Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2009
География зарубежных стран

Концепции стран

Раздражитель для чиновника и повод подумать для учителя

Инсталляция «Энтропа», созданная чешским художником-концептуалистом Давидом Черны для оформления здания Совета Европейского Союза в Брюсселе на время председательства Чехии в ЕС, в начале 2009 г. наделала много шуму.

Представители нескольких стран, увидев новый дизайн Евросовета (здание им. Юстуса Липсиуса на площади Шумана), сочли себя и свои страны оскорбленными. Некоторые даже подали официальные ноты протеста (в результате теперь задрапирована, например, композиция, посвященная Болгарии).

Черны придумал вывесить на здании Совета ЕС гигантское панно из 27 деталей. Каждая деталь — картоподобное изображение одной страны и некоторая композиция, помещенная в картографическом контуре. Каждая композиция — ключик к специфике страны, акцентирование существенной страноведческой детали.

Художник хотел напомнить заседающим в Брюсселе европолитикам, что Европа — это до сих пор скорее разрозненный детский пазл, чем единое полотно. Поэтому «карты» отдельных стран расположены на общеевропейском панно не в географически упорядоченной раскладке, а как бы сами по себе. Проект называется «Entropa» — из слов «энтропия» и «Европа» (см. «География», № 4, с. 28).

Ирония над той или иной страной рассматривается в концепции Черны как «возможность справиться с фальшивым патриотизмом и найти облегчение от материальной и духовной нищеты». Однако большинство еврочиновников болезненно восприняли чешский юмор: повторилась ситуация с Незнайкой-художником. Все коротышки смеялись, пока рассматривали «портреты» других. Но только доходило до своего...

Преподавателю географии концептуализм Черны дает важный методологический ключ. Географы привыкли к ползучему описанию стран и районов «по полочкам», по схеме (рельеф, климат, население, хозяйство). Такие описания часто сводятся к инвентаризации, не имеющей ничего общего ни с наукой, ни с мастерством обучения. Черны дает пример того, как в каждой стране можно выделить одну-две существенные (проблемные, больные, специфичные, портретные) отличительные черты. Нам же надо подумать, как, ухватившись за такой знак отличия, потом раскрутить более емкую, более содержательную (но не инвентаризационную, не как в амбарной книге) характери-стику страны.

Попробуйте построить урок о стране в 7-м или 10-м классе или о районе России в 9-м классе не по схеме, а отталкиваясь от яркого концептуального об-раза. Можно взять за основу некоторые из образов Черны, а можно — и лучше — выработать концептуальные характеристики самостоятельно.

Что же до характеристик, которыми чешский художник наградил разные страны ЕС, о правомерности их можно и нужно спорить. В некоторых композициях (Болгария, Польша, Литва) художнику, хотя не изменило чувство юмора, явно изменило чувство приличия. Некоторые кажутся примитивными — Бельгия, Дания, Швеция. Почему бы, однако, на детском уровне и не начать знакомство с этими странами как со странами конфет, странами игрушек («Лего») и странами предметов современного молодежного интерьера («Икея»). Некоторые композиции (например, Португалия, Нидерланды, Эстония) очень удачны, проблемны и познавательны. Дают стержень для запоминания базовой информации, на который легче потом накручивать новые знания.

Использованы изображения Tўden.cz

 

 

Великобритания — известный евроскептик, тормозящая свою интеграцию в ЕС. Она вне зоны евро, вне шенгенской зоны, здесь «еретическое» левостороннее движение, которого в материковом ЕС нет, и т.п. Так что на карте Евросоюза страна показана пустым местом.

 

На карте в виде разделочной доски — куски говядины. Что ж, всё вполне экономико-географично: в Португалии развитое мясное животноводство. Мясо — важнейший компонент национальной кухни. Животноводческая отрасль поэтизирована и героизирована: у португальцев, как и у их соседей, популярна коррида. Да и в целом на общеЕСовском фоне Португалия — отсталая страна, поэтому агросимволы для нее вполне подходят. Но присмотримся повнимательнее к форме мясных полуфабрикатов. Ба, да это же Бразилия, Ангола и Мозамбик! Три крупнейшие бывшие португальские колонии, где сохраняется португалоязычие и на которые Португалия продолжает оказывать некоторое влияние, не желая совсем распрощаться с ролью метрополии. Экономико-географический шифр страны художник мастерски дополнил историко- и политико-географическим.

 

Образ Нидерландов — один из самых остроумных и географичных. Глобальное потепление, таяние полярных льдов — и «низкие земли» уже залиты морскими водами. Лишь самые высокие сооружения торчат над североморскими волнами. Наверное, это колокольни. Но приглядимся: это минареты (говорят, что эта инсталляция анимирована и с минаретов раздается азан — призыв муэдзина к молитве). Художник, пусть и в гиперболизированной форме, показывает особенность новой формирующейся этногеографии страны, где по меньшей мере ¹/₁₀ жителей — выходцы из мусульманских стран (Индонезия, Турция, Марокко) и их потомки. При значительно более высокой рождаемости и строгой приверженности исламу у нидерландских мусульман — на фоне низкой рождаемости и низкой религиозности у голландцев — мечеть через некоторое время может стать более распространенным типом культовых сооружений, чем христианская церковь.Если вдуматься, то нидерландская инсталляция не так уж пессимистична. Все-таки затопления страны художник пока не ожидает: оно, по его прогнозу, произойдет не раньше того времени, когда минареты заменят собой колокольни. А это значит, что еще несколько десятилетий у голландцев впереди есть.

 

Бельгия — в виде коробки надкусанных конфет. Производство шоколадных конфет — национальная гордость бельгийцев. Бельгия — в числе стран, где потребляют больше всего шоколада на душу населения — почти 8,5 кг в год (впереди, правда, швейцарцы — 10 кг и ирландцы — 12). Красиво упакованные и довольно дорогие бельгийские конфеты так намозолили глаза на европейских прилавках, что именно этот образ и стал для художника «страноопределяющим». В изображении есть, видимо, и переносный смысл: расположенная в сердце единой Европы малая привилегированная Бельгия отнюдь не бедствует и живет сладкой жизнью.

На контуре Франции — матерчатый плакат «Забастовка!». В качестве главного в образе страны показаны вовсе не духи´ и моды (ни в парфюмерной, ни в швейной промышленности Франция давно уже не лидер), а ее глубокие социалистические традиции, мощное движение трудящихся, борющихся за свои права.Нелишне вспомнить о всемирно-историческом значении Великой Французской революции, о Парижской коммуне, о том, что девиз страны — «Свобода, равенство, братство», что национальным гимном остается весьма радикальная «Марсельеза»:

К оружью, граждане!
Смыкайтеся в ряды вы!
Пусть крови вражеской
Напьются наши нивы!

(Жозеф Руже де Лиль. Пер. с франц.)

Нелишне вспомнить, что французский «Интернационал» был до 1944 г. государственным гимном нашей страны, а затем — правящей партии, под руководством которой СССР разгромил фашистскую Германию, восстановил разрушенную экономику и создал новые мощные основные фонды, реализовал грандиозные проекты в области высоких технологий (космос, атом):

Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,
Отвоевать свое добро,
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!

(Эжен Потье. Пер. с франц. А.Я. Коца)

Испания представлена как залитая бетоном стройплощадка с торчащей кое-где арматурой. С одной стороны, это указывает на представление остальных европейцев о рельефе и грунте этой страны — нагорной, выжженной солнцем и бедной лесами. С другой — это указание на продолжавшийся много лет строительный бум в Испании, большое производство цемента и изготовление бетона (на карте валяется небольшая полосатая бетономешалка). В 2005 г. Испания занимала 1 место в Европе по производству цемента (опережая даже Россию). Значительная часть производимого цемента шла на форсированное строительство отелей в прибрежной полосе.Есть еще одна интерпретация: забетонированная Испания — это самодовольная маска, маска превосходства на лице испанца (в Европе испанцев считают спесивыми и высокомерными).

Территория Дании выложена из деталей конструктора «Лего». «Лего» — датское изобретение. В Дании находится головная компания фирмы. Она была основана в 1932 г.датчанином Оле Кирком Кристиансеном. Слово «Lego» — комбинация из двух датских слов лег и годт — «увлекательная игра». 

Люксембург изображен в виде маленького, в форме страны, кусочка золота с табличкой «Продается». Это страна с самым высоким в мире валовым внутренним продуктом на душу населения. Такой «золотой» уровень благосостояния достигнут в значительной мере потому, что Люксембург выбрал амплуа страны-«квартиросдатчика», предоставляющей себя для регистрации иностранных фирм на выгодных условиях («налоговая гавань»). Люксембург «прославлен» в Европе и рекордно высокой стоимостью аренды квартир и офисов.

Германия. Серые, забитые машинами автобаны, пересекающие страну вдоль и поперек. Некоторые в конфигурации дорог видят намек на свастику. Вольной или невольной оказалась эта ассоциация, ясно, что славянский мир , равно как и евреи (а художник, напомним, — из Чехии, но мало того, он еще из пражской еврейской семьи), помнит немецко-фашистское нашествие даже на подсознательном уровне.

Швеция — единственная (если не считать «невидимой» Великобритании) из стран, не показанная картографическим контуром. Контур, однако, похож. Прямоугольник большой коробки из магазина «Икея». Компания «Икея» имеет шведские корни и поддерживает имидж шведской компании в маркетинговых целях. Она основана в 1943 г. в Швеции. По сей день разработка моделей товаров производится в Швеции (город Эльмхульт на юге страны). Название «IKEA» расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd» — имя основателя и названия двух деревень, в которых он жил. Ныне «Икея» принадлежит нидерландскому фонду. Штаб-квартира также находится  в Нидерландах, в г. Лейден (пров. Южная Голландия).

Словения — в виде древней памятной доски с надписью по-английски: «Первый турист прибыл сюда в 1213 г.». Так автор иронизирует над малыми европейскими странами, растерявшими в постсоциалистический период свой производственный потенциал и связавшими все надежды на развитие с туристическим бизнесом и теперь в спешном порядке выдумывающими у себя новые туристические аттракционы и достопримечательности.  

Италия подстрижена и размечена как огромное футбольное поле, и по нему бегают итальянцы-футболисты. «Милан», «Торино», «Лацио», «Ювентус», «Сампдория», «Фиорентина»...

Эстонские гастарбайтеры — в ЕС явление примерно такое же, как молдаване на российских стройках. Бывшие советские, часто в прошлом высококвалифицированные, граждане вооружаются электроинструментом и едут на зарубежные стройки. При этом эстонцы трогательно стараются отмежеваться от своего советского прошлого. Иронизируя над этой ситуацией, художник выложил на карту Эстонии электросерп и электромолот современного эстонского гастарбайтера. 

Венгрия наполнена арбузами. Некоторые из них насажены на стержни из знаменитых венгерских колбасок с перцем и образуют своего рода кристаллическую решетку кубической формы. Это намек на кубик Рубика (изобретен в 1974 г. венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком). 

Словакия изображена в виде сардельки, перетянутой бечевками. Вроде бы ничего особенного — мясная продукция, как и в Португалии. Отсталая периферия ЕС, о которой и вспомнить нечего, кроме скотоводства. Но если рассматривать цветное изображение, оказывается, что бечевки — трехцветные. И три цвета эти — цвета венгерского национального флага. Так художник напоминает о совсем недавнем политико-географическом факте: Словакия была по сути дела колонией Венгрии. Ныне же некоторые представители значительной венгерской общины на юге страны заявляют, что словацкие власти подавляют венгерское национальное достоинство. У Венгрии много болезненных противоречий с северным соседом. Как и в случае с Португалией, художник акцентировал старые политико-географические связи и противоречия, таящие в себе потенциал конфликта и дезинтеграции (энтропии) ЕС. Аналогичные старые имперские связи иносказательно прописаны на композициях «Болгария» (давняя зависимость  от Турции) и «Литва» (зависимость от России и детская болезнь русофобии), но в этих композициях нарушены приличия, поэтому в нашей образовательной газете мы их не воспроизводим...

Сугубо равнинная Латвия (высшая точка — 312 м, холм Гайзиньш, или Гайзинькалн на Центральной Видземской возвышенности) показана как горная страна. Почему? Возможно, потому, что в некоторых славянских языках (в болгарском) и говорах слово «гора» означает «лес». Если чех что-то слышал от болгарина о «горах» в Латвии, почему бы он не мог запутаться? И легко запутался: ведь о Латвии — этом эфемероиде Европы — в сущности никто ничего толком не знает. Самое время вспомнить Маяковского: «Что это еще за географические новости?» В ЕС готовы поверить в любые небылицы о Прибалтике. Идею о Латвии как о малозначащей и малоизвестной темной лошадке и хотел выразить художник своими фантастическими горами.

Румыния показана не очень затейливо — как комната ужасов, главный герой в которой граф Дракула, трансильванский вампир. Этот образ, однако, связан не только с литературно-кинематографическим штампом. В нем передан и некоторый затаенный страх, который житель нынешней Западной Европы испытывает перед этой страшноватой карпатской страной с ее бастующими шахтерами, бедным крестьянством, кочующими цыганами и «дискриминируемыми венграми».

Кипр — медные бруски (латинское название меди cuprum — от названия о. Кипр). Брусков — два, что символизирует разделение страны на греческую и турецкую части. Таким образом определяющими чертами специфики страны выбраны топонимическая, этногеографическая и политико-географическая особенности.

TopList