Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2008
Хрестоматия

Дедушка хай-тека

Во время подготовки к первой Всемирной выставке в Лондоне (1851 г.) комитет, отбиравший проект для центрального павильона, забраковал 233 чертежа, участвовавших в конкурсе. Только после этого свою работу прислал Джозеф Пакстон, работавший в ту пору садовником. Сообщество профессиональных архитекторов клокотало: как можно доверять показательное сооружение неучу, который в жизни своей не строил ничего, кроме оранжерей? Чем собрался удивить мир этот безумный садовник — огуречной теплицей?

Однако выдумка Пакстона соответствовала задачам устроителей. Их умы будоражила идея мероприятия, которое собрало бы под одной крышей новейшие материальные и духовные достижения всех стран и «послужило бы делу объединения человечества», как выразился принц Альберт, супруг королевы Виктории, по чьей инициативе все и завертелось.

До Пакстона никому не приходило в голову использовать конструкции из стекла и металла в качестве основного строительного материала для крупных объектов. По его чертежам соорудили громадный Хрустальный дворец, который и стал центральным экспонатом выставки. В строительстве было задействовано 2000 неквалифицированных рабочих, которые могли работать бесперебойно, ведь строительный материал был однотипным. Справились быстро — за шесть месяцев. Изюминкой здания стало то, что оно скапливало внутри себя необыкновенно яркий солнечный свет, по которому британцы испытывают традиционный голод. Дворец вызвал массу подражаний и стал родоначальником продуктивного стиля хай-тек.

Н.Г. Чернышевский, вдохновившись образом Хрустального дворца, осчастливил в своем романе «Что делать?» Веру Павловну, а также всю Россию сном, в котором в стеклянном общежитии живут люди, которым весело созидать на этом свете.

Вскоре после окончания Всемирной выставки пакстоновское чудо разобрали — оно было временным павильоном. Однако лондонцы успели так прикипеть к нему сердцем, что в 1854 г. здание было воссоздано на южной окраине города, в Сайденхэме, на общественные пожертвования. Это был уже не прежний Хрустальный дворец, он был значительно меньше. Здесь стали проводить выставки, спортивные состязания, да и по зимнему саду приятно было побродить. В 1936 г. стеклянная гордость Сайденхэма сгорела. В настоящее время существуют проекты восстановления Хрустального дворца.

По статье А. Огородниковой//
Информационные технологии в строительстве