг. Вист обычно стоил несколько копеек (впрочем, азартные игры были запрещены).
В 90-е годы близ Эбеляха было построено и введено в строй летом 1997 г. настоящее промышленное предприятие — Сезонная обогатительная фабрика № 13 (СОФ 13). Прииск «Анабар» стал Анабарским горно-обогатительным комбинатом. Официально это преобразование совершилось в 1999 г. Фабрика расположена у устья ручья Ыраас-Юрях, впадающего в Эбелях слева. На Ыраас-Юрях сооружена плотина СОФ. 13-я — самая северная из фабрик АЛРОСы.
Фабрика работает только в относительно теплое время — промывочный сезон продолжается около 100 дней в году — в июне – сентябре. В промсезон на фабрике занято ок. 140 чел., в межсезонье — 20 (ремонт, подготовка к новому сезону). На фабрике своя дизельная электростанция (ДЭС), для обслуживания которой тоже нужны люди (этой проблемы нет на других, более южных ГОКах — они получают электроэнергию централизованно от вилюйских ГЭС).
Март 1984 года. Первый автопоезд из Удачного на Эбелях. С огромными трудами пробиваются сквозь тайгу основатели поселка. Поселка, которого, возможно, скоро не станет. Архивное фото с сайта г. Удачный
13-я фабрика доводит алмазоносные пески до высокой степени обогащения, однако для окончательной доводки и финишной сортировки высокообогащенное сырье отправляется в Удачный на 12-ю фабрику, оснащенную рентгеном и другой тонкой аппаратурой для выявления алмазных кристаллов (см. № 10/2008, c. 39).
Особенность разработки россыпных месторождений в том, что добыча алмазов ведется по ручьям, протяженность разрабатываемой части долины бывает более 10 километров, и вывозить с каждого нового участка большие объемы песков к месту переработки — очень затратное дело (особенно имея в виду, сколько реально стоит солярка с учетом ее доставки в эти края). Потому в последние годы на россыпях стали применять компактные мобильные установки, которые можно по бездорожью перемещать с полигона на полигон. Эти установки осуществляют первичное обогащение песков. И на СОФ 13 самосвалы везут уже не тысячи, а только сотни тонн пустой породы.
Может случиться так, что эти домики на берегу Анабара останутся стоять, но с карт они исчезнут — если Эбелях, став вахтой, лишится официального статуса поселения
Итак, ГОК работал как производственная цепочка: карьер в россыпи — мобильная установка первичного обогащения — СОФ 13 — отгрузка на финишную доводку в Удачный.
Недолго, однако, эбеляхские алмазники пожили в «ГОКовском чине». Предприятию не суждено было отметить и 10-летнего юбилея.
Объем добычи на Анабарском ГОКе был сравнительно небольшим — примерно на 50 млн долл. в год. Все-таки это россыпь, а не трубка. В сравнении с почти миллиардным Удачным и шестисотмиллионным Мирным — сущая безделица. А затраты на содержание поселка, на заброску топлива и продовольствия огромны. Анабарский ГОК всю свою короткую жизнь прожил убыточным предприятием. Жизнью, не совместимой с «рынком».
Район Эбеляха. Сезонная обогатительная фабрика № 13 — центральное предприятие бывшего Анабарского ГОКа. Фото avbm. Интернет-ресурс для урока: www.panoramio.com/user/531969
1 января 2008 г. по решению АЛРОСА Анабарский ГОК был ликвидирован и преобразован в прииск «Эбелях» (понижен в статусе). Новым его хозяином будет компания «Алмазы Анабара», тоже, впрочем, АЛРОСовская.
Что же будет с поселком Эбелях дальше?
В Эбеляхе жили и работали в основном приезжие из средней полосы России и СНГ. Ныне большинство выезжают. Контейнерами с домашним скарбом зимой 2008 г. были буквально заставлены улицы поселка. Эбеляхцы встали в очередь на выезд. Одним были обещаны квартиры в Орле (там строился дом АЛРОСы), другие начали искать новую работу на других предприя-тиях АЛРОСы.
В поселке, пока неизвестно кому, остаются объекты инфраструктуры — клуб, спортзал, бассейн, больница, школа на 100 учеников (она была на хорошем счету в республике, отсюда много победителей олимпиад и конкурсов). Будущая судьба этих объектов неясна. Станут ли их поддерживать новые управляющие из «Алмазов Анабара»? Ведь перед ними стоит задача снижения себестоимости добываемых алмазов. Да вахтовикам столь развитая инфраструктура и не нужна.
Яркая радуга над ярко (по меркам северной тайги) раскрашенными финскими домиками Эбеляха в нынешних условиях эбеляхцам может показаться кривой усмешкой судьбы
Маловероятно, что в поселке, пусть даже благоустроенном, станут жить и коренные жители района. «Эвенки, — пояснили корреспонденту газеты «Якутия», — не будут жить где попало. Олень никогда здесь пастись не станет». Хотя по рапортам АЛРОСы, до трети работников ликвидированного теперь ГОКа составляли жители Анабарского и Оленекского улусов, в Эбеляхе коренных жителей немного. Они если и поступали на работу, то главным образом на сезонную: в летние месяцы на карьер.
Совсем Эбелях вряд ли исчезнет. Хотя бы потому, что рядом с ним находится посадочная полоса для самолетов и вертолетная площадка. Они будут нужны — возможно, даже больше нужны, при вахтовом методе работы. Но численность жителей в Эбеляхе да и сама жизнь здесь станут совсем другими.
Постепенное «закрытие» Эбеляха началось уже в 2005 г., когда в рамках так называемой муниципальной реформы три населенных пункта Анабарского улуса были преобразованы в два поселения — Саскылахский и Юрюнг-Хаинский наслеги. Эбеляхский наслег вошел в состав Саскылахского поселения. Поселковый совет в Эбеляхе перестал существовать.
Однако приговора еще не было. До самого последнего времени эбеляхцы надеялись на «помилование». Еще в 2007 г. президент Якутии В. Штыров заявлял: «Все разговоры о том, что Анабарский ГОК закрывается, а поселок Эбелях становится вахтовым, остаются в прошлом». Тем не менее перевод на вахтовый метод был уже тогда запланирован АЛРОСой. Местом базирования вахты определен город Удачный.
Высокие широты — не препятствие для высокой продолжительности жизни |
В марте 2008 г. на северо-западе Якутии,
в селе Саскылах в возрасте 117 лет умерла
старейшая жительница России Варвара
Семенникова. В мае этого года ей бы исполнилось
118 лет. Долгожительница проживала в Якутии, по национальности была эвенкийкой, за всю свою долгую жизнь почти никогда не покидала тундры. Работала до последних дней, весь прошлый год Варвара Константиновна провела на кочевье вместе с приемной дочерью Марианной и зятем. На конгресс геронтологов и долгожителей, где ее наградили премией в 117 тыс. рублей по количеству прожитых лет, приехать отказалась. Прислала лишь телеграмму: не ждите, у меня сенокос. Как сообщают очевидцы, Варвара Семенникова с детских лет употребляла махорку. Курила почти до ста лет, пока не почувствовала боль в легких. Выпить рюмочку водки за чье-нибудь здравие она тоже никогда не отказывалась, в последнее время не отказывалась и от бокала шампанского. Питалась традиционной для северных мест едой — оленина и рыба. Любила поесть «ножек Буша» и «Доширак». Чай пила очень густой и сладкий. Варвара Константиновна была заядлой киноманкой — смотрела почти все популярные сериалы, с удовольствием обсуждая экранные страсти. |
strana.ru |
АЛРОСА в районе пионерной колонизации
На своих старых, осваивавшихся еще в советское время территориях АЛРОСА чувствует себя вполне в своей тарелке. Весь Мирнинский район (Мирный, Удачный, Айхал) — по сути дела, не территория Якутии, а территория особой республики (или монархии?) АЛРОСА. Там, как мы уже отмечали выше (№ 11/2008, с. 38), и якутов-то толком нет. Старейшие аборигены — эвенки, подавляющее большинство жителей — русские. Якутское правительство вынуждено здесь довольствоваться той долей, которую оно получило в акционерном капитале АЛРОСы, когда на волне «парада суверенитетов» компания создавалась из советского «Якуталмаза». Эта доля немалая и составляет 32%.
Гора Булка — одна из достопримечательностей на эбеляхско-саскылахском участке Анабарского зимника
В последние годы Москва — центральные власти озабочены тем, чтобы отобрать у Якутии ее долю. Ведется речь о федерализации АЛРОСы — о передаче Москве на некоторых условиях всех акций, принадлежащих Якутии*. Якутия, разумеется, не желает утрачивать контроля над своими природными ресурсами. И если в Мирнинском районе у нее нет реальных шансов постоять за свои сверкающие углеродные кристаллы, то за его пределами возможности выше. В № 11/2008 мы рассмотрели ситуацию с компанией «АЛРОСА-Нюрба», где в акционерном капитале значительна доля Нюрбинского, по преимуществу якутского, улуса. Но и там алмазный менеджмент АЛРОСы не торопится переезжать в Нюрбу, не хочет становиться заложником улуса.
Еще более явно проявляется алмазное соперничество Якутии и АЛРОСы на севере республики, в районах для алмазников совершенно новых. Анабарский район преимущественно якутский (саха составляют ок. 40%). К тому же он еще и внутри Якутии считается «особым национальным» — долгано-эвенкийским.
АЛРОСа не располагает здесь развитой инфраструктурой, путями сообщения, энергетической базой и чувствует себя не так уверенно, как в Мирном. Здесь, параллельно с Анабарским ГОКом, полностью принадлежащим АЛРОСе, возникли и другие предприятия по разработке заполярных алмазных россыпей. Одно из них — «Алмазы Анабара» («АлАн»), подобно «АЛРОСА-Нюрба», является дочерним предприятием АЛРОСы, и до недавнего времени лишь частично ею контролировалось. 49 же процентов акций «АлАн» принадлежали якутскому правительству. Другие — «Нижне-Ленское», эфемерный «КДМ Оленек» — и вовсе не АЛРОСовские. Между ними — глухая конкуренция: ведь ресурсная база ограничена, новых богатых алмазных месторождений в Якутии, вопреки расхожему мнению, выявлено не так уж много.
Саскылах с вертолета. Геометрическая решетка улиц на небольшом мысу над скованным льдами Анабаром.Фото М. Максимова. www.panoramio.com/user/124581
Саскылах (2 тыс. жителей) — райцентр Анабарского района. Билет до Якутска (1285 км) — 14,6 тыс. руб. Можно добраться и зимником (открывается с конца января) — трое суток (2600 км). Сахар — 55 руб/кг, молоко — 80 руб/литр (2007 г.). Центр оленеводческого хозяйства. «Здесь, — как пишет участник автопробега по Анабарскому зимнику, — редкая щетина прозрачной лиственничной тайги незаметно переходит в голую тундру, продуваемую ледяными ветрами. Здесь же, рядом с летным полем аэродрома — точка пересменки вахтовиков «Алмаздортранса», всю зиму сменами по 15 суток перетаскивающих на МАЗах-наливниках топливо из Юрюнг-Хая (это еще 170 км на север) в Эбелях. Всего — триста с лишним. С соляркой вверх по Анабару, порожняком — вниз. Работа адская. Но вахта дает возможность неплохо заработать».
Небольшие мобильные предприятия, работающие по вахтовому принципу, «налетом», в условиях Заполярья с его коротким промывочным сезоном и в условиях «рыночной» (а на самом деле — налетческой) экономики, оказались эффективнее, чем Анабарский ГОК, пришедший на 71-й градус широты с обустроенным поселком, с бассейном и спортзалом, с некоторыми реликтовыми советскими представлениями об охране труда и здоровья трудящихся. Из года в год Анабарский ГОК АЛРОСы оставался убыточным.
Эбелях требует много топлива и зависит от его подвоза. А наиболее дешевый путь пролегает через аборигенные поселки — Юрюнг-Хая (близ устья Анабара), до которого могут доходить морские танкеры, и райцентр Саскылах, где находится районная нефтебаза. (Можно, конечно, забрасывать горючее и с юга — из Удачного по Анабарскому зимнику**, но во что обходится такое горючее, ведь и до Удачного его нужно еще довезти цистернами от Усть-Кута — Осетрово). Анабарский ГОК начали строить еще в нормальное советское время, когда страна, будь то Якутия, будь то Саскылах, была единым социально-экономическим организмом. Ныне в условиях клановой конкуренции и усиления регионализма и националистических тенденций ГОК оказался как бы не в своей тарелке.
У Якутии заметны были настроения вытеснить АЛРОСу из Заполярья и самой заняться своими алмазами***. Может быть, не сразу и не так резко. Поначалу предполагалось передать Анабарский ГОК «Алмазам Анабара», компании наполовину якутской и также ведущей сезонную разработку алмазных россыпей на территории Анабарского района (об этой компании — в следующих номерах).
Так и случилось. По имеющейся, весьма скупо предаваемой огласке информации, производственные мощности Анабарского ГОКа с 1 января 2008 г. и переданы «Алмазам Анабара». Контроль Якутии над эбеляхскими россыпями вроде бы усилился.
Юрюнг-Хая.
Фото avbm. www.panoramio.com/user/531969
Самый северный населенный пункт Анабарского района и всей Якутии — поселок Юрюнг-Хая (1100 чел.). 170 км к С от райцентра, 300 км к С от Эбеляха. Цена авиабилета до Саскылаха — 3750 руб. (2007 г). Один из немногих в России населенных пунктов, где проживают долганы. Река Анабар судоходна для морских танкеров до Юрюнг-Хая. Далее топливо перевозят цистернами на старенькую нефтебазу в Саскылах, и оттуда горючее уже идет алмазным компаниям, работающим в районе Эбеляха.
Так, да не так. Что-то, однако, заставило АЛРОСу ухватиться за свое заполярное владение. Что-то, однако, заставило якутское правительство отказаться от своих надежд на экономическую реконкисту анабарских алмазов. В конце 2007 г., практически накануне ликвидации Анабарского ГОКа, Якутия продала (или вынуждена была продать) свой пакет акций в «Алмазах Анабара» АЛРОСе. Так что «Алмазы Анабара» теперь лишь по форме дочернее предприятие АЛРОСы, на самом же деле — полная, 100-процентная ее собственность. И включение мощностей бывшего Анабарского ГОКа в состав компании «Алмазы Анабара» все равно оставляет и СОФ 13, и разрабатываемые бывшим ГОКом россыпи под полным контролем АЛРОСы. Только вот, действуя через управленцев дочернего предприятия, церемониться теперь с новыми рабочими-вахтовиками можно будет, по-видимому, меньше. Сэкономив на рабочих и условиях их труда, можно будет вывести из убытков мощности бывшего Анабарского ГОКа.
АЛРОСА остается в Заполярье: мировые цены на алмазы растут.
* Хорошо это или плохо, сказать трудно. Все зависит от того, кому в результате такой федерализации достанутся алмазные доходы — всем гражданам России или полукриминально-бюрократическим группировкам в Москве (второй вариант представляется более вероятным).
** Об этом пути — см.: В.П. Супруненко. Анабарский зимник//География, № 15/1998.
*** В 2006 г. в правящих кругах Якутии обсуждались планы разделить алмазное имущество с Россией. Предполагалось, что Мирнинский и Айхальский ГОКи перейдут полностью в федеральную собственность, а Анабарский и Нюрбинский ГОКи станут полностью якутскими. Удачнинский ГОК, по этим замыслам, должен был быть поделен.