Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2008
Курсы повышения квалификации

 

Д.В. ЗАЯЦ

Интернет-ресурсы
на уроках географии

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Интернет-ресурсы в курсе общего землеведения
18 Лекция 2. Использование Интернета при изучении географии материков и океанов
19 Лекция 3. Интернет-ресурсы на уроках физической географии России. Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Возможности Интернет-обучения в курсе географии населения России
21 Лекция 5. Изучение экономической географии России при помощи ресурсов сети Интернет
22 Лекция 6. Использование Интернет-технологий при изучении географии населения мира. Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Привлечение ресурсов сети Интернет в курсе экономической географии мира
24 Лекция 8. Отображение в сети Интернет глобальных проблем человечества. Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 4

Возможности Интернет-обучения
в курсе географии населения России

Использование Интернет-ресурсов помогает смягчить три серьезные трудности, стоящие перед практикующими учителями, ведущими уроки по географии населения России. Это, во-первых, явный недостаток актуальной и достоверной статистической информации; во-вторых, скрывающие реальные человеческие судьбы сухие и абстрактные цифры, которые школьникам сложно осознать и связать с действительностью, и, в-третьих, отсутствие графических моделей, помогающих учащимся наглядно представить особенности пространственного размещения граждан нашей страны.

Если первая трудность вполне объяснима и объективна: с момента разработки школьных пособий до их появления в школе проходит довольно долгий срок, за который любая информация устаревает, то вторую и третью трудности разработчики программ, надеемся, научатся решать уже в скором времени. Интернет — более гибкая структура, нежели образование, поэтому на многие из поставленных вопросов там уже можно найти ответы.

Сколько и каких людей населяет Россию?

Для того чтобы это узнать, нужно обратиться к официальным информационным источникам. В нашей стране самый компетентный из них — Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Запомнить адрес сайта этой организации очень просто — www.gks.ru: ГКС — Государственный комитет по статистике. На титульной странице сайта можно найти много интересных сведений, касающихся современного состояния нашей страны. Но так как нас в данный момент больше интересуют люди, то мы сразу находим ссылку Население в левом верхнем углу страницы и переходим по ней. В открывшемся окне мы увидим рубрику «Основные показатели», на первой строчке которой расположилась Численность населения. Следуем по ссылке и видим таблицу «Актуальные сведения по численности населения России на 1 января 2008 г.» (население всей страны — 142 млн человек). Перебирая следующие ссылки, вы вместе с вашими школьниками сможете узнать свежие цифры по следующим показателям: Распределение населения по возрастным группам, Естественное движение населения, Возраст-ные коэффициенты рождаемости, Возрастные коэффициенты смертности, Коэффициенты смертности по основным классам причин смерти, Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, Браки и разводы, Международная миграция, Численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Материалы, полученные из этого источника, можно использовать при проведении уроков, посвященных демографической ситуации в нашей стране. Свежие цифры, к тому же полученные из авторитетного источника информации, укрепят доверие школьников к педагогу и предмету в целом. Если одних лишь цифр недостаточно и нужен хотя бы элементарный аналитический обзор, то добро пожаловать по ссылке Демография в январе — июне 2008 года. Там можно найти и графические материалы: диаграммы и графики (рис. 1).

Рис. 1. График международной миграции за период с января 2006-го по июнь 2008 г., размещенный на сайте www.gks.ru

Рис. 1. График международной миграции за период с января
2006-го по июнь 2008 г., размещенный на сайте
www.gks.ru

 

Данные о численности населения каждого субъекта РФ на 1 января 2008 г. можно почерпнуть, пройдя по ссылке Оценка численности постоянного населения субъектов Российской Федерации (на 1 января 2008 г. и в среднем за 2007 г.).

Как работать с динамической моделью возрастно-половой пирамиды населения России?

При изучении демографических характеристик возникает необходимость использования специализированных диаграмм — возрастно-половых пирамид. Однако не в каждом учебнике можно найти крупную, красивую и наглядную диаграмму. Эту проблему можно решить, введя адрес* www.gks.ru/WebContent/pyramid/index.html (рис. 2).

Рис. 2. Возрастно-половые пирамиды населения России на 1897 г. (слева) и 2006 г. (справа). Источник — www.gks.ru/free_doc/2007/demo/smert.htm

Рис. 2. Возрастно-половые пирамиды населения России на 1897 г. (слева) и 2006 г. (справа). Источник — www.gks.ru/free_doc/2007/demo/smert.htm

 

Вы увидите не только пирамиды, построенные по данным на каждый год, с 1979-го по 2026 г., но и анимацию, показывающую демографические процессы в динамике. Анимацию можно остановить и более подробно проанализировать пирамиду на любой из годов. При наведении курсора мыши на каждую возрастную когорту на экране выводится подробная статистическая информация по ней (возраст, год рождения, численность населения в данном возрасте: общая и по полам, соотношение полов). Просмотрите с учениками всю последовательность кадров анимации (то есть пирамид), вплоть до прогноза на 2026 г. Оцените форму самых последних пирамид анимации и подумайте, насколько жизнеспособна и выгодна для страны такая демографическая структура. Просчитайте, сколько детей и пожилых людей будет приходиться через 18 лет на каждого работающего россиянина. Особенно отметьте, что по официальному прогнозу (далеко не самому катастрофическому) численность населения нашей страны к 2026 г. упадет ниже 138 млн человек, то есть опустится на уровень 1979 г.

К анимации, поставив галочку в соответствующее место на экране, можно «подгрузить» графики динамики общей численности населения и динамики средней продолжительности жизни. Обратите внимание, на какие годы приходятся наиболее значительные провалы в линиях графиков. С какими событиями они связаны?

Где найти данные по национальному составу населения нашей страны?

Национальный состав в нашей стране определяется переписями населения. Последняя из них прошла осенью 2002 г. Ссылку на переписные материалы можно увидеть на сайте Росстата www.gks.ru (прямо на титульной странице, в левой колонке — Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года), а можно прямо попасть на переписной сайт, введя адрес www.perepis2002.ru (рис. 3).

Рис. 3. Титульная страница сайта Всероссийской переписи населения 2002 г.: www.perepis2002.ru

Рис. 3. Титульная страница сайта
Всероссийской переписи населения 2002 г.:
www.perepis2002.ru

 

На титульной странице этого сайта находим ссылку Национальный состав. При нажатии на нее получаем круговую и столбчатую диаграммы, наглядно показывающие этническую структуру населения нашей страны. Учтите, что в диаграммах представлены только крупнейшие народы России, насчитывающие не менее 400 тыс. человек. За более подробной информацией, касающейся этносов и регионов их проживания, нужно обратиться к базе данных. Для этого в перечне рубрикатора, размещенного в левой стороне экрана, находим Национальный состав населения. Открывается содержание тома 4 материалов переписи, вышедшего под названием «Национальный состав и владение языками, гражданство». Отсюда можно скачать данные по национальному составу населения всей страны и отдельных субъектов РФ, а также ознакомиться со сведениями о владении русским и национальными языками, распределении этносов по возрастным группам, уровню образования, источникам средств существования и др. Каждый отдельный материал (статистическая таблица) имеется на сайте в трех форматах: файле программы Excel, предназначенной для работы с таблицами; архива zip и страницы в html-формате, то есть удобной для просмотра в веб-браузерах. Для работы в классе проще использовать первый формат, если скорость передачи данных из Интернета у вашего компьютера довольно высокая, и второй, если доступ в сеть у вас лимитирован. Во втором случае не забудьте заранее распаковать таблицу. Использование таблиц Excel удобно еще и тем, что данные можно легко обрабатывать: различным образом сортировать, задавать определенные функции, строить различные графики и диаграммы, что существенно увеличит ценность и наглядность демонстрируемых материалов.

Для того чтобы узнать, какие народы проживают в том или ином субъекте РФ, нужно вызвать таблицу «Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации». Там в алфавитном порядке приводятся все этносы, проживающие в том или ином регионе, и число их представителей. Пользование такими подробными базами требует умения и сноровки. Как выделить для каждого субъекта РФ только главные народы, определяющие этнический и культурный ландшафт? Можно для каждой области или республики вручную отсортировать данные по убыванию численности в программе Excel, а можно воспользоваться ресурсом газеты «География» — http://geo.1september.ru/article.php?ID=200500715. Здесь для каждого субъекта РФ показана пятерка крупнейших народов, приводится их численность и доля; титульные народы национально-государственных образований России выделены. Такой таблицей пользоваться значительно удобнее. Ее можно растиражировать и использовать для самостоятельной работы. Пусть ваши ученики построят на контурной карте картограмму доли русского населения по субъектам РФ, отмечая разным фоном территории, где русские составляют более 90%, от 80 до 90, от 70 до 80, от 50 до 70, менее 50% населения. На той же картограмме можно отметить регионы, где украинцы занимают второе, третье, четвертое и пятое места в этническом составе. В результате вы получите учебную карту размещения двух крупнейших славянских народов по территории России. Такой карты нет ни в одном учебнике, ни в одном школьном атласе.

На сайте Всероссийской переписи населения 2002 г. (www.perepis2002.ru) выложены и данные тома 13, который полностью посвящен коренным малочисленным народам Российской Федерации. Его можно увидеть, пройдя по ссылке www.perepis2002.ru/index.html?id=44.

Как увидеть размещение людей по территории России?

В любом качественном школьном атласе имеется карта плотности населения. Ее обязательно нужно использовать на уроках, но было бы неплохо для лучшего закрепления материала и наглядности дополнить карту другими графическими объектами. Многие из них можно найти в лабиринтах Интернета.

Для закрепления понимания темы доступно использовать реконструкцию ночного вида Земли из космоса. Этот объект можно найти на сайте www.nightearth.com. На изображении сгустками света четко выделяются основные узлы расселения — средние и крупные города, а также соединяющие их линии коммуникаций. Используя этот ресурс, повторите понятие «основная полоса расселения». Следует, однако, оговориться, что на изображении совершенно незаметно сельское население. То есть примерно четверть россиян совершенно выпадает из поля нашего зрения.

Во многом похожую картину мы сможем представить школьникам, открыв им картосхему размещения крупнейших городов России, опубликованную в № 22/2005 «Географии» —
http://geo.1september.ru/2005/22/24-1.gif. Задания для работы с бланковой версией этой картосхемы вы найдете по адресу http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200502213. Пространственному рисунку размещения крупнейших городов нашей страны посвящена еще одна публикация «Географии», которая называется «Очаги российского урбанизма» (№ 33/2003). Ее можно найти по адресу http://geo.1september.ru/2003/33/9.htm. Здесь же вы увидите изображения географических линий и рубежей, определяющих размещение городов Европейской части России. Они помогут вашим школьникам более обстоятельно и осознанно запомнить расположение важнейших городов Родины.

Понять особенности размещения сельского населения поможет картосхема административных единиц Российской Федерации второго порядка (то есть сельских районов). Она публиковалась в № 45/2004 газеты «География» и выставлена на всеобщее обозрение в Интернете по адресу http://geo.1september.ru/article.php?ID=200404504. Из-за того, что существует определенный норматив пороговой численности населения сельского района, территориальные единицы второго порядка в разных частях России имеют разные размеры, и их сеть отражает плотность населения: там, где ячейки сети меньше, плотность населения больше, и наоборот.

В публикации — две карты: одна снабжена подробной экспликацией и предназначена для объяснения территориальных особенностей размещения населения, вторая — карта-бланковка для выполнения трех приводимых там же заданий.

Как представить себе разнообразие культурных типов россиян?

Население России — понятие многообразное и во многом абстрактное. Как научиться самим и научить школьников распознавать в населении конкретных людей с их индивидуальными чертами, насущными проблемами? Как научиться видеть за строчками демографической статистики самого себя и членов своей семьи? Конкретизация образа — одна из самых важных задач школьного курса географии. В этом нелегком деле посильную помощь окажут Интернет-ресурсы. Они призваны десублимировать статистические сведения, обернуть их сочной мякотью географической конкретики.

Подобным образом можно использовать многие сайты, наполненные этнографическим и национально-культурным содержанием, но мы остановимся на проекте «Лица России» —
www.rusnations.ru. По заявлению авторов проекта, «Лица России» — это рассказ о главном богатстве страны — культуре населяющих ее народов, повествование о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является бережное отношение к национальным культурам, способность жить вместе, оставаясь разными. Нужно признать, что эта амбициозная задача успешно решается создателями с помощью современных систем коммуникаций и мультимедиа. Проект «Лица России» реализуется информационным агентством «Росбалт» совместно с Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук и продюсерским центром «Петербург — 21 век». Сайт создан при поддержке московского отделения ЮНЕСКО.

На титульной странице сайта всех вошедших гостеприимно встречает интерактивная карта (рис. 4), посредством которой можно перейти на странички отдельных субъектов федерации. Того же результата можно достичь, нажав на названия российских регионов под картой. На странице субъекта — символы региона (герб и флаг), краткие справочные сведения, фотографии примечательных мест и объектов, а также таблицы с данными по этнической структуре региона на 1989-й и 2002 г.

Рис. 4. Сайт «Лица России»: www. rusnations.ru

Рис. 4. Сайт «Лица России»: www.rusnations.ru

 

Поиск на сайте можно вести не только по названию региона, но и по названию этноса (ссылка Этносы в левой части экрана), и по месту языка в системе языковых групп и семей (ссылка Языковые семьи). На странице «Этносы» приведены не только численность того или иного народа и его доля в населении РФ, но и ссылки на различные объекты мультимедиа: информационные справки, фотогалереи, видео- и аудиофрагменты, которые помогут ближе познакомиться с культурами наших соотечественников.

Использованные сайты Интернета

http://geo.1september.ru — газета «География» Издательского дома «Первое сентября».

www.gks.ru — сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

www.perepis2002.ru — сайт Всероссийской переписи населения 2002 года.

www.nightearth.com — ночной вид Земли из космоса.

www.rusnations.ru — Интернет-портал «Лица России».

 

Вопросы и задания

1. Какова современная демографическая ситуация в России? Какими факторами объясняется естественная убыль населения, характерная для современного этапа существования страны? Для ответа используйте материалы с сайтов www.gks.ru и http://geo.1september.ru.

2. Используя статистические данные с сайтов Росстата (www.gks.ru) и Всероссийской переписи населения 2002 года ( ww.perepis2002.ru), сравните численность населения российских регионов на 9 октября 2002 г. и 1 января 2008 г. Какие субъекты РФ наиболее сильно пострадали от депопуляции? Каким субъектам удалось сохранить численность населения на прежнем уровне или даже увеличить ее?

3. На основе информационных материалов с сайта www.rusnations.ru и других ресурсов Интернета подготовьте рассказ о 2—3 народах России, проживающих в разных районах страны (например, на Северном Кавказе, в Поволжье, на Крайнем Севере). Попробуйте показать роль природной среды в формировании культуры этноса.


* «География» уже писала об этом ресурсе, см. «Возрастно-половая пирамида населения Российской Федерации» (География, № 9/2006).