Географическое образование |
Арабская традиционная одежда на белом снегу. Раньше такое можно было увидеть разве что в Москве — у Университета им. Патриса Лумумбы. Теперь горные лыжи в Дубае или Рас-эль-Хайме — уже не нонсенс, даже при +40°. Традиционная, «евклидова» география перерождается. Непересекающееся начинает запросто пересекаться. Учителю географии в каждом новом учебном году нужно быть готовым к тому, что реальная изучаемая Земля будет всё более отличаться от прошловековых программ и учебников. Преподавание географии — вечное обновление, постоянный поиск, нескончаемое творчество.
О главном школьном предмете
Начав изучать географию, узнав, что думают о ней выдающиеся ученые прошлого и современности, не будучи в силах и вправе сформулировать свое определение географии, соглашаешься с другими, что география — это система наук, география — это философия естествознания, формирующая мировоззрение. Потом приходит осознание того, что география многогранна и всеобъемлюща.
География везде — рядом с нами, вокруг нас, внутри нас.
«Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе…» Услышав эти слова, каждый сразу скажет, что это Пушкин, «Евгений Онегин». «Программное» произведение. Да простят меня литераторы, но мне в этих строках в первую очередь слышится поэтическое повествование о глобальном потеплении климата.
Каждый, кто хоть раз взял в руки карту и нашел на ней свой дом, поселок, где живет бабушка, кто хоть раз ответил на вопрос прохожего «как пройти…?» или кто хоть раз задал такой вопрос и, получив ответ, все-таки добрался до цели, кто все-таки стал звонить по 009, чтобы узнать, «ну и где же этот Бобруйск?», тот — географ.
Каждый, кто хоть раз смотрел на звезды, а потом с помощью карты звездного неба пытался ориентироваться в своем космическом доме — на планете Земля, тот — географ.
Тот, кто хоть раз за красотой стиха, за легкостью слога заметил приметы времени года или описание циклона, кто, прочтя Пушкина и Ломоносова, Бодлера и Байрона, захотел куда-то отправиться, тот — географ.
Тот, кто на живописных полотнах видит не только жанровые сцены, фрукты и цветы, море и короля на коне, но и особенности местности, время года, силу ветра, тот — географ.
А тот, кто хоть раз попытался раскрыть другим географию, кто хоть раз помог другим почувствовать себя географом, таким, как Колумб и Магеллан, как Геродот и Птолемей, как Москвитин и Хабаров, тот — учитель географии.