Я иду на урок |
Экологи — географы — исследователи — туристы
О школьном клубе в алтайском селе Топчиха
Путешествовать, наблюдать природу,
улавливать её тайны
и восторгаться этим счастьем — значит жить.
Фридрих Геблер*
В 90-е изменилось социально-экономическое положение в стране. Передо мной встала проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка и наживы сохранить лучшие нравственные качества подрастающего поколения: честь, совесть, сострадание, любовь к родине, родителям, труду, необходимость получения знаний, и другие жизненные опоры человека.
Клубная работа дает пути решения проблемы. В клубе «ЭГИТ» (Экологи — Географы — Исследователи — Туристы) у меня занимаются дети с 5-го по 11-й класс. Уроки — это подготовка к жизни. Внеурочная работа — модель этой жизни. Чем богаче, разнообразнее, содержательнее эта деятельность, тем более подготовленными к будущей взрослой жизни оказывается воспитанник.
С первых лет работы я поняла, что воспитание в школе — это передача самого себя, собственных ценностей и отношений, своего образа жизни. Здесь работают механизмы подражания, внушения, заражения своими интересами.
Топчиха — центр Топчихинского
района Алтайского края.
Вокзал железнодорожной станции на линии
Барнаул—Рубцовск—Семипалатинск
Мы занимаемся пропагандой эколого-географических, краеведческих знаний, организуем летние экологические школы с участием ученых Алтайского государственного университета (АГУ). Провели «Топчихинскую кругосветку» — экспедицию по изучению природы и хозяйства района. На основе этого материала разработано методическое пособие, и в школах района ведется «География Топчихинского района**» — факультативно или за счет школьного компонента.
Эгитовцы сотрудничают с НИИ садоводства Сибири, где занимаются интродукцией и сортоизучением цветочных растений. Изучаем морфологические особенности, развитие и распространение пиона степного в нашем районе.
Активно занимаемся природоохранной деятельностью. Расчистили захламленный бытовым мусором участок в селе, высадили сосны, рябины, рябинолистник, орех маньчжурский. У каждого члена клуба теперь своя клумба, за которую он отвечает. Выращивание рассады, посадка, уход — работа полностью самостоятельная; я лишь подсказываю, какие цветы посадить, чтобы они в течение всего лета радовали сельчан.
Проводим экологические экспедиции — по степным районам края и по Горному Алтаю. У истоков нашего экспедиционного движения стояли профессор Алтайского госуниверситета доктор биол. наук Андрей Николаевич Куприянов и редактор газеты «Природа Кулунды» Сергей Иванович Малыхин. За 10 лет участники наших экспедиций проехали более 25 тыс. км по всем районам Алтайского края (а их 60), трижды маршрут проходил по территории Республики Алтай, посетили Кемеровскую и Новосибирскую области, Казахстан, Монголию.
В конце 2008 г. в Белокурихе проходили слушания Общественной палаты РФ, посвященные экологической культуре. Заседание вели ученые, представители администрации Алтайского края и Восточно-Казахстанского маслихата. Впервые на заседании такого уровня было предоставлено слово учителям, причем и учителям из села.
На уроках географии мы, учителя, всегда говорим о глобальных экологических проблемах, но действуем локально. Такова и деятельность «ЭГИТ» — начать со своего дома.
Цели и задачи клуба:
• воспитание любви к своему району, краю, к своей родине;
• воспитание защитников природы;
• получение экологических знаний;
• пропаганда здорового образа жизни.
• раннее раскрытие интересов, склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
• содействие эффективной профориентации;
• воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
У клуба свой флаг, эмблема, девиз, гимн. Эгитовцы носят зеленые галстуки, дают торжественное обещание при вступлении в клуб.
Что мы конкретно делаем? Формы работы:
— Проведение районной экологической учебы «Природа и мы» на базе ДЮЦ.
— Летняя экологическая школа с участием ученых.
— Районный экологический слет.
— Тематические мероприятия совместно с районной библиотекой.
— Устный журнал, викторины, конкурсы.
— Факультативные курсы «Экология и здоровье», «География Топчихинского района», «География Алтайского края».
— Лекции в районном краеведческом музее.
— Экологический марафон — работа агитбригады клуба «ЭГИТ» по экологической тематике в селах района.
— Выпуск экологических плакатов.
— Изготовление книжек-малышек.
— Оформление стендов «Топчихинская кругосветка» и др.
— Написание сочинений «О крае, где живу».
— Исследование малых рек района по методике АГУ.
— Мониторинг родника в черте с. Топчиха по ул. Пушкинской.
— Экспедиция «Топчихинская кругосветка».
— Краевая общественная экологическая экспедиция «Начни со своего дома». Летний практикум на территории района, Горного Алтая, Алтайского края.
— Разбивка сквера, высадка декоративных культур, цветов и уход за ними с момента создания клуба.
— Очистка колков от берёзового валежника.
— Участие в акции «Сделай чистой нашу Топчиху».
— Организация с младшими школьниками подкормки птиц в зимнее время.
— Работа по созданию учебных троп природы:
прогулочно-познавательных (школьный дендрарий, пруд у микрорайона «Путиловка»);
познавательно-туристических (от устья до истоков р. Топчишки с изучением биоценозов болота, колка, луга);
учебной экологической (дендросад — пруд у Путиловки — берёзово-осиновая роща на берегу озера «Надежда»).
— Разработка методики полевого практикума, знаков на маршруте, бесед на стоянках экологической тропы.
— Подготовка, оформление материалов:
комплексное описание природы, экологических проблем района, альбом с материалами исследовательской работы;
фотовыставка «Памятники природы»;
выставка рисунков «Зеленый вернисаж»;
выставка «Природа и фантазия».
— Создание комплекта настенных картосхем «Природа и хозяйственная деятельность человека в Топчихинском районе»;
— Подготовка рефератов «Улицы Топчихи», «Мой район в судьбе России», «Наш общий дом Алтай» и др.
— Описание памятников природы: Смольевский борок, старица Светлая, озеро Песчаное, река Алей, Святой ключ, Барнаульский ленточный бор.
— Монтаж гербария «Растительный мир Топчихинского района» по результатам летней экологической школы.
— Создание музея клуба «ЭГИТ».
— Сотрудничество с краевой экологической газетой «Природа Алтая», районной газетой «Наше слово».
За годы работы число членов клуба возросло с 18 до 48. Клуб был награжден путевкой во Всероссийский лагерь «Океан». Мы заняли 1-е место на краевой научно-практической конференции «Сохраним биосферу»; 1-е место в краевом конкурсе «Моя малая родина» в номинации «Малый уголок России» и 2-е место в номинации «Проблемы регионального природопользования и народонаселения». У нас диплом 3-й степени от «Комсомольской правды» за работу «Деловые люди Алтая». Мы участвовали во всероссийских конкурсах в Калуге (Обнинск) и Москве.
Г.И. БОРОВСКИХ,
учитель географии Топчихинской средней школы
№ 1
имени Героя России Дмитрия Ерофеева,
член Российской ассоциации учителей географии
Алтайский край
* Ф.А. Геблер (1782—1850) — врач, естествоиспытатель, географ, выпускник Йенского университета. В 1809 г. перешел на службу в Россию, в 1810 г. был командирован на Алтай, ставший ему второй родиной. Молодой ученый посетил Катунские и Чуйские белки`, Курайский хребет, долину реки Чуи, Салаирский кряж, степи между Обью и Иртышом и другие места обширного Колывано-Воскресенского округа. Он автор описаний природы и населения многих территорий нынешнего Алтайского края и Горного Алтая. В 1836 г. вышла его большая работа «Обозрение Катунских гор с их величайшей вершиной Белухой в русском Алтае». Геблер был одним из основателей Краеведческого музея в Барнауле и постоянно способствовал его развитию. Имя доктора Геблера носит самый большой ледник горы Белухи, в честь него названа одна из улиц Барнаула.
** Топчихинский район — в центральной части Алтайского края, население 27 тыс. чел. (русские, немцы, украинцы, казахи). В районе 37 сел. Наиболее крупные — Топчиха (90 км от краевого центра, образовано в 1915 г.), Володарка, Фунтики, Чистюнька, Парфеново, Победим, Хабазино, Белояровка.
Рельеф равнинный — Приобское плато. По территории района протекают реки Обь, Алей, Барнаулка, Калманка, Камышенка. На северо-западе проходит ленточный бор, на юго-востоке расположен приобской лесной массив (береза, тополь, сосна, осина, черемуха, калина, боярышник, шиповник).
Основное направление экономики — сельское хозяйство: производство зерна, мясо-молочное животноводство, свиноводство. В Топчихе — элеватор, мельзавод, хлебокомбинат.