Географическое образование |
Экзаменационный реферат в школе
Область применения и алгоритм написания
Ежегодно во втором полугодии от учителей географии поступают вопросы по поводу подготовки учащихся к написанию экзаменационных рефератов. Вопросы эти связаны с тем, что давно в положениях об итоговой аттестации учащихся не дублировались правила написания рефератов, да и нет у нас привычки знакомиться с какими бы то ни было положениями и правовыми актами.
Учителя часто не знают, кому из учащихся мы имеем право определить реферат как форму сдачи экзамена. Мне дважды пришлось присутствовать на экзаменах в девятых классах, где «глубокие» троечники читали свои рефераты по слогам. Зачастую мы не знаем, когда должна начинаться работа над рефератом, и дети получают задание только в апреле. Этого времени мало для подготовки серьезного доклада, не говоря уже о реферате, который к этому времени уже должен быть написан. Часто спрашивают и о том, может ли администрация школы обязать учителя дать учащемуся тему для написания реферата?
Бывают случаи, когда рефераты путают не только с докладами, но даже с развернутыми ответами. Однажды я присутствовал на защите рефератов, которые почти полностью дублировали текст учебника, что по существу является банальным ответом на определенный учебный вопрос и нулевым рефератом. Текст учебника иногда можно использовать при написании реферата, но лишь в качестве плана; реферат не просто не должен включать текст учебника — в нем не должно быть ни одной переписанной из учебника фразы. Реферат пишется только с использованием дополнительной литературы и самостоятельно.
Иногда спрашивают: «А можно ли брать статистику из учебника?» Нет! Реферат — это работа учащегося с элементами исследования и актуализации, а данные, приводимые в учебнике, устарели к моменту выхода его из печати. Да и работа с учебником не является исследовательской. А реферат — это учебно-исследовательская деятельность учащихся. Хочу особо подчеркнуть, что в школе его написание носит, прежде всего, характер учебно-исследовательской деятельности. Согласитесь, что редкий учитель занят у нас научной деятельностью, поэтому и от учеников мы не можем требовать деятельности чисто исследовательской, хотя однажды противоположное мнение слышать доводилось.
Подводя итог сказанному и используя имеющиеся на сегодня не утратившие силу положения об итоговой аттестации учащихся, предлагаю алгоритм написания экзаменационных рефератов, который можно использовать не только учителям географии:
1. В первом полугодии определяются темы рефератов, план для каждого из них, подбирается литература, в том числе и периодическая.
2. Темы рефератов согласовываются с методистом или (и) утверждаются на педсовете не позднее второй четверти.
3. Реферат печатается на белой бумаге формата А4.
4. Титульный лист подписывается только по образцу.
5. На второй странице печатается содержание.
6. На третьей странице пишутся цели и задачи реферата, его применение в школе.
7. На следующей странице печатается введение, дающее общее представление о теме реферата (визитная карточка страны, района и то, о чем пойдет речь в реферате).
8. Во второй части раскрывается основное содержание реферата по определенному плану.
9. Текст реферата обязательно иллюстрируется картинками, фотографиями, картами, картосхемами, графиками и др.
10. На последней странице пишется список использованной литературы: авторы (в алфавитном порядке), название, город, издательство и год издания.
11. Реферат должен содержать не менее 25 страниц текста, включая список литературы и иллюстрации*.
12. В третьей четверти проверяется черновик, и приступают к работе над чистовиком.
13. В апреле реферат окончательно редактируется.
14. В мае пишется окончательная редакция и составляются тезисы для выступления.
15. Реферат дается учащимся, успевающим на «4» и «5», только по обоюдному согласию учащегося и учителя (согласно положению об итоговой аттестации учащихся).
16. Не позднее чем за две недели до экзамена учитель возвращает проверенный реферат ученику с рецензией.
Экзаменационные рефераты даются учащимся не «как правило», а «как исключение».
А.Ф. ДАВЫДОВ,
учитель географии
школы № 2009,
Юго-Западный адм. округ
г. Москва
* Нежелательны, однако, и рефераты объемом более 30—35 страниц. Большие объемы текста чаще всего образуются в результате неразборчивого скачивания информации с сайтов Интернета или с образовательных дисков. Реферат же на то и реферат, чтобы в нем учащийся показал способность не просто найти информацию по теме и ее на своем уровне исследовать, но и о т о б р а т ь г л а в н о е, кратко выразить существо исследуемого вопроса. — Прим. ред.