Я иду на урок |
Доклад, прочитанный в День учителя географии 9 апреля 2008 г.
Как географические знания
помогают ориентироваться
в поликультурном мире
Г.Ф. ДУБАКИНА
учитель географии средней школы № 882 г. Москвы
Педагогическим университетом «Первое сентября» были организованы дистанционные курсы по теме «Как географические знания помогают ориентироваться в поликультурном мире» (авторы курса Д.В.Заяц и А.А.Лобжанидзе). Я решила воспользоваться предоставленной возможностью повысить квалификацию «не выходя из дома», то есть обучаясь согласно собственному графику занятости и свободного времени. У меня было несколько причин выбора именно этого курса:
– профессиональный интерес — получить новые, обобщить и систематизировать собственные разрозненные знания о различных религиозных культурах, разобраться в том, что вызывало вопросы и у меня, и у учащихся;
– понимание того, что в настоящее время школа является поликультурным миром в миниатюре, поэтому необходимо научить учащихся уважать и ценить свою и чужую культуру, помочь им научиться избегать конфликтных ситуаций на межкультурной почве в школе и обществе;
– желание использовать приобретенные знания для лучшей ориентации в современной геополитической обстановке, а также в общении с представителями других культур на своих уроках и во внеурочное время.
В данном курсе представлены разнообразные сведения по этнокультурной географии важнейших регионов планеты. Особое внимание уделено религиозной карте современного мира, национальным традициям, объектам культурного наследия, обусловленности культуры этносов средой их проживания.
Я расскажу о том, как материалы курса помогают мне в проведении уроков, внеклассных мероприятий и в повседневной жизни.
В 10-м классе при изучении темы «Религиозный состав населения мира» учащиеся используют карту «Религии народов мира» в школьном атласе. Но она позволяет судить лишь об ареалах распространения религий и не дает сведений о количестве приверженцев той или иной религии в пределах отдельной страны. При этом есть страны, для которых конфессиональная структура — едва ли не главный фактор, определяющий особенности их внутриполитической жизни и внешней политики (например, ислам пронизывает все стороны жизни Ирана или Саудовской Аравии). Следовательно, для более глубокого освоения темы полезными оказываются различные карты, представленные в курсе. Например, сопоставляя карты численности представителей разных религий по станам мира («Численность католиков по странам мира», «Численность протестантов по странам мира» и т.д.) и карту «Этнокультурные регионы мира», учащиеся могут определить, в пределах какого этнокультурного региона расположена та или иная страна или группа стран, к какой из религий или ветви религии относится преобладающая часть тех или иных народов.
При использовании вышеназванных карт и таблиц по статистике представителей той или иной религии по странам мира, можно дать задание учащимся определить, в каких регионах проживает наибольшее число верующих той или иной конфессии, попытаться объяснить, с какими историческими процессами связано распространение той или иной религии или ее ветви.
Работая с картами «Численность католиков по странам мира», «Мусульмане. Численность по странам мира» и используя материал данного курса, можно вместе с учащимися составить таблицы (табл. 1, табл. 2), в которых предложить выделить особенности религии (или ее ветви) и сформировавшейся на ее основе культуры, показать взаимообусловленность природы и человечества. Данный материал интегрируется с историей и МХК, у учащихся уже есть определенные представления о той или иной религиозной культуре, это поможет им при выполнении задания.
Таблица 1
Католицизм. Зависимость культуры от природных условий
Особенности природных условий | Черты характера |
Символы (элементы материальной и духовной культуры) | Места паломничества | Основные догмы |
Горячее солнце, теплое море, яркая растительность | Экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко, бунтарский дух ирландцев | Храмовые постройки, европейская живопись романского периода и эпохи Возрождения (Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джотто, Донателло и др.), орга`н (вместе с именами Баха и Генделя), латынь | Ватикан, Ченстохова (Польша), Лурд (Франция), Фатима (Португалия) | Культ мощей, священных реликвий, почитание Богородицы, ангелов, святых, монашество, соблюдение постов |
Таблица 2
Ислам. Влияние природных условий на формирование культуры
Природные условия | Положения | Причины |
Жаркий, крайне засушливый пустынный климат | Запрет на употребление свинины | Гигиенические — быстро портится в жарком климате |
Соблюдение поста в жаркий месяц | Экономия съестных припасов до следующего урожая | |
Совершение ритуального омовения песком | Нехватка воды | |
Выбор зеленого цвета как колористического символа религии | Редкость зелени на просторах аравийских пустынь. Любой зеленый предмет воспринимался как имеющий божественную силу | |
Выбор полумесяца как символа религии | Появлялся на небе ночами, когда спадал нестерпимый зной | |
Многоженство | Защитная реакция общин кочевых арабских племен. В суровых природных условиях не все мужчины возвращались с откочевок, а баланс полов требовалось поддерживать | |
Скрывающая фигуру женская одежда (хиджаб, паранджа) | Изначально защищала от палящего зноя и пыльных бурь | |
Фатализм (покорность воле божества, жесткая дисциплина, фанатичная вера) | В условиях безводной пустыни человек прошлых веков был беспомощен перед силами природы (два засушливых года подряд сводили на нет все его богатство, лишали достатка, а иногда и жизни) |
При изучении темы «География отраслей мирового хозяйства» и разделов «Региональной географии» попросить учащихся ответить на вопросы:
• Какова роль католических (протестантских) стран в мировом разделении труда?
• Почему католические страны упустили лидерство, передав его протестантским странам?
• Каково значение мусульманских стран в мировой экономике?
(Можно использовать карты «Запасы нефти по странам мира» и «Добыча нефти по странам мира»).
Познакомив учащихся с некоторыми основами учения протестантизма, вместе с классом выявить их взаимосвязь с развитием общества, обобщив полученные данные в виде таблицы (табл. 3).
Таблица 3
Основы учения протестантизма и их связь с развитием общества
Основы учения | Устои общества |
Спасение достигается исключительно личной верой человека (избранность человека Богом проявляется не после его смерти, а при жизни — в успехах в учебе, карьере, бизнесе) | Религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда. Нельзя лениться, надо работать добросовестно и усердно (трудовая этика протестанта) |
Законопослушание | Человек имеет полную свободу, но в рамках действующего закона |
Снятие догматических различий между священником и мирянином | Трудовая этика распространяется на предпринимателей и правящие группы, этим объясняется экономический успех протестантских стран |
Принцип всеобщего священства | Демократическое устройство общества. Наиболее гармоничная модель государственного устройства — республика. Свобода совести, защита имущества |
Протестантизм послужил идеологической и религиозной основой развития капитализма, так как в наибольшей степени был ориентирован на поддержку частной собственности и свободы предпринимательства |
Выбрав для рассмотрения одну или несколько протестантских стран, можно на конкретных примерах подтвердить тезисы таблицы. Например, в Швеции и Финляндии право пользования природой и ее дарами закреплено в законе и гарантирует всем и каждому возможность пребывания на природе и свободного передвижения безо всякого разрешения владельца земли. Но права каждого человека подразумевают и ответственность за общее богатство — сохраненную природу. Вредительство и загрязнение природы преследуются по закону.
В Швеции не принято разделение общества и привилегий по социальным признакам. Гарантии и требования государства ко всем гражданам одинаковы, они — залог стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
При изучении темы «География населения мира» в курсе 10-го класса можно обратить внимание учащихся:
– как влияет Римско-католическая церковь на демографические показатели;
– как выглядят возрастно-половые пирамиды католических стран.
Очень помог материал курса при изучении темы «Политическая карта мира» и выявлении причин межэтнических конфликтов. Используя карту «Важнейшие межэтнические конфликты», следует обратить внимание учащихся на большое значение природного фактора в возникновении конфликтов. Дать задание учащимся найти и выделить на карте «дугу нестабильности», протягивающуюся через всю Евразию с северо-запада на юго-восток — от Британских островов через Среднюю Европу, Балканы, Кавказ, Памир, Гималаи к Индонезии и островам Зондского архипелага. Эта дуга удивительным образом совпадает с Альпийско-Гималайским горным поясом.
В 7-м классе, пусть и в ознакомительном порядке, можно помочь школьникам назвать главные католические, протестантские, православные, мусульманские страны, страны, где распространен буддизм, индуизм. Очень интересными могут быть интегрированные уроки с историей, например, по теме «Эпоха Великих географических открытий».
Учащиеся могут дать обоснованные ответы на доступные вопросы:
• Протестанты — наиболее многочисленная конфессиональная группа в Австралии и Океании. Чем это можно объяснить?
• Католики — наиболее многочисленная конфессиональная группа в Латинской Америке и на Филиппинах. Чем это можно объяснить?
Пожалуй, во всех классах, начиная с шестого, можно давать дополнительные задания, которые не только познакомят ребят с религиозными культурами, но и расширят их кругозор, привлекут внимание к карте. Такими заданиями могут быть следующие.
• Привести примеры названий городов, которые происходят от имен католических святых, христианских праздников и символов (с указанием страны и объяснением названия).
• Привести примеры географических объектов России (города, заливы, хребты и т.п.), названных в честь православных святых.
• Привести примеры городов, названия которых происходят от имени одного и того же христианского святого, расположенные в разных государствах, в различных этнокультурных регионах мира.
Материалы курса могут быть использованы при изучении географии России. Знакомясь с темой «Население России», можно дать детям задание подготовить сообщения о народах России, исповедующих различные религии. Особенное внимание предлагается уделить:
– их религиозным представлениям;
– традициям и праздникам;
– особенностям архитектуры, культового строительства;
– национальной одежде;
– народным ремеслам;
– традиционной кухне.
Работая с картой «Важнейшие межэтнические конфликты», можно выявить на территории России очаги конфликтов, помочь учащимся разобраться в причинах их возникновения.
При изучении темы «Население Поволжья» учащиеся могут выполнить следующие задания:
• Назвать основные языковые семьи и языковые группы, распространенные в Поволжье.
• Распределить народы Поволжья по конфессиональной принадлежности.
• Отметить условными знаками на контурной карте Поволжья в каждом из регионов религии, которые исповедуют живущие там народы.
• Используя карту «Этнокультурные регионы мира», определить, к каким этнокультурным регионам принадлежат народы Поволжья.
Обращая внимание на то, что длительное совместное проживание разных этносов в близком соседстве в одинаковых природных условиях, сходные пути исторического развития этих народов приводят к взаимопроникновению материальной и духовной культуры; подвести учащихся к выполнению ряда заданий:
В арабо-мусульманском этнокультурном регионе традиционными строительными материалами являются камень и глина, а мусульмане Поволжья (татары) используют дерево, так же как живущие на этой территории православные народы (русские, чуваши, мордва). Почему? [Природно-климатические условия, проживание преимущественно в лесной зоне.]
Какие народы Поволжья носили лапти? [Все жители лесной зоны: русские, татары, чуваши, мордва.]
Для некоторых слов тюркского происхождения характерно окончание на «-ча» (каланча и т.д.). Употребляя это окончание, назовите насекомое-вредитель полей [саранча]; нарядную ткань [парча]; поле, где растут арбузы и дыни [бахча]. Назовите национальные блюда народов Поволжья, которые мы употребляем. Название одного из этих блюд переводится как «хлебное ухо» [пельмени, слово заимствовано из финно-угорских языков]. Какой напиток является традиционным в кухне народов Поволжья, но каждый народ внес в его приготовление свои особенности: казахи готовят его с добавлением сметаны или сливок; калмыки с добавлением соли, черного перца и сливочного масла; чуваши и татары с добавлением сухофруктов [чай]?
Это лишь малая часть того, что можно использовать при проведении уроков. Отдельно хотелось бы остановиться на использовании материалов данного курса в проектной деятельности учащихся.
Так как классы сейчас многонациональны, у ребят возникает естественный интерес к культуре своих одноклассников, желание рассказать о культуре своего народа, выяснить свои корни. Этот интерес необходимо поощрять и развивать, давая учащимся возможность реализовать себя при изучении интересной им темы. Вот, например, темы проектов и рефератов, которые выбирают для защиты мои ученики: «Моя Родина — Армения», «Ислам в России», «Второй народ России». Ребята очень серьезно относятся к этой деятельности, работают с различными источниками информации, консультируются в культурных центрах разных этносов, расспрашивают старших членов своих семей о традициях, обычаях, особенностях религиозных праздников, быте, фольклоре. Такие сообщения, особенно если они подкреплены образцами материальной и духовной культуры представляемого народа, вызывают живой отклик у учеников, стимулируют их интерес к более глубокому изучению темы. Знакомясь с культурами других народов, узнавая и понимая их особенности, сходства и различия со своей культурой, ребята становятся более терпимыми, дружески настроенными к носителям этих культур. У них появляется возможность сформировать собственное мнение относительно представителей соседствующих этносов, а это — основа становления взрослого, ответственного гражданина.
Курс «Как географические знания помогают ориентироваться в поликультурном мире» для меня оказался особенно важен и интересен тем, что побудил к большой самостоятельной работе, помог посмотреть на привычные темы с новой стороны и в который раз удивиться многообразным переплетениям географии с историей, литературой, философией.