Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2008
Я иду на урок

Доклад, прочитанный в День учителя географии 9 апреля 2008 г.

 

Как географические знания
помогают ориентироваться
в поликультурном мире

Г.Ф. ДУБАКИНА
учитель географии средней школы № 882 г. Москвы

Педагогическим университетом «Первое сентября» были организованы дистанционные курсы по теме «Как географические знания помогают ориентироваться в поликультурном мире» (авторы курса Д.В.Заяц и А.А.Лобжанидзе). Я решила воспользоваться предоставленной возможностью повысить квалификацию «не выходя из дома», то есть обучаясь согласно собственному графику занятости и свободного времени. У меня было несколько причин выбора именно этого курса:

– профессиональный интерес — получить новые, обобщить и систематизировать собственные разрозненные знания о различных религиозных культурах, разобраться в том, что вызывало вопросы и у меня, и у учащихся;

– понимание того, что в настоящее время школа является поликультурным миром в миниатюре, поэтому необходимо научить учащихся уважать и ценить свою и чужую культуру, помочь им научиться избегать конфликтных ситуаций на межкультурной почве в школе и обществе;

– желание использовать приобретенные знания для лучшей ориентации в современной геополитической обстановке, а также в общении с представителями других культур на своих уроках и во внеурочное время.

В данном курсе представлены разнообразные сведения по этнокультурной географии важнейших регионов планеты. Особое внимание уделено религиозной карте современного мира, национальным традициям, объектам культурного наследия, обусловленности культуры этносов средой их проживания.

Я расскажу о том, как материалы курса помогают мне в проведении уроков, внеклассных мероприятий и в повседневной жизни.

В 10-м классе при изучении темы «Религиозный состав населения мира» учащиеся используют карту «Религии народов мира» в школьном атласе. Но она позволяет судить лишь об ареалах распространения религий и не дает сведений о количестве приверженцев той или иной религии в пределах отдельной страны. При этом есть страны, для которых конфессиональная структура — едва ли не главный фактор, определяющий особенности их внутриполитической жизни и внешней политики (например, ислам пронизывает все стороны жизни Ирана или Саудовской Аравии). Следовательно, для более глубокого освоения темы полезными оказываются различные карты, представленные в курсе. Например, сопоставляя карты численности представителей разных религий по станам мира («Численность католиков по странам мира», «Численность протестантов по странам мира» и т.д.) и карту «Этнокультурные регионы мира», учащиеся могут определить, в пределах какого этнокультурного региона расположена та или иная страна или группа стран, к какой из религий или ветви религии относится преобладающая часть тех или иных народов.

При использовании вышеназванных карт и таблиц по статистике представителей той или иной религии по странам мира, можно дать задание учащимся определить, в каких регионах проживает наибольшее число верующих той или иной конфессии, попытаться объяснить, с какими историческими процессами связано распространение той или иной религии или ее ветви.

Работая с картами «Численность католиков по странам мира», «Мусульмане. Численность по странам мира» и используя материал данного курса, можно вместе с учащимися составить таблицы (табл. 1, табл. 2), в которых предложить выделить особенности религии (или ее ветви) и сформировавшейся на ее основе культуры, показать взаимообусловленность природы и человечества. Данный материал интегрируется с историей и МХК, у учащихся уже есть определенные представления о той или иной религиозной культуре, это поможет им при выполнении задания.

Таблица 1

Католицизм. Зависимость культуры от природных условий

Особенности природных условий Черты
характера
Символы (элементы материальной и духовной культуры) Места паломничества Основные догмы
Горячее солнце, теплое море, яркая растительность Экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко, бунтарский дух ирландцев Храмовые постройки, европейская живопись романского периода и эпохи Возрождения (Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джотто, Донателло и др.), орга`н (вместе с именами Баха и Генделя), латынь Ватикан, Ченстохова (Польша), Лурд (Франция), Фатима (Португалия) Культ мощей, священных реликвий, почитание Богородицы, ангелов, святых, монашество, соблюдение постов

 

Таблица 2

Ислам. Влияние природных условий на формирование культуры

Природные условия Положения Причины
Жаркий, крайне засушливый пустынный климат Запрет на употребление свинины Гигиенические — быстро портится в жарком климате
Соблюдение поста в жаркий месяц Экономия съестных припасов до следующего урожая
Совершение ритуального омовения песком Нехватка воды
Выбор зеленого цвета как колористического символа религии Редкость зелени на просторах аравийских пустынь. Любой зеленый предмет воспринимался как имеющий божественную силу
Выбор полумесяца как символа религии Появлялся на небе ночами, когда спадал нестерпимый зной
Многоженство Защитная реакция общин кочевых арабских племен. В суровых природных условиях не все мужчины возвращались с откочевок, а баланс полов требовалось поддерживать
Скрывающая фигуру женская одежда (хиджаб, паранджа) Изначально защищала от палящего зноя и пыльных бурь
Фатализм (покорность воле божества, жесткая дисциплина, фанатичная вера) В условиях безводной пустыни человек прошлых веков был беспомощен перед силами природы (два засушливых года подряд сводили на нет все его богатство, лишали достатка, а иногда и жизни)

 

При изучении темы «География отраслей мирового хозяйства» и разделов «Региональной географии» попросить учащихся ответить на вопросы:

• Какова роль католических (протестантских) стран в мировом разделении труда?

• Почему католические страны упустили лидерство, передав его протестантским странам?

• Каково значение мусульманских стран в мировой экономике?

(Можно использовать карты «Запасы нефти по странам мира» и «Добыча нефти по странам мира»).

Познакомив учащихся с некоторыми основами учения протестантизма, вместе с классом выявить их взаимосвязь с развитием общества, обобщив полученные данные в виде таблицы (табл. 3).

Таблица 3

Основы учения протестантизма и их связь с развитием общества

Основы учения Устои общества
Спасение достигается исключительно личной верой человека (избранность человека Богом проявляется не после его смерти, а при жизни — в успехах в учебе, карьере, бизнесе) Религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда. Нельзя лениться, надо работать добросовестно и усердно (трудовая этика протестанта)
Законопослушание Человек имеет полную свободу, но в рамках действующего закона
Снятие догматических различий между священником и мирянином Трудовая этика распространяется на предпринимателей и правящие группы, этим объясняется экономический успех протестантских стран
Принцип всеобщего священства Демократическое устройство общества. Наиболее гармоничная модель государственного устройства — республика. Свобода совести, защита имущества
Протестантизм послужил идеологической и религиозной основой развития капитализма, так как в наибольшей степени был ориентирован на поддержку частной собственности и свободы предпринимательства

Выбрав для рассмотрения одну или несколько протестантских стран, можно на конкретных примерах подтвердить тезисы таблицы. Например, в Швеции и Финляндии право пользования природой и ее дарами закреплено в законе и гарантирует всем и каждому возможность пребывания на природе и свободного передвижения безо всякого разрешения владельца земли. Но права каждого человека подразумевают и ответственность за общее богатство — сохраненную природу. Вредительство и загрязнение природы преследуются по закону.

В Швеции не принято разделение общества и привилегий по социальным признакам. Гарантии и требования государства ко всем гражданам одинаковы, они — залог стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

При изучении темы «География населения мира» в курсе 10-го класса можно обратить внимание учащихся:

– как влияет Римско-католическая церковь на демографические показатели;

– как выглядят возрастно-половые пирамиды католических стран.

Очень помог материал курса при изучении темы «Политическая карта мира» и выявлении причин межэтнических конфликтов. Используя карту «Важнейшие межэтнические конфликты», следует обратить внимание учащихся на большое значение природного фактора в возникновении конфликтов. Дать задание учащимся найти и выделить на карте «дугу нестабильности», протягивающуюся через всю Евразию с северо-запада на юго-восток — от Британских островов через Среднюю Европу, Балканы, Кавказ, Памир, Гималаи к Индонезии и островам Зондского архипелага. Эта дуга удивительным образом совпадает с Альпийско-Гималайским горным поясом.

В 7-м классе, пусть и в ознакомительном порядке, можно помочь школьникам назвать главные католические, протестантские, православные, мусульманские страны, страны, где распространен буддизм, индуизм. Очень интересными могут быть интегрированные уроки с историей, например, по теме «Эпоха Великих географических открытий».

Учащиеся могут дать обоснованные ответы на доступные вопросы:

• Протестанты — наиболее многочисленная конфессиональная группа в Австралии и Океании. Чем это можно объяснить?

• Католики — наиболее многочисленная конфессиональная группа в Латинской Америке и на Филиппинах. Чем это можно объяснить?

Пожалуй, во всех классах, начиная с шестого, можно давать дополнительные задания, которые не только познакомят ребят с религиозными культурами, но и расширят их кругозор, привлекут внимание к карте. Такими заданиями могут быть следующие.

• Привести примеры названий городов, которые происходят от имен католических святых, христианских праздников и символов (с указанием страны и объяснением названия).

• Привести примеры географических объектов России (города, заливы, хребты и т.п.), названных в честь православных святых.

• Привести примеры городов, названия которых происходят от имени одного и того же христианского святого, расположенные в разных государствах, в различных этнокультурных регионах мира.

Материалы курса могут быть использованы при изучении географии России. Знакомясь с темой «Население России», можно дать детям задание подготовить сообщения о народах России, исповедующих различные религии. Особенное внимание предлагается уделить:

– их религиозным представлениям;

– традициям и праздникам;

– особенностям архитектуры, культового строительства;

– национальной одежде;

– народным ремеслам;

– традиционной кухне.

Работая с картой «Важнейшие межэтнические конфликты», можно выявить на территории России очаги конфликтов, помочь учащимся разобраться в причинах их возникновения.

При изучении темы «Население Поволжья» учащиеся могут выполнить следующие задания:

• Назвать основные языковые семьи и языковые группы, распространенные в Поволжье.

• Распределить народы Поволжья по конфессиональной принадлежности.

• Отметить условными знаками на контурной карте Поволжья в каждом из регионов религии, которые исповедуют живущие там народы.

• Используя карту «Этнокультурные регионы мира», определить, к каким этнокультурным регионам принадлежат народы Поволжья.

Обращая внимание на то, что длительное совместное проживание разных этносов в близком соседстве в одинаковых природных условиях, сходные пути исторического развития этих народов приводят к взаимопроникновению материальной и духовной культуры; подвести учащихся к выполнению ряда заданий:

В арабо-мусульманском этнокультурном регионе традиционными строительными материалами являются камень и глина, а мусульмане Поволжья (татары) используют дерево, так же как живущие на этой территории православные народы (русские, чуваши, мордва). Почему? [Природно-климатические условия, проживание преимущественно в лесной зоне.]

Какие народы Поволжья носили лапти? [Все жители лесной зоны: русские, татары, чуваши, мордва.]

Для некоторых слов тюркского происхождения характерно окончание на «-ча» (каланча и т.д.). Употребляя это окончание, назовите насекомое-вредитель полей [саранча]; нарядную ткань [парча]; поле, где растут арбузы и дыни [бахча]. Назовите национальные блюда народов Поволжья, которые мы употребляем. Название одного из этих блюд переводится как «хлебное ухо» [пельмени, слово заимствовано из финно-угорских языков]. Какой напиток является традиционным в кухне народов Поволжья, но каждый народ внес в его приготовление свои особенности: казахи готовят его с добавлением сметаны или сливок; калмыки с добавлением соли, черного перца и сливочного масла; чуваши и татары с добавлением сухофруктов [чай]?

Это лишь малая часть того, что можно использовать при проведении уроков. Отдельно хотелось бы остановиться на использовании материалов данного курса в проектной деятельности учащихся.

Так как классы сейчас многонациональны, у ребят возникает естественный интерес к культуре своих одноклассников, желание рассказать о культуре своего народа, выяснить свои корни. Этот интерес необходимо поощрять и развивать, давая учащимся возможность реализовать себя при изучении интересной им темы. Вот, например, темы проектов и рефератов, которые выбирают для защиты мои ученики: «Моя Родина — Армения», «Ислам в России», «Второй народ России». Ребята очень серьезно относятся к этой деятельности, работают с различными источниками информации, консультируются в культурных центрах разных этносов, расспрашивают старших членов своих семей о традициях, обычаях, особенностях религиозных праздников, быте, фольклоре. Такие сообщения, особенно если они подкреплены образцами материальной и духовной культуры представляемого народа, вызывают живой отклик у учеников, стимулируют их интерес к более глубокому изучению темы. Знакомясь с культурами других народов, узнавая и понимая их особенности, сходства и различия со своей культурой, ребята становятся более терпимыми, дружески настроенными к носителям этих культур. У них появляется возможность сформировать собственное мнение относительно представителей соседствующих этносов, а это — основа становления взрослого, ответственного гражданина.

Курс «Как географические знания помогают ориентироваться в поликультурном мире» для меня оказался особенно важен и интересен тем, что побудил к большой самостоятельной работе, помог посмотреть на привычные темы с новой стороны и в который раз удивиться многообразным переплетениям географии с историей, литературой, философией.