Географическое образование |
Нужны ли нам такие задания
к региональному этапу Всероссийской олимпиады
школьников по географии?
М.Б. ИВАНОВА
канд. геогр. наук, доцент кафедры
социально-экономической географии,
председатель оргкомитета краевой олимпиады
школьников по географии,
зам. декана по научно-исследовательской работе
географического факультета,
Н.Г. ЦИБЕРКИН
доцент кафедры физической географии и
ландшафтной экологии,
председатель жюри краевой олимпиады школьников
по географии
Пермский государственный университет
Поводом для написания этой работы послужила статья Л.Е.Перлова (учителя географии лицея № 1525 «Воробьевы горы», г. Москва) «Почему мы вряд ли победим… Об особенностях проведения московского окружного тура олимпиады по географии 2006 г.», опубликованная в газете «География» в № 1 за 2007 г. В ней автор обращал внимание на ошибки, встречавшиеся в заданиях Московской окружной олимпиады школьников по географии в 2006 г. Прочитав эту статью, мы были поражены обилием ошибок, которые были допущены составителями заданий. Казалось бы, все географы, имеющие хоть какое-то отношение к организации школьных географических олимпиад, должны были извлечь для себя уроки. Однако этого, увы, не произошло.
Хотелось бы поделиться своими мыслями о качестве заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2007/08 учебном году. Но сначала несколько слов об истории Пермской краевой олимпиады.
В Пермском крае олимпиады школьников по географии проводятся с 1992 г. Оргкомитет краевой олимпиады, в состав которого входят ученые-географы Пермского государственного университета, Пермского государственного педагогического университета и Пермского краевого института повышения квалификации работников образования, до 2008 г. сам успешно справлялся с разработкой различных заданий для муниципального, дистанционного и краевого этапов.
Несмотря на длительный период проведения олимпиад, задания ни разу не повторялись и отличались разнообразием форм, видов, широтой и глубиной охвата географических тем. При их составлении члены оргкомитета опирались исключительно на собственный научный потенциал и никогда не нуждались и не прибегали к чьей-либо помощи. Судя по отзывам учителей Пермского края, нам это удавалось.
Однако в 2008 г. наступили иные времена. Министерство образования Пермского края вынудило нас проводить краевой этап олимпиады по московским заданиям. Если бы в министерстве были специалисты-географы, которые хотя бы прочитали эти задания и комментарии к ним, то они бы так не поступили. И вот почему.
Приведем полные тексты теоретических задач и творческого задания практического тура и частично критерии их оценки в редакции московских авторов, сохранив их орфографию и пунктуацию, и дадим им наши комментарии.
Задача № 1. В списке приведены названия географических объектов, считающихся уникальными памятниками природы. Разделите их на две группы по особенностям происхождения (характеру природных сил, под действием которых они сформировались). Определите, в каких странах расположены объекты и поясните, почему каждый из них был включён в список. Ответ оформите в виде таблицы (см. образец).
Памятники природы мирового значения: Гейзир, Камарг, Килауэа, Ленкорань, Нгоронгоро, Окаванго, Памуккале, Пантанал, Стромболи, Эверглейдс.
Образец таблицы для ответа
Название объекта | Страна, на территории которой расположен объект | Дополнительная информация об объекте |
Группа 1: Объекты, сформированные… | ||
1. | с | с |
... | с | с |
Группа 2: Объекты, сформированные… | ||
1 | ||
… |
Вопрос составлен некорректно. Все объекты названы памятниками природы, но это не так. Памятник природы, согласно «Федеральному закону РФ об ООПТ» № 33-Ф3 от 14.03.1995 г., — это всего лишь один из видов особо охраняемых природных территорий. Среди же перечисленных объектов есть заповедники, национальные парки, национальные резерваты, природные резерваты и… ни одного памятника природы.
Еще бо'льшая путаница обнаружена в предлагаемых автором ключах ответов.
Во-первых, в первой группе объектов — «заболоченных низменностей, образовавшихся в результате водно-аккумулятивных процессов» — не все ООПТ таковые. Вопреки мнению автора ключа к заданию. Так, внутриматериковая дельта р. Окаванго находится на высоте более 900 м над уровнем моря. А географам всего мира (кроме автора вопроса) известно, что низменность — это такой вид равнины, абсолютные высоты которой не превышают 200 м!
Во-вторых, географический адрес некоторых объектов дан с грубыми ошибками. Например, Эверглейдс, плоская болотистая равнина, — по мнению автора, находится «в центре полуострова Флорида». В действительности — на крайнем юге.
В-третьих, вопреки своему заявлению в самом вопросе о том, что все объекты — это «памятники природы», автор вспомнил, что одни из них заповедники, другие — национальные парки и т.п.
Задача № 2. Национальные парки — это охраняемые природные территории федерального значения, имеющие особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение. Это уникальные природные комплексы, отличающиеся высоким природным разнообразием, наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и исчезающих видов растений и животных.
В пределах территории национальных парков выделяются функциональные зоны: заповедные, особо охраняемые, познавательного туризма, рекреационные, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения и охраны историко-культурных объектов. На рисунке 1 показано распределение функциональных зон в трех национальных парках России. Проанализируйте диаграммы и объясните, почему в каждом из трёх национальных парков площади функциональных зон распределены по-разному. В каких субъектах РФ находятся эти национальные парки? Какие природные объекты в них охраняются?
Рис. 1 (к задаче 2).
Условные обозначения: 1 — заповедная и особо охраняемая зоны; 2 — зона познавательного туризма и рекреационная; 3 — зоны обслуживания посетителей, хозяйственного назначения, охраны историко-культурных объектов.
В вопросе дается понятие национального парка. Однако в нем пропущена одна из важнейших составляющих — научно-исследовательская деятельность (см. «Федеральный закон РФ об ООПТ» № 33-Ф3 от 14.03.1995 г.).
В предлагаемых автором ключах допущены грубые ошибки.
Во-первых, из авторской формулировки географического положения национального парка «Югыд Ва» («на севере примыкает к Печоро-Илычскому заповеднику») получается, что он расположен южнее Печоро-Илычского заповедника. На самом деле «Югыд Ва» располагается севернее.
Во-вторых, статус объекта Всемирного природного наследия (Девственные леса Коми) относится в первую очередь к Печоро-Илычскому заповеднику (т.к. именно здесь, а не в «Югыд Ва» располагается основной массив девственных лесов). «Югыд Ва» — преимущественно горный национальный парк с небольшой долей лесов относительно собственной площади, а уж тем более относительно лесов Печоро-Илычского заповедника. Тем не менее Девственные леса Коми — территория, состоящая из двух охраняемых неравноценных по площади лесных участков (Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыд Ва»), вместе составляющих самый крупный из оставшихся в Европе массивов первичных лесов, облик которых практически не изменен хозяйственной деятельностью человека.
В-третьих, в обосновании критериев выделения национального парка «Шушенский бор» автор делает упор на исторические особенности территории («ссылка декабристов, участников освободительного движения в Польше, революционно-демократического движения в России, народовольцев, Н.К.Крупской и В.И.Ленина»). В действительности же он был создан в связи с необходимостью найти компромисс между охраной уникальной природы региона, хозяйственной деятельностью человека и рекреационным природопользованием. Территория национального парка состоит из двух отдельных участков, расположенных на стыке двух геоморфологических провинций, — Минусинской котловины и гор Западного Саяна. Предметом особой гордости лесоводов является то, что удалось возродить первичный ландшафт (сосновый бор). Кроме того, здесь охраняется более 30 видов растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ.
В-четвертых, диаграмма, отражающая зонирование национального парка «Лосиный остров», не соответствует действительности. На ней отображены только две зоны: 1 — заповедная и особо охраняемая зоны; 2 — зона познавательного туризма и рекреационная (причем эта зона показана иным, чем в предыдущих случаях, знаком). В действительности, в национальном парке выделяются три зоны: 1 — особо охраняемая зона, 4,9 тыс. га (41,8% общей площади), в т.ч. заповедный участок (12,5%); 2 — учебно-экскурсионная зона (29,7%); 3 — рекреационная зона (28,5%).
Задача № 3. Известно, что рисунок дорожной сети в значительной степени определяется природными факторами. Проанализируйте картосхему сети автодорог на рисунках 2а и 2б и объясните, с какими физико-географическими особенностями территории двух регионов России, которым они соответствуют, связаны участки сгущения и разрежения дорог, расположение транспортных узлов, направление и повороты магистралей, направление второстепенных дорог. Какие опасные природные явления могут угрожать строительству и эксплуатации дорог на территориях, изображенных на рисунке?
Рис. 2а (к задаче 3).
Строение дорожной сети на территории
одного из субъектов Российской Федерации.
Рис. 2б (к задаче 3).
Строение дорожной сети на территории
одного из субъектов Российской Федерации.
Формулировка задания приемлема. Однако в сопоставлении вопроса с ответом обнаруживается ряд недоразумений.
Во-первых, в задании предлагается выявить, каким двум регионам соответствуют рисунки дорожной сети. В ключах автор указывает, что дорожная сеть, изображенная на рисунках 2а и 2б, соответствует: а — Кабардино-Балкарии или Северной Осетии; б — Краснодарскому краю. Однако названные географические объекты являются не регионами, а субъектами РФ, регион же один — Северный Кавказ.
Во-вторых, автор пишет в ключах ответа, что на дорожной сети, изображенной на рис. 2а, мало населенных пунктов. Однако и на рис. 2а, и на рис. 2б населенные пункты вообще не показаны, хотя в горах (рис. 2а) дороги прокладываются преимущественно по долинам рек, где и концентрируются населенные пункты, а не наоборот, как утверждает автор.
Задача № 4. По названию административных районов определите, в каких регионах России (субъектах РФ) они находится. Какие топонимы (названия географических объектов) и этнонимы (названия народов), одноимённые названиям административных районов, помогли вам определить их принадлежность?
Приведите названия других известных вам административных районов России, образованных от топонимов и этнонимов.
Административные районы: Беринговский, Верхнебуреинский, Каа-Хемский, Калевальский, Красноселькупский, Кунгурский, Западнодвинский, Мокшанский, Табасаранский.
Формулировка задачи, а тем более представленные автором ключи ответа содержат грубые географические ошибки. Данная задача была снята оргкомитетом Пермской краевой олимпиады школьников по географии.
Во-первых, автор задания считает понятия «регион» и «субъект РФ» тождественными, хотя они существенно отличаются друг от друга.
Во-вторых, согласно Закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. низовая административная единица в нашей стране называется муниципальное образование, а не административный район.
В-третьих, целый ряд муниципальных образований (МО) назван по иному принципу, чем это указано в ключах.
Беринговское МО (а не административный район) названо по его административному центру — пос. Беринговский (а не «в честь исследователя-мореплавателя В. Беринга»).
Красноселькупское МО названо не по народу селькупы, а по его административному центру — с. Красноселькуп.
Калевальское МО названо по его административному центру г. Калевала. Автор же указывает, что в основе названия лежит эпос карелов и финнов (кстати, эпос — это не народ, поэтому не может быть назван этнонимом).
Кунгурское МО названо по его административному центру — г. Кунгур, а не «по одноименной пещере или реке Кунгурка», как указывает автор. Тем более что р. Кунгурка протекает по территории Свердловской области, является левым притоком р. Чусовая (р. Кунгурка впадает в р. Чусовая в 489 км от ее устья /см.: Гидрологическая изученность. Том 11. Средний Урал и Предуралье. Выпуск 1. Кама. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966/ и отношения ни к г. Кунгур, ни к Кунгурскому МО, ни к Пермскому краю не имеет). Кстати, г. Кунгур был основан на правом притоке р. Ирень — р. Кунгур (но не Кунгурке!), в 28 км от ее устья, в 1648 г. Но в 1662 г. город был сожжен башкирами, а в 1663 г. перенесен на современное место (при впадении рек Ирени и р. Шаквы в р. Сылва; именно здесь располагается Кунгурская пещера, которая к «р. Кунгурка» никакого отношения не имеет, а только к названию г. Кунгур, перенесенного на новое место).
В основе названия Мокшанского МО лежит не народ «мордва-мокша», как именует его составитель присланного из Москвы ключа (правильное название народа, или этноса, — мордва), а субэтническая группа мокша.
В-четвертых, школьникам, да и учителям, трудно (или вообще невозможно) знать названия муниципальных образований других (не своих) субъектов РФ. А по нашему мнению, и не нужно! Например, в Пермском крае нет городов или других географических объектов, в основе названия которых лежали бы этнонимы, хотя население края многонациональное (1-е место по численности населения занимают русские, 2-е место — татары, 3-е место — коми-пермяки и т.д.). Поэтому школьники подобных субъектов РФ, где нет национальных муниципальных образований, привести дополнительные примеры низовых административных единиц, в основе названий которых лежат этнонимы, вряд ли смогут.
От редакции. Что же касается предложения в задаче привести примеры названий районов (МО), образованных от топонимов, то здесь открываются практически неограниченные возможности: большинство административных районов получали название по своему райцентру (а его название, несомненно, тоже географическое, топоним). Ясно, что составитель задания имел в виду другое (районы, названные по рекам, горам и т.п.), но выразиться ясно не смог.
Задача № 5. По данным таблицы 1 определите, под какими порядковыми номерами (1—4) скрываются четыре субъекта РФ, в которых расположены крайние северная, западная, южная и восточная точки материковой суши в пределах границ России. После этого проанализируйте рисунок 3 и определите, какая структура экономики характерна для каждого из этих регионов. Буквенные обозначения (А—Г) соответствующих диаграмм на рисунке соотнесите с порядковым номером каждого из четырёх субъектов РФ. В качестве окончательного ответа приведите заполненные 1 и 5 столбцы таблицы.
Таблица 1
Субъект РФ | Удельный вес населения (%) в … | Номер диаграммы | ||
…возрасте моложе трудоспособного | …трудоспособном возрасте | …возрасте старше удоспособного | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1……… | 21,9% | 70,8% | 7,3% | …………… |
2……… | 17,5% | 65,2% | 17,3% | …………… |
3……… | 27,7% | 61,4% | 10,9% | …………… |
4……… | 15,3% | 64,9% | 19,8% | …………… |
Рис. 3 (к задаче 5).
Структура валового регионального продукта (по
добавленной стоимости)
четырёх субъектов Российской Федерации.
Задача носит откровенно тестовый характер.
Первый этап задачи, связанный с определением четырех субъектов РФ по возрастной структуре населения, имеет грубую методическую ошибку. Если Дагестан и Чукотский а.о. можно определить без проблем, т.к. они существенно отличаются друг от друга по возрастному составу населения, то выявить, где Красноярский край, а где Калининградская область, — логически невозможно, т.к. их показатели очень похожи друг на друга (разница доли населения в трудоспособном возрасте между ними составляет 0,3%, а доли населения в дотрудоспособном и послетрудоспособном возрастах — 2,2% и 2,5% соответственно).
Второй этап задачи решается слишком просто, что подчеркивает ненужность первого, наполовину решаемого этапа. В то же время хотелось бы знать, на какой год приводится структура валового регионального продукта (по добавленной стоимости) четырех субъектов Российской Федерации.
Кроме того, мы считаем, что за тестовое задание (на фоне двенадцатибалльных задач, связанных с рассуждениями) нельзя давать такое же количество баллов.
Задача № 6. На рисунке 4 показана динамика численности населения четырёх стран СНГ. Сплошной линией показаны темпы изменения численности населения по отношению к предыдущему году (%), пунктирной линией — численность населения по отношению к 1990 г. (%). Определите страны, если известно, что средняя плотность населения составляет (человек на км2): в стране 1 — 77,5; стране 2 — 14,0; стране 3 — 5,6; стране 4 — 107,9. Ответ поясните.
Рис. 4 (к задаче 6).
Динамика численности населения в четырех странах СНГ.
В условии задачи приводятся данные о плотности населения и темпах роста населения (к 1990 г.). Казалось бы, в формулировке задачи нет никаких погрешностей, но после сопоставления условия с ключами ответов и последующей проверки статистической информации становятся очевидными фактические ошибки. В комментариях ответов допущены грубейшие географические и логические ошибки. Данная задача была снята оргкомитетом Пермской краевой олимпиады школьников по географии.
Во-первых, автором приведены значения плотности населения: на Украине — 77,5; в Туркмении — 14,0; в Казахстане — 5,6; в Армении (или Молдавии) — 107,9 чел/км2. На самом деле показатели плотности иные: на Украине — 76,7; в Туркмении — 10,4; в Казахстане — 5,7; в Армении — 104,6 (или Молдавии — 129,7 чел/км2). Может показаться, что различия обусловлены разной датой измерения показателя численности населения. Члены оргкомитета Пермской краевой олимпиады школьников приводят данные на 01.01.2007 г., а московский автор, возможно, на какой-то предыдущий год. Тогда единственная из перечисленных стран, в которой увеличивается численность, а следовательно и плотность населения, — Туркмения, но здесь ни до, ни после распада СССР плотность населения никогда не достигала 14,0 чел/км2. Подобные недоразумения встречаются и в отношении других фигурирующих в задаче стран.
Во-вторых, невозможно понять следующее утверждение автора: «Но страны с малой численностью населения имеют и маленькую площадь, поэтому в них плотность населения должна быть высокой. Таким образом, можно предположить, что страна 4 — это Армения или Молдавия. Но Молдавия — страна с «европейскими» демографическими показателями, у неё должна отрицательная динамика численности населения. Поэтому страна 4 — это Армения». Из этого следует, что четвертый график может соответствовать как Молдавии, так и Армении, поскольку из рис. 4 (страна 4) видно, что изменение численности населения по отношению как к предыдущему, так и к 1990 г. — главным образом отрицательное (последующий показатель меньше 100%). Если следовать логике автора, то Армения — это тоже «страна с «европейскими» демографическими показателями».
В-третьих, когда члены оргкомитета Пермской краевой олимпиады школьников пересчитали значения данных показателей и построили графики, то обнаружили, что представленный автором график для страны 4 не соответствует ни Армении, ни Молдавии.
Из графиков видно, что численность населения Армении увеличивалась только в 1991 г., а в Молдавии — в 1991—1993 гг. При этом темпы увеличения численности населения по отношению к предыдущему году в Армении были характерны до 1991 г., а в Молдавии — до 1993 г. В Армении численность населения снижается с 1992 г., а в Молдавии — с 1994 г. Если проанализировать темпы изменения численности населения по отношению к 1990 г., то окажется, что в Армении в 1993—2007 гг. численность населения стала меньше численности населения 1990 г., а в Молдавии это произошло только в 2000—2007 гг. Темпы сокращения численности населения к 1990 г. в Молдавии на 10% ниже, чем в Армении. Так какая же страна более «европейская» (согласно «логике» автора)?!
В-четвертых, автор задачи утверждает, что рис. 2 и 3 соответствуют Туркмении и Казахстану. При сопоставлении этих диаграмм с объективной реальностью можно заметить, что графики для этих государств должны выглядеть совсем по-другому. Тогда остается непонятным, какие страны изображены на рис. 2 и 3?!
В-пятых, для Украины равномерное сокращение численности населения (как пишет автор) не характерно. В этом случае оба графика были бы представлены прямыми (выраженными в арифметической или геометрической прогрессии), а не изломанными линиями.
Задача № 7. В таблице 2 приведены сведения о нескольких городских агломерациях, расположенных на островах и лидирующих по числу жителей среди городов этих островов. Укажите соответствующий город и остров, где он находится. Какой из городов самый старый по времени основания?
Таблица 2
№ п/п | Город | Остров | Население (2007 г., млн чел.) |
Примечание |
1 | … | … | 8,2 | Здесь находится самое высокое здание в мире (сданное в эксплуатацию). |
2 | … | … | 37,0 | В 1923 г. сильно пострадал от землетрясения. |
3 | … | … | 0,2 | Столица государства — члена ЕС, разделённая стеной на две части. |
4 | … | … | 1,3 | Крупнейший по населению город Океании. |
5 | … | … | 18,5 | Большая часть жителей города говорит на языке тагалог. |
6 | … | … | 18,3 | Находится на самом населённом острове мира. |
Задача носит откровенно тестовый характер.
Как в формулировке задачи, так и в комментариях к ответам замечены ошибки.
Во-первых, в задании говорится о городских агломерациях, а в таблице, в колонке примечаний (по которой, по всей видимости, и можно что-либо определить), приведены сведения не об агломерациях, а о городах. Между тем город и агломерация — разные понятия.
Во-вторых, не понятно, численность населения какого географического объекта (город, большой город, агломерация) приводится в колонке «Население».
В-третьих, по картам атласа невозможно узнать точно, на каком языке говорит большая часть населения Манилы. Неужели для столицы Филиппин нельзя было подобрать какую-нибудь другую яркую географическую характеристику?
В-четвертых, в задании требуется назвать самый старый по времени основания город, а в критериях ответа (по версии автора) баллы за это не полагаются.
Географический объект | Численность населения, на 01.01.2007 г., млн чел. | |||
города | большого города | агломерации | географического объекта, по автору задачи |
|
1. Тайбэй | 2,7 | – | 8,1 | 8,2 |
2. Токио | 8,2 | 12,5 | 38,0 | 37,0 |
3. Никосия | 0,048 | – | – | 0,2 |
4. Окленд | 0,4 | – | 1,2 | 1,3 |
5. Манила | 1,9 | 11,8 | 13,3 | 18,5 |
6. Джакарта | 10,8 | 15,9 | 20,3 | 18,3 |
Задача № 8. Что общего в хозяйственной специализации промышленных центров Балхаш, Лубумбаши, Маунт-Айза, Садбери, Солт-Лейк-Сити, Чукикамата? Какими факторами обусловлено размещение профилирующего производства в этих центрах? В какой стране расположен каждый из них?
Где в России находится крупнейший завод аналогичной специализации? Какая страна лидирует в мире по добыче сырья, необходимого для этого производства?
Задача посвящена медной промышленности мира и тоже напоминает тестовое задание.
К формулировке задачи у членов оргкомитета Пермской краевой олимпиады школьников по географии особых претензий не было, но в ключах ответов замечены грубые географические ошибки и неполные ответы на поставленные автором вопросы.
Во-первых, представленные центры перерабатывают разные по физико-химическому составу руды. Балхаш перерабатывает медно-молибденовые руды Коунрадского и Саякского месторождений; Лубумбаши — медные руды (с добавками цинка, кобальта, урана) месторождений в районах Колвези, Ликаси и Лубумбаши провинции Катанга; Маунт-Айза — полиметаллические руды (в которых помимо меди есть цинк, свинец, серебро и другие металлы); Садбери — никелевые руды (с добавками меди, золота, серебра, платины, кобальта, селена) крупнейшего в мире одноименного месторождения никеля; Чукикамата — медные (центральная зона), медно-молибденовые (западная зона) и полиметаллические (восточная зона) руды крупнейшего в мире одноименного месторождения меди.
Во-вторых, представленные центры отличаются набором разных стадий производства меди. В Балхаше представлен полный цикл производства (добыча, горно-обогатительный комбинат, черновая медь, рафинированная медь, медные сплавы, обработка меди). В Лубумбаши, Маунт-Айзе, Чукикамате — несколько стадий (добыча, горно-обогатительный комбинат, медеплавильная); в Садбери — только добыча и производство штейна (медного чугуна с повышенным содержанием серы).
В-третьих, автор задачи просит указать факторы размещения медной промышленности, а в ключах ответа дает только одну предпосылку — «производство меди (особенно черновой) ориентируется преимущественно на источники медного сырья из-за сравнительно малого содержания полезного компонента в руде». Это справедливо лишь отчасти. Кроме того, если автор просит указать «факторы», то их должно быть минимум два, а не один. При производстве рафинированной меди, а также медных сплавов существуют и другие самостоятельные факторы, влияющие на размещение производства: потребительский; энергетический (на 1 т электролитической меди требуется затратить 3,5 — 5 тыс. кВт·ч энергии) и др.
От редакции. В ключах отразилось одно весьма расхожее заблуждение — о том, что металлургия меди должна ориентироваться в своем размещении на источники сырья (на месторождения медной руды) и что это общее правило. В том, что это заблуждение, нетрудно убедиться, познакомившись со статистикой выплавки меди в Японии.
Задача № 9. Разделите портовые центры, названия которых приведены ниже, на четыре группы по основным видам продукции, которые через них вывозятся. Каждый порт может попасть только в одну группу; в каждой группе должно быть по два порта.
В каких странах находятся эти порты? Какой из них лидирует по общему грузообороту и почему? К какой из четырёх групп вы бы отнесли крупнейший по грузообороту порт России?
Порты: Анкоридж, Абиджан, Порт-Хедленд, Рас-Таннура, Роттердам, Сантус, Тубаран, Шанхай.
По своей структуре задача относится к тестовым заданиям.
Формулировка задачи вроде бы логична, и с помощью карт атласа несложно определить, в какой стране располагается тот или иной порт. В то же время, по нашему мнению, следовало бы включить в перечень портов сопоставимые по грузообороту объекты. В ключах ответов было обнаружено несколько ошибок.
Во-первых, Абиджан нельзя назвать сельскохозяйственным портом. Через него вывозятся не только сельскохозяйственные (хлопок, кофе, какао, бананы, ананасы, пальмовое масло), но и лесные грузы, а также каучук. Разнообразны и импортные грузы: нефть, удобрения, продовольственные товары. Кроме того, через порт идут транзитные грузы: промышленное оборудование, удобрения и другая продукция химической промышленности. Абиджан является не сельскохозяйственным, а универсальным портом.
Во-вторых, автор вопроса причисляет Новороссийский порт к нефтеналивным. Однако это не так! Новороссийск — единственный универсальный незамерзающий глубоководный порт Южного бассейна России. В нем обрабатываются наливные, навалочные, смешанные, контейнерные грузы. Не случайно здесь существуют не только глубоководный нефтеналивной терминал Шесхарис (его по всей видимости и подразумевает автор вопроса), но и зерновой, контейнерный, лесной терминалы, а также причалы для погрузки сухих грузов, для перевалки азотных удобрений, цемента, сахара-сырца и т.д. Таким образом, Новороссийск следует относить не к нефтеналивным, а к универсальным портам.
Школьникам нужно было предложить новую транспортную магистраль, обосновать строительство, оценить изменение социально-экономической ситуации после ввода ее в эксплуатацию. Данное задание было снято оргкомитетом Пермской краевой олимпиады школьников по географии.
Это задание до конца не продумано автором. Оно расплывчато, не конкретно. Половина задания вообще не имеет отношения к экономической географии, т.к. является прерогативой инженеров-транспортников, экономистов, занимающихся вопросами транспортной логистики.
Для того чтобы производить транспортные расчеты, необходимо не только знать некоторые ключевые параметры транспортных коммуникаций, но и технологические особенности работы транспортных коридоров и узлов. Кроме того, для обоснования расчетов строительства любых дорог и сооружений необходимы точные геодезические измерения. Все это свидетельствует о том, что одному человеку, тем более школьнику, с поставленной автором задачей не справиться. Это работа целого коллектива, причем не в течение 1 часа (как это указывается в комментариях к заданию), а как минимум нескольких месяцев, а то и лет.
Творческое задание для практического тура. Какой объект транспортной инфраструктуры вы бы предложили в первую очередь построить в вашем городе (районе)? Обоснуйте необходимость сооружения этого объекта и приведите как можно более точные его характеристики (рядность автодороги, пропускную способность железнодорожного узла, грузооборот порта, количество пассажиров, на которое рассчитан аэропорт и т.д.). Ответ постарайтесь мотивировать расчётами. Какие проблемы вашего города (района) поможет решить ввод в строй предлагаемого транспортного объекта, и как это повлияет на социально-экономическое развитие территории?
Школьникам может быть под силу проанализировать только роль потенциальных объектов транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии территории, если таковой транспортный объект будет назван и заведомо охарактеризован в условии. Но в задании нет конкретной территориальной привязки, а транспортная инфраструктура в муниципальных образованиях по Российской Федерации слишком контрастна (есть территории, где транспортный комплекс находится в «зачаточном» состоянии, и есть территории с разветвленной сетью транспортных коммуникаций и развитым комплексом узловых сооружений). Следовательно, можно ожидать в ответах учащихся информационного разнобоя, что не позволит объективно оценивать работы.
В методической записке, сопровождавшей полученные нами из Москвы год назад задания, указывалось, что задачи «охватывают различные разделы школьного курса географии». На самом деле комплект задач включает в основном задания по экономической и социальной географии, а физическая география фактически не представлена, если не считать, что особо охраняемых природных территорий и транспортных сетей вне природы не бывает. Кроме того, непонятно, зачем в параллели 8—9-х классов нужно было составлять два задания на одну и ту же тему — «Особо охраняемые природные территории».
И еще: то, что составители называют «теоретическими задачами», таковыми не являются. Состояние современной географической науки предполагает существование двух разновидностей теоретических задач: описательные и системные. Первые в большей степени отвечают сложившимся географическим традициям. Они связаны с распознаванием образа территории по ее свойствам и основываются на литературных, картографических и прочих источниках. К ним относятся задачи на классификацию и районирование. Вторая разновидность задач связана с расчетами и в ряде случаев имеет междисциплинарный характер. Это задачи, предполагающие моделирование и прогнозирование эволюции природы и общества, конкретной демографической, экономической, социальной, политической ситуации. Обе разновидности задач могут охватывать территориальные системы разного иерархического уровня.
Для присланных нам заданий, и особенно для ключей и комментариев к ним, характерно отсутствие редакторской правки, в них много орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. По-нашему мнению, такого рода задания вообще нельзя выносить на олимпиаду какого бы то ни было уровня. Теперь вы сами, уважаемый читатель, наверное, ответите на вопрос, заданный в заголовке статьи.