Проблемные и
отраслевые вопросы экономической географии |
Как работать с картодиаграммой «Северный экономический район: промышленность»
(см. № 1/2009, c. 24—25)
Сколько, точно, в рублях, сто'ит природная зональность?
Сколько, точно, в рублях, сто'ит тектоника плит?
В 7-м и 8-м классах наши ученики знакомятся с тектонической картой мира и России. Некоторым это даже нравится (Гондвану мысленно посоставлять из осколков и т.п.). Но даже и те, кому нравится, с трудом понимают, зачем это нужно. Все эти плиты, платформы, щиты, осадочные чехлы... Ведь это миллионы лет: это может быть забавно, как забавны динозавры, но к реальной жизни какое это имеет отношение?
А вот несложный демонстрационный «ролик».
На картодиаграмме промышленности Северо-Запада четко прослеживается своего рода меридиональная «зональность» в добывающей промышленности. По ней четко, в миллиардах рублей, можно сказать, во сколько можно оценить положение в краевом предгорном прогибе платформы, сколько дает положение на щите (на голом, ободранном платформенном фундаменте), сколько миллиардов рублей недодает толстый осадочный чехол и как с него можно получить недоданное. См. схему на с. 5.
Сколько сто'ит припортовое положение?
По нынешним временам — для промышленности очень мало. На картодиаграмме видны лишь два промышленных сектора, которые являются реакцией на припортовое положение. Это «Мт» (транспортное машиностроение) в Мурманской и Архангельской областях. И то в основном это не гражданское судостроение, а военное и военный судоремонт (Северодвинск, Росляково, Снежногорск, Полярный).
Чем оборачивается северность и восточность?
Общую закономерность ухватить нетрудно. Чем южнее и чем западнее, тем выше доля обрабатывающих отраслей (близость к староосвоенным районам страны и зарубежья). Чем севернее и чем восточнее — тем выше сырьевая, добывающая специализация.
Максимально южная Вологодская область — образчик почти стопроцентно обрабатывающей территории. Максимально северо-восточный Ненецкий округ — нефтяное эльдорадо.
Напомним: критерий помещения той или иной отрасли в круговую диаграмму по каждому субъекту федерации в виде отдельного сектора с буквенным индексом — 5% от полукруга. Если доля отрасли в обрабатывающей промышленности региона меньше 5%, она вместе с другими аутсайдерами относится в последний сектор «прочие» (без буквенного индекса).
На картодиаграмме видно, что набор буквенных индексов, использованных на промышленной картодиаграмме Севера, не очень-то разнообразен. Сколько-нибудь развитого машиностроения нет. Встречается лишь транспортное (Мт), о котором уже сказано выше. Единственный случай, когда еще какая-нибудь машиностроительная отрасль прорывается через 5-процентный барьер, — это производство машин и оборудования (М) в Карелии. Крайний западный регион из всех — наиболее «европейская» отраслевая структура. Вернее, с остатками «европейскости», со следами, еще не стертыми двумя десятилетиями господства в стране рыночно-сырьевого режима.
Можно было бы предположить, что периферийный северо-восток беднее «цивилизованного» юго-запада. Попробуйте подтвердить или опровергнуть этот тезис. Соотношение сил по промышленности — главному сектору реального производства — на картодиаграмме. Численность населения в Мурманской обл. — 0,9 млн, Карелии — 0,7, Архангельской обл. без НАО — 1,2, в НАО — 0,04, в Вологодской обл. — 1,2, в Коми — 1 млн чел. Прикиньте приблизительно, кто богаче и кто беднее в пересчете на душу населения.