Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2008
Курсы повышения квалификации

 

Д.В. ЗАЯЦ

Интернет-ресурсы
на уроках географии

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Интернет-ресурсы в курсе общего землеведения
18 Лекция 2. Использование Интернета при изучении географии материков и океанов
19 Лекция 3. Интернет-ресурсы на уроках физической географии России. Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Возможности Интернет-обучения в курсе географии населения России
21 Лекция 5. Изучение экономической географии России при помощи ресурсов сети Интернет
22 Лекция 6. Использование Интернет-технологий при изучении географии населения мира. Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Привлечение ресурсов сети Интернет в курсе экономической географии мира
24 Лекция 8. Отображение в сети Интернет глобальных проблем человечества. Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 2

Использование Интернета
при изучении географии материков и океанов

Специфика изучения курса географии материков и океанов в 7-м классе заключается в значительных трудностях усвоения объемного и разнопланового материала. За один год предлагается изучить во всех подробностях шесть материков и четыре океана (а то и пять!), для каждого запомнить особенности рельефа, климата, природного зонирования, хозяйственного использования. География в 7-м классе, пожалуй, один из самых перегруженных курсов в школе. Нужно ли еще увеличивать учебную нагрузку дополнительной информацией из Интернета? Несомненно, нужно, но не бездумно и механистично. Главная проблема при закреплении курса географии материков и океанов — систематизация фактов. К сожалению, зачастую этот курс усваивается малосвязанными слоями: рельеф, климат, внутренние воды, почвы, природные зоны, каждый из которых в сознании ученика автономен и почти не зависит от других. Связующими нитями изучаемых элементов географической оболочки могут служить Интернет-ресурсы. Их использование приведет к комплексному взгляду на территорию, без искусственного членения на слои и сегменты.

Как оживить географическую карту?

Помните этот диалог?

— Я вижу, что вас интересует мой глобус.

— О да, я никогда не видела такой вещицы.

— Хорошая вещица. Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто нарочно таких подбирают. Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали.

Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную карту. А затем она увидела и ленточку реки, и какое-то селение возле нее. Домик, который был размером в горошину, разросся и стал как спичечная коробка.

Конечно же, вы узнали строки М.А. Булгакова из романа «Мастер и Маргарита». Чем же Воланд так поразил Маргариту? То, что казалось дьявольской выдумкой в начале прошлого века, в наши дни превратилось во вполне обыденную вещь, которая называется геоинформационной системой (ГИС). ГИСы находят применение во многих отраслях современной жизни, сегодня без них невозможна нормальная работа геологов, землеустроителей, дорожников, риэлторов, логистов и представителей многих других профессий. Но обычно ГИСы слишком сложны в освоении и применении, в рамках школьной программы по географии им вряд ли найдется место — успеть бы пройти все материки и океаны. Но есть выход — использовать готовые геоинформационные системы, не задаваясь вопросом, как они устроены. Ведь можно же пользоваться телевизором, не владея теорией распространения электромагнитных волн в пространстве.

Доступным, понятным и очень распространенным примером такой ГИС может служить «Гугл мапс» (Google maps) — http://maps.google.com. Введите этот адрес в строку браузера (программы, предназначенной для путешествий по Интернету). Перед вами возникнет мелкомасштабный космический снимок Земли. Почти такую картину сначала видела на глобусе Маргарита. Слева вы увидите шкалу масштабирования. Перемещая по ней мышью или нажатиями на экране кнопок + и – флажок, можно увеличивать или уменьшать масштаб. Перемещать видимое окно по поверхности планеты можно тремя способами: а) движением мыши с нажатой левой кнопкой в нужном направлении; б) нажатием стрелочек соответствующих направлений, размещенных над шкалой масштаба; в) курсорными клавишами на клавиатуре компьютера. Достигнув максимально возможного увеличения, вы сможете увидеть отдельные дома, автомашины на дорогах и даже скопления людей. Совсем как на колдовском глобусе Воланда! Линейный масштаб в левом нижнем углу экрана будет показывать степень увеличения.

На то, чтобы освоить эту интерактивную карту, уходит не более пары минут. Вдоволь попутешествовав и заглянув в самые потаенные уголки планеты, откройте мир «Гугл мапс» вашим школьникам. Допустим, вам нужно провести урок по теме «Рельеф Северной Америки». Как объяснить детям, где заканчиваются Великие равнины и начинается Горный Запад? Как объяснить, что этот Горный Запад состоит из нескольких поднятий — Скалистых гор, Каскадных гор, Береговых хребтов? По картам атласа это сделать совсем непросто. С помощью «Гугл мапс» рельеф можно показать нагляднее. Поймайте в рабочее окно запад Северной Америки, отключите за ненадобностью слой подписей и границ (это делается убиранием галочки в окошке Название объектов, которое появляется при наведении мыши на Спутник вверху карты). Совершите «полет» от реки Миссисипи до побережья Тихого океана. Пусть школьники побудут в роли штурманов и, следя за «полетом», проложат ваш маршрут и по карте. Пусть они последовательно найдут и опознают Великие равнины, резко выделяющуюся ступень Скалистых гор, рябь хребтов и котловин Большого Бассейна, темно-зеленую полосу покрытых лесами Каскадных гор и Сьерра-Невады, светло-зеленую продолговатость Калифорнийской долины и опять же темно-зеленую волну Каскадных гор, отделяющую Североамериканский континент от вод Великого океана. Пусть школьники запомнят последовательность форм рельефа сначала зрительно на мониторе компьютера, а потом на географической карте. Теперь вы можете быть уверены, что тема ими усвоена.

Программа «Гугл мапс» обладает множеством полезных для нас свойств. Мы здесь раскроем лишь некоторые из них, остальные вы несомненно откроете самостоятельно, если будете регулярно пользоваться ресурсом. Наведите мышь на кнопку Еще вверху карты и поставьте галочку напротив появившегося слова Фотографии. Карта окажется усеянной привязанными к конкретным точкам пространства цветными прямоугольниками фотоснимков природных и антропогенных объектов. Осмотрите достопримечательности Запада США: суровую красоту пустынь и бедлендов горной части, каньон реки Колорадо, Йеллоустонский национальный парк, знаменитый мост Золотые ворота к северу от Сан-Франциско (он замечательно будет виден в «Гугл мапс» при большом увеличении). С просмотром фотографий экскурсии по территории станут более яркими и познавательными.

В системе «Гугл мапс» можно вести поиск объектов по их названию, можно создавать свои карты, нанося собственные условные знаки. Можно и мерить расстояния: перейдите на вкладку Мои карты, поставьте галочку напротив фразы Инструмент для измерения расстояний. Теперь при первом клике мыши в открытом рабочем окне возникнет точка отсчета расстояний, при последующих кликах — промежуточные и конечная точки измерений. Просчитанное расстояние вы увидите слева от экрана. Имейте только в виду, что программа не учитывает кривизну земной проекции, поэтому точно можно измерить лишь расстояния на относительно небольшом удалении точек друг от друга. Интересно воспользоваться инструментом Проложите туннель через центр Земли. Взяв за точку отсчета Москву, мы еще раз убедимся, что антиподом крупнейшего европейского мегаполиса будут бескрайние водные просторы юга Тихого океана.

Как можно наглядно показать климат местности?

Узким местом в курсе географии материков и океанов всегда было изучение климата. В чем основные трудности усвоения? Во-первых, в большом наборе метеофакторов (средние температуры лета и зимы, амплитуда температур, годовое количество осадков, преобладающее направление ветра и др.). Во-вторых, в том, что школьники не всегда улавливают климатические закономерности: в умеренном климатическом поясе больше осадков получают западные побережья и западные склоны гор, в тропическом — восточные; в субтропиках летом сухо, а зимой влажно и т.д. Многие дети, которым учитель поленился объяснить логику запоминания, зубрят климатические данные наизусть, полагаясь на свою память, но знания эти недолговечные и неглубокие. В-третьих, в абстрактности и экзотичности для школьников большинства изучаемых типов климата. Для того чтобы на всю жизнь запомнить влажный экваториальный или сухой тропический климат, нужно хотя бы раз в жизни в нем побывать и ощутить, что называется, кожей. Конечно, компьютер пока не может реконструировать разнообразные типы климата, это не кондиционер. Однако весомую помощь в закреплении сложного материала он оказать в состоянии.

Как дети запоминают информацию? Конечно, во многом полагаясь на зрительную память: не случайно географическая карта лежит в основе школьного образования. Но климат на карте показать сложно из-за множества его параметров. Климатические пояса и зоны показываются на одной карте, температуры июля и января — на двух других, не забудем еще про карты осадков и ветров. Сведение этих объектов воедино — задача сложная даже для профессионального климатолога. Поэтому в учебниках и атласах появились климатограммы — графические объекты, показывающие распределение температуры и осадков по конкретным точкам на планете. Достаточно зрительно запомнить, как идет кривая среднемесячной температуры, как распределяются осадки по сезонам, и представление о климате готово.

К глубокому сожалению, сейчас климатограммы — нечастые гости в наших школьных учебных пособиях. Но на то нам и нужен Интернет, чтобы исправлять невольно и намеренно допущенные оплошности книго- и картоиздателей. Наиболее полная коллекция климатограмм размещена на сайте www.klimadiagramme.de. «География» уже писала о ней (870 климатограмм // География, № 4/2002), и многие освоившие компьютер учителя уже широко используют этот ресурс. Сайт выполнен на немецком языке, но язык географических названий, карт и климатограмм настолько универсален и интернационален, что ни вы, ни ваши школьники не испытают неудобств.

В верхней части стартовой страницы сайта перечислены регионы мира: Europa (Европа), Asien (Азия), Afrika (Африка), N-Amerika (Северная Америка), M-Amerika (Центральная Америка), S-Amerika (Южная Америка), Australien (Австралия), Antarktis (Антарктида). Это активные ссылки для перехода в региональные разделы, в которых климатодиаграммы похожим образом сгруппированы по странам.

А теперь постараемся найти климатические данные аргентинской столицы Буэнос-Айрес. На стартовой странице нажимаем S-Amerika, в появившемся окне выбираем Argentinien и в открывшейся таблице ищем Buenos Aires. Здесь же указаны важные сведения по метеостанции Буэнос-Айреса: географические координаты (34°35' ю.ш., 58°29' з.д.) и высота над уровнем моря (25 м). Нажимаем на название города, и перед нами открывается искомая климатограмма (рис. 1).

Рис. 1. Климатограммы Буэнос-Айреса с сайта www.klimadiagramme.de.

Рис. 1.
Климатограммы Буэнос-Айреса с сайта www.klimadiagramme.de.
Слева — шкала количества осадков (мм), справа — температуры (°С)
(см. табл.). Вверху слева под названием метеопункта дана отметка его высоты над уровнем моря (25 м), справа — среднегодовая температура (17,5°С) и годовое количество осадков (1173 мм). Внизу перечислены месяцы, но в необычном порядке.

 

Обратите внимание, что на большинстве страниц метеопунктов вы встретите по две климатограммы, различающиеся только методом изображения количества осадков. Как вы думаете, какая форма грамотнее? Конечно же та, где осадки показаны гистограммой (столбиками), а не графиком. Ведь в отличие от температуры, линия графика которой действительно показывает среднюю многолетнюю температуру на каждый день года, осадки измеряются строго по месяцам, поэтому никакой плавной линией столбики соединять не следует. Ведь тогда получается, что дождь в том или ином месте льет постоянно, изменяется лишь его интенсивность. По некоторым пунктам (в основном в Европе) правильных климатодиаграмм нет, имеются только «вечнодождливые». Что делать? Конечно же, без страха использовать этот материал на уроках, объяснив школьникам, в чем ошиблись его создатели. А замер осадков на каждый месяц можно производить в точке пересечения графика с линией соответствующего месяца.

На сайте есть еще один подвох, который вы уже должны были заметить, если сумели внимательно ознакомиться с климатограммой Буэнос-Айреса. Для всех метеопунктов, расположенных в Южном полушарии, изменен порядок месяцев: в начале идет не январь, а июль, который здесь становится зимним месяцем. Но в этом есть и положительный момент: с помощью таких климатограмм легче сравнивать климаты Северного и Южного полушарий, легче определить зимний и летний максимум осадков.

Таблица

Климатические данные по метеостанции Буэнос-Айрес

Monat
(месяц)
Количество осадков,
мм
Среднемесячная температура,
°C
Jan (январь) 118 24,5
Feb (февраль) 117 23,3
Mar (март) 142 21,2
Apr (апрель) 104 17,6
May (май) 80 14,4
Jun (июнь) 61 11,2
Jul (июль) 68 11,1
Aug (август) 68 12,2
Sep (сентябрь) 75 14,3
Oct (октябрь) 119 17,2
Nov (ноябрь) 117 20,4
Dec (декабрь) 104 22,8
Year (год) 1173* 17,5**

* Годовая сумма осадков.

** Среднегодовая температура.

 

Климатограммы, конечно, помогут познакомиться с климатом того или иного места. Но они показывают средние многолетние значения метеопоказателей. Как узнать, какие процессы происходят в атмосфере в той или иной точке планеты в текущий момент? Воспользуемся сайтом www.gismeteo.ru. Это ведущий российский метеопортал, сообщающий погоду по более чем 4500 городам мира.

Загрузим стартовую страницу портала, найдем в нижней половине ссылку Карты погоды и анимации, пройдем по ней — и окажемся среди синоптических карт. Нажмем на карту Европы и попадем на страничку, где можно увидеть карту метеопоказателей по Европе на текущий и следующий день. Особенно нам будут интересны карты атмосферных фронтов (рис. 2). На них белой заливкой обозначены зоны облачности, красными линиями — теплые атмосферные фронты, синими — холодные. Изолинии показывают температуры воздуха у земной поверхности, стрелки — направление ветра. Чем длиннее стрелка, тем сильнее ветер.

Рис. 2. Карта погоды Европы на утро 28 июля 2008 г. с сайта www.gismeteo.ru. Линиями с треугольниками показаны холодные фронты, а линиями с полукругами — фронты теплые.

Рис. 2.
Карта погоды Европы на утро 28 июля 2008 г. с сайта www.gismeteo.ru.
Линиями с треугольниками показаны холодные фронты, а линиями с полукругами — фронты теплые.

 

Преимущество компьютера перед учебником и атласом состоит не только в оперативности, но и в возможности анимирования изображения. Вернемся на Карты погоды и анимации, выберем раздел Анимации, загрузим любую из представленных анимаций. Школьники смогут увидеть динамику изменений погоды: движение атмосферных фронтов, изменение формы облачности, температуры, силы и направления ветра. Анимацию можно сделать быстрее и медленнее, можно ее остановить и внимательно проанализировать текущую метеоситуацию.

На этом же сайте можно получить прогноз погоды во многих уголках мира на 1, 3, 5 и 7 дней вперед.

Увиденные нами карты и анимации — это всего лишь модели, реконструкции. Увидеть реальные атмосферные вихри во всей их красе можно на уже знакомом нам сайте Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) www.nasa.gov. Загрузим в строке браузера адрес www.nasa.gov/mission_pages/hurricanes/archives/2008/h2008_dolly.html (чтобы каждый раз не вводить этот сложный адрес, оставьте ссылку на него в вашей программе-браузере или сохраните в текстовом документе). Вы увидите изображения тропического урагана «Долли», прокатившегося по южным районам США в конце июля 2008 г. Эти изображения представлены термофотографиями и космическими фотографиями (рис. 3).

Рис. 3. Тропический ураган «Долли» над Техасом. Космический снимок НАСА с сайта www.nasa.gov

Рис. 3.
Тропический ураган «Долли» над Техасом. Космический снимок НАСА с сайта www.nasa.gov

 

Как увидеть границы водосборных бассейнов?

При изучении внутренних вод материков значительные трудности вызывает определение пределов водосборных бассейнов. Если карты бассейнов океанов еще имеются в некоторых атласах, то карты бассейнов морей и отдельных рек приводятся только в специальной литературе*. Вычислить самостоятельно конфигурацию бассейнов по имеющимся в школе мелкомасштабным картам довольно сложно, они настолько генерализованы, что на них отображается минимум притоков главных рек.

Рис. 4. Плотность населения в бассейне Амура.

Рис. 4.
Плотность населения в бассейне Амура. Хорошо заметно, что населенность китайской части бассейна намного выше российской. Соответствующим образом будет выше и плотность промышленного и аграрного освоения территории. Зная о несовершенстве китайских природоохранных мероприятий, следует признать реальность китайской экологической угрозы для значительной части российского Дальнего Востока.

 

В качестве решения этой проблемы можно порекомендовать использовать страницу http://earthtrends.wri.org/maps_spatial/watersheds/index.php. Она находится на сайте Института мировых ресурсов (World Resources Institute). Загрузив указанную страницу, вы увидите карту мира, разделенную на 5 регионов: Северную Америку, Южную Америку, Африку, Европу, Азию и Океанию. Несколько странной выглядит граница между Европой и Азией: по мнению авторов сайта, река Печора находится в Азии, а Тигр, Евфрат и турецкий Кызылырмак — в Европе. При нажатии на каждый регион появляется карта бассейнов крупнейших рек. Если на этом экране, в свою очередь, нажать на речной бассейн или на более подробный список рек, появляющийся в окошке Choose Basin, то появится подробная двухстраничная справка о бассейне реки, в которой можно найти:

– карту природных зон и использования земель бассейна;

– таблицу, показывающую использование земель бассейна;

– карту плотности населения в границах бассейна;

– таблицу основных сведений о бассейне (площадь, средняя плотность населения, число крупных городов, число дамб и плотин);

– карту и таблицу, отображающие биологическое разнообразие бассейна.

Вернемся снова на ту страницу, с которой началось наше путешествие по речным бассейнам. Нажмите на ней на кнопку Global Maps, и вы попадете на собрание тематических карт, ареалами которых выступают речные бассейны. Нажмите на первую строчку в перечне (Primary Watersheds Map). На экране появится контурная карта (бланковка) крупнейших речных бассейнов. Ее вы можете распечатать и использовать для проведения в классе самостоятельных работ.

Для работы со схемами речных бассейнов вам обязательно понадобится освежить в памяти длины крупнейших рек мира и их притоков. Это проще всего сделать, обратившись к опубликованному в газете «География» материалу К.С. Лазаревича «Речные системы континентов», размещенного в Интернете по адресу http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701104.

Как заглянуть в глубины Мирового океана?

Обратите внимание на сайт Генеральной батиметрической карты океанов (The General Bathymetric Chart of the Oceans; GEBCO) по адресу www.gebco.net. Эта международная организация согласует данные о строении Мирового океана, утверждает наименования котловин, желобов, подводных хребтов и гор. GEBCO работает под протекцией Международной гидрографической организации и Межправительственной океанографической комиссии, существующей при ЮНЕСКО. Попав на страницу www.gebco.net/data_and_products/gebco_world_map, мы можем скачать для урока последнюю версию карты рельефа дна Мирового океана. Если у вас имеется мощный компьютер и вы пользуетесь быстрым каналом Интернета, то для вас подойдет версия карты с полным разрешением (32,5 Мбайт). В противном случае скачивайте облегченную версию (3,6 Мбайт), которая выполнена достаточно четко для того, чтобы она могла быть продемонстрирована в классе. Попросите школьников внимательно рассмотреть карту. Какие формы рельефа дна они смогут найти? Какие закономерности размещения этих форм они обнаружат? Спросите их, какие моря и заливы расположены преимущественно на шельфе Мирового океана? Какие страны мира имеют у своих берегов наиболее широкие шельфовые зоны?

Использованные сайты Интернета

http://maps.google.com — масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл».

www.klimadiagramme.de — климатодиаграммы по метеостанциям всех континентов мира.

www.gismeteo.ru — прогнозы погоды и синоптические карты.

http://space.jpl.nasa.gov — космические снимки из базы Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

http://earthtrends.wri.org/maps_spatial/watersheds/index.php — собрание схем бассейнов рек на сайте Института мировых ресурсов.

www.gebco.net —сайт Генеральной батиметрической карты океанов.

 

Вопросы и задания

1. Какие формы использования Интернет-ресурсов могут быть востребованы на уроках географии материков и океанов?

2. Какие уроки в курсе географии материков и океанов требуют новейшей актуальной информации, взятой из Интернета?

3. Предложите сценарий путешествия в системе «Гугл мапс» по Австралии и постарайтесь реализовать его на своем уроке.


* Схемы бассейнов Дуная, Нигера, Амазонки, Рейна и Мааса приведены на с. 16—18 в
10/2008 газеты «География».