Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы |
КОНКУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ"
Редакция
В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных.
Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.
Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата.
Тур «К истокам»
— Вот я тебя сейчас веслом по северному полушарию! Какое такое «Лево руля»? Право бери, право, — вопил академик, тянясь к уключине спасательной шлюпки, укрепленной на левом борту «Истока».
— А мокрым линьком по восточному и западному — не хочешь? — ответствовал обычно послушный и политкорректный членкор, начиная зубами развязывать морской узел. — Лево руля!
— Давай помогу отвязать, — подскочил к членкору профессор, — сейчас мы его вдвоем, быстро поймет, где река, а где приток.
— Не сметь! —
навис над ними представитель школы Баранского, засучивая
рукава. — Право руля. В реку!
К истоку!
Возбуждение на экспедиционном судне нарастало. На научного сотрудника института Миклухо-Маклая, попытавшегося было вставить свое слово, обрушились два диких ландшафтоведа. И маклаец спасся только тем, что повторил тактический прием ученого, давшего имя его институту: то есть, быстро свернувшись клубком, притворился спящим. И лишь когда ландшафтоведы, победно трубя: «Ле-во, ле-во! ру-ля-ля! По реке к истоку!», ускакали на ют, ловить скользкого ихтиолога, которого никак не удавалось ухватить длинноногому, словно циркуль, геометру, тихонько приподнялся и страстно зашептал в ухо шкиперу: «Райт, понимаешь? А друа! А ля дереча! Опять не понимаешь? Рехтс! Декстер! Вверх по РЕКЕ!»
Шкипер невозмутимо вращал штурвал, следуя каждому последнему указанию. Итогом научной дискуссии стало то, что судно, медленно выгребая против течения, ткнулось носом ровно-ровно в хоботок стрелки, разделяющей два потока, образующих реку, по которой до этой точки и поднимался «Исток».
От толчка пара аудиторных доцентов, впервые оказавшихся в водной экспедиции, попадали за борт. Но и плескаясь на мелководье среди поглядывающих на них сомиков, они продолжали выкрикивать: «Лево руля! Идем вверх по РЕКЕ». И даже, стоя по пояс в воде, пытались вручную заворотить нос «Истока» в нужном направлении. Академик поучительно отгонял их веслом: «Реку от притока отличить не можете. Вот позвоню вашему ректору...» Но роуминга уже не было.
— Сам-то ты можешь? — огрызнулись доценты-утопленники. — Ты вот хоть у аборигенов спроси.
В это время на стрелку из джунглей выскочили несколько голых смуглых ребятишек.
— Как называется эта река? — указывая вверх по течению правого потока, адресовался к ним академик, знавший многие местные наречия и довольный возможностью блеснуть своими знаниями.
— Галмымынволынвеем, — дружелюбно отозвались те.
— А эта? — рука влево.
— Гальмотапельваям.
— Ну что я вам говорил! — победно оглядел академик оппонентов.
— Да ничего ни они, ни вы пока не сказали, — рявкнул представитель школы Баранского. — Вы, голубчик, спросите у них, как они называют тот водоток, по которому мы приплыли. Тогда станет ясно, откуда они числят его начало.
Академик махнул рукой вниз по течению, но дети не спешили ответить, пока академик не бросил им на берег, свернув, несколько купюр.
— Пупивичуваям.
Академик пожалел о потраченных деньгах: теперь над ним смеялись и «левые», и «правые». Общий смех лишь ненадолго объединил публику. Через несколько минут острая дискуссия вновь закипела.
...
Первую сотню километров от столичного порта в морском устье, пока река шла единым руслом, не принимая притоков, все члены экспедиции жили душа в душу и всячески демонстрировали друг другу европейскую воспитанность.
Экспедиция была сформирована по воле здешнего президента. Его стране нужно было решить маленькую проблему. Страна лежит в обширном речном бассейне. Речная система пышно разветвлена. Система реки давно и точно отображена на картах, хорошо видна на космиче-ских снимках. Только вот остается вопрос — система какой реки? Каждый из многочисленных народов, живущих в этом речном бассейне, называет каждый его участок (от одного слияния двух водотоков до следующего) по-своему. (Подобно тому, как Дмитровское шоссе в Москве после крупных перекрестков делается Бутырской улицей, Новослободской улицей и т.п.) Есть, правда, в стране некоторые народы, у которых приняты свои сквозные названия — от истока до устья. Но хитрость тут в том, что, хотя приморский устьевой участок для всех этих разных сквозных названий общий, «устьевое» название, «поднимаясь вверх по течению», приходит у разных народов к разным истокам. По-разному определяли исток реки и разные колонизаторы, в разное время вторгавшиеся в речную систему с моря: ведь каждому в этой стране нужно было свое.
Президент решил войти в историю своей страны и мировой географии как человек, который установит и раз и навсегда нанесет на карту название реки, в устье которой стоит его столица, до самого истока. Тем более что этого хочет и местное министерство туризма: внятная единая река — хороший турбренд.
Президент, конечно, мог бы решить проблему просто своим декретом. Но он был просвещенным, и под любое свое распоряжение старался подвести научную основу. Когда-то он заканчивал университет им. Патриса Лумумбы в Москве, и у него остались воспоминания о советской науке как о серьезной (это же впечатление он механически переносил и на науку РФ). Он пригласил из России представителей разных научных специальностей и специализаций с предложением провести экспедицию от устья до истока главной реки страны, выработав четкие критерии определения истока реки, четкие основания, как в каждом случае отличить основную реку от притока.
На зов президента в столицу, в устье реки, прибыли 11 дипломированных ученых. Двенадцатым был «Педро Иванофф» — известность его давно уже переросла рамки лежащей на задворках ойкумены Российской Федерации, и президент никак не мог обойти его своим приглашением.
Во все время научной перепалки Петя спокойно стоял рядом со шкипером, не поддаваясь общей возбужденности. Не удивительно, что именно к нему обратил свой вопросительный взор шкипер, когда дискуссия да и само экспедиционное судно зашли в тупик.
— Пожалуй, они не договорятся, — произнес Петя. — Даже если сейчас они решат вопрос голосованием, на следующей же «развилке» они опять устроят такой же концерт. Так «Исток» протрет все свое днище о «развилочные» стрелки, прежде чем доберется до истока.
Встретив благодарный взгляд шкипера, Петя продолжал:
— Остается одно. Дать каждому свое судно и пусть каждый поднимается к истоку, руководствуясь своими критериями. Не исключено, что некоторые из нас, следуя разным соображениям, придут к одной или близким точкам. Это уже будет неплохо. Но если случится так, что все расползутся по разным краям бассейна, решение приму я. — Петя-то, разумеется, имел свою точку зрения на решение проблемы. — Найдите еще 11 шкиперов, а я позабочусь о судах.
И он отправился в радиорубку связываться с автором задачи. На целый день редакция «Географии» превратилась в верфь, а редакторы, корректоры и верстальщики освоили специальности сварщиков, монтажников, такелажников. (Так что если в статистике 2009 г. вы случайно встретите показатели непомерного роста российского судостроения, знайте: это из-за Петиного заказа.)
К вечеру следующего дня рядом с
«Истоком» покачивались «Исток-2», «Исток-3» и так далее до «Истока-12».
12 клонированных шкиперов стояли у штурвалов, ожидая
указаний. Ученые перетаскивали багаж, карты, оборудование и инструменты
и с европейской вежливостью прощались друг с другом.
Понемногу в радиорубку первого «Истока» (а именно на нем остался Петя — шкипер не пожелал расставаться с «единственным разумным русским») стали стекаться сведения об установлении «истоков». Привел свое судно, вернее, шлюпку (судно там пройти уже не могло) к истоку и Петя Иванов.
Каждый из ученых, установив свой вариант траектории главной реки страны, дал ей название сообразно тем критериям, которыми он руководствовался, определяя исток, выбирая всякий раз при каждом очередном слиянии водотоков, что? главная река, а что? приток.
Изобретите 12 различных, по возможности научно обоснованных и поддающихся внятному объяснению, способов определения истока главной реки в речной системе.
Постарайтесь каждый из 12 способов (или хотя бы большинство из них) проиллюстрировать простой схемкой.
Придумайте 12 соответствующих названий для этих 12 разных водотоков (от разных истоков до одного и того же устья); названия могут быть неуклюжими и не очень благозвучными — важно, чтобы они отражали особенности способа выделения именно этого водотока в качестве главной реки.
Представьте себя Петей Ивановым: решите, какой способ определения истока лучший. (По секрету, впрочем, откроем, что по окончании экспедиционной работы двенадцати «Истоков» президент, следуя Петиному совету, откажется от первоначальной идеи провести по карте магистральную реку. А разработанный в стране в результате решения этой задачи туристический маршрут «12 истоков великой реки» станет одним из самых востребованных в мировой туриндустрии, потому что он не просто живописный и познавательный — он помогает туристам думать, понимать Землю, сомневаться в стереотипах и оттачивать системное мышление.)
Работу нужно оформить на одном листе бумаги формата А4 (стандартный писчий лист). Можно писать и чертить с двух сторон. 12 первых пунктов — 12 моделей определения главной реки (с поясняющими схемами и придуманными вами названиями рек). 13-й пункт: фамилия и имя участника (участников), название команды (если участвует команда), класс, школа; фамилия, имя и отчество (всё полностью!) тренера, его должность, почтовый адрес с индексом, телефон.
Крайний срок отправления работ — до 25 апреля 2009 г. Работы направляйте по адресу: Газета «География», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165, с пометой на конверте «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ», или по электронному адресу geo@1september.ru (в графе «тема сообщения» пишите POPOLNENIE большими буквами).