Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2009
Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы

Конкурс для учащихся ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ

Тур «Пространственное искусствоведение»

     

В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или ино­го квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных.

Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.

Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата.

 

— Ну и что, что контрольная по орографии Европейской части?.. Подумаешь, водоразделы... Здесь же — искусство!

Слово «искусство» Лена произнесла не без капризной патетики, и это кольнуло Петю. Он и сам не чужд был интереса к живописи, но выпячивание значимости всякого рода артистов, поэтов или художников перед людьми, хорошо и с толком занимающимися другими видами полезной деятельности, его раздражало. Вернее, раздражило бы, если на другом конце линии сейчас была бы не Лена. В ней же Пете, молодому человеку — во всех остальных отношениях умному, нравилось всё. И ради нее завтра он опять был готов ни свет ни заря тащиться через весь город.

— Развесишь, да? Иванов, ты настоящий друг. Целую, мне уже пора в Дом художника. Там сегодня вечером... — модную фамилию, квакнувшую в трубке, Петя уже не разобрал...

 

В этом году Лена опять не прошла по конкурсу в Строгановку. Но девушка не унывала: она устроилась лаборанткой на кафедру истории искусств и с удовольствием вращалась в той среде, к которой так стремилась. Значительные лица художников, экзотические свитера, артистические прически, умопомрачительные словечки, притягательная самонадеянность молодых дарований... Вообще-то, обычно лаборантами брали мальчиков: приходилось носить в аудитории целые пачки планшетов с репродукциями, гипсовых аполлонов и даже коллекции чугунного каслинского литья (заменить все это невесомым лазерным диском или флешкой чертовы старые искусствоведы почему-то не соглашались). Лена, однако, при приеме на работу уверенно заявила, что со всем справится. На чем основывалась ее уверенность, мы уже знаем из телефонного разговора.

 

Петя рассчитал, во сколько подъехать к Строгановке, чтобы не разбудить вахтера слишком рано, но и чтобы в 8.45 быть уже на «Университете». Выбегая из подъезда, он успел вынуть из почтового ящика 5-й номер «Географии» и, пока трясся в метро до «Сокола», буквально проглотил статью Файбусовича и Ткаченко о Геттнере...

 

— А, наша лаборантка пришла, — радостно узнал Петю заспанный охранник художественных сокровищ Строгановки.

Молча проглотив транссексуальную обиду, Иванов помчался к лаборантской. На стопке огромных планшетов лежала записка. Профессор нетвердой рукой писал: «Елена, развесьте это к 1-й паре в 6-й студии в х<нрзб>логическом порядке». Среди неразборчивых букв проглядывало что-то похожее на «о» и «р».

«День начинается с совпадения. Два ноль в нашу пользу», — отметил про себя молодой географ.

Наверное, было еще слишком рано, чтобы Петин мозг начал работать в полную силу. Иначе бы у него мелькнуло сомнение: как с поставленной задачей — в том виде, как ее понял Петя, — могла бы справиться Лена (а профессор ведь не мог быть в курсе, что его распоряжение будет исполнять более способный субподрядчик). И тогда бы Петя перечитал неразборчивое слово повнимательнее. В крайнем случае, перезвонил бы Лене, а та — профессору. Но сомнения не мелькнуло, может быть, потому, что Петр идеализировал подругу и готов был поверить, что ей по плечу любая интеллектуальная задача.

Перетащив тяжеленные планшеты в студию, Петя лишь несколько минут потратил на сортировку.

(Вы, уважаемый участник конкурса, потратите на объяснение Петиной сортировки гораздо больше времени. Но не сравнивайте себя с ним: Иванов — это почти идеал географа. Надежда отечественной географии. Вам до него еще расти и расти. Так что вам в качестве эквивалента Петиных минут даются недели.)

Солнце уже всходило, и определить стороны света в студии не составило труда. Труднее оказалось пристроить планшеты на те стены, где не было предусмотрено креплений. Но Петя, сбегав в лаборантскую за инструментом, всё-таки справился с поставленной в записке задачей.

Теперь сдать ключи — и бегом к метро. Если у «Университета» будет маршрутка, еще есть шанс успеть на первую пару.

 

— А вот теперь посмотрим на первое по времени написания из рассматриваемых сегодня полотен, — профессор привычным, отработанным за полвека движением повернулся к тому месту, где должен был висеть нужный планшет... Повернулся, крякнул, огляделся. Лена, почувствовав неладное, замерла на своей лаборантской скамеечке. Замерла и даже пригнулась: ей показалось, что сейчас указка профессора обрушится на ее авангардную прическу, за которую в салоне красоты, что напротив Строгановки, вчера были отданы полторы лаборантские зарплаты. («Ну, Петька, погоди», — только и успела упреждающе-мстительно подумать она в этот экзистенциальный момент.)

Кленовая указка, однако, зависла в воздухе и вдруг начала в руке профессора двигаться от планшета к планшету — как кобра, гипнотизируемая волшебной мелодией. Старый искусствовед словно пересчитывал картины, как-то про себя упорядочивал их. Вернее, они упорядочивали что-то в нем, а еще вернее — делала это Петина развеска.

 

Когда-то, еще будучи молодым преподавателем, профессор едко высмеял работу одного студента. А вечером, уже наполовину заснув, но подсознательно прокручивая в мозгу минувший день, он вдруг вскочил, буквально заливаемый жгучим стыдом. В момент, когда мысль выбралась из дневной суеты и мельтешения, до него дошла глубина замысла того мальчика, над которым он посмеялся. Посмеялся, как профан. Тогда ему не представилось случая извиниться (да он и рад был, что не представилось: слишком унизительным казалось ему тогда такое объяснение). Но тот случай раз и навсегда научил будущее светило отечественного искусствоведения воздерживаться от скоропалительности. И, прежде чем вынести суждение, сколь возможно внимательно, глубоко и с участием стараться проникнуть в замысел автора.

Лишь много лет спустя, на церемонии присвоения бывшему студенту звания Народного художника СССР, профессор подошел к нему с повинной. А тот весело ответил, что отлично помнит тот случай и благодарен, потому что тогда он понял, что нужно стараться яснее доносить свой замысел до пользователя. Профессор, со своей стороны, в душе был признателен за корректность выражений, ведь если бы собеседник выразился прямо, то реплика звучала бы так: «Благодаря вам я научился делать поправку на дурака».

 

Больше никогда и никому профессор не давал повода так о себе думать. И сейчас, увидев непорядок в размещении планшетов, он быстро отключил опции гнева и сарказма. Но, включив опции внимания и интуиции, окинул студию синтезирующим взглядом.

Вот что он увидел:

— Да, пожалуй, эта стена, хотя на ней и стенд, должна быть почти пустой... И здесь, — оглянулся он вокруг себя, — похвастать особо нечем. Только вот этим планшетом, что на отдельной стойке. Там еще можно было бы Сычкова или Архипова вспомнить, но это не первый ранг...

— Но главное-то, конечно, какое различие! Ведь эти, — повел глазами профессор, — действительно все до мозга костей русские. По творчеству своему, по мировидению. Русские par exellence. Хотя и выросли почти все в не очень-то русском окружении. А те (поворот головы) — совсем другие, в них эта жанровая подражательность, критицизм...

Профессор пересек студию:

— И водораздел четкий, и четко обозначен.

Профессору, человеку широких знаний и большому любителю географии Отечества, потребовалось меньше минуты, чтобы дешифрировать Петин пятиминутный замысел.

(Вы, уважаемый участник конкурса, не пытайтесь равнять себя с профессором. Он — солнце отечественного искусствоведения, да и вообще человек умный. Куда вам до него. То, на что у него ушло 30 секунд, вам обойдется суток в 30. И то хорошо, если уложитесь.)

— Не знаю, Елена, какая из вас получится художница, — профессор помнил «детские» композиции неудачливой абитуриентки, представленные в прошлом году на творческий конкурс, — но искусствоведческая жилка в вас, несомненно, есть. Мне нравится ваш концептуальный путь. Пожалуй, мы перестроим сегодняшнюю лекцию по-вашему.

«Ладно, искусствоведом так искусствоведом», — Лена знала, что авторитет профессора в вузе непререкаем и произнесенные им слова — все равно что уже сданный вступительный экзамен. Девушка была так довольна (и так польщена заинтересованными взглядами самых модных из сверстников-студентов), что даже не слушала, о чем дальше толковал старый лектор: «Потом у Петьки спрошу».

Но вечером она была приглашена на вечеринку обратившими на нее внимание студентами и не спросила. Так что вам, участники конкурса, придется самим установить принцип, которым Петя Иванов руководствовался, ассистируя Лене. Объясните размещение каждой репродукции в студии (разумеется, нужно вначале выяснить, что это за картины и чьи). Ответ можно оформить и в виде схемы с краткими комментариями (толковая, объясняющая суть дела схема будет оценена выше, чем текст, — мы же географы). Смоделируйте две-три ключевые фразы из по-новому перестроенной лекции профессора.

Работу нужно оформить на одном листе бумаги формата А4 (стандартный писчий лист). Можно писать и чертить с двух сторон. Можно, если есть такая возможность, сделать ксерокс этого разворота и прямо на этой копии выполнить решение («лекцию» профессора напишите на обороте). Если копия будет на двух листах, листы склейте. И не забудьте подписать: фамилия и имя участника (участников), название команды (если участвует команда), класс, школа; фамилия, имя и отчество (всё полностью!) тренера, его должность, почтовый адрес с индексом, телефон.

Крайний срок отправления работ — 20 мая 2009 г.

Работы направляйте по адресу: Газета «География», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165, с пометой на конверте «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ», или по электронному адресу geo@1september.ru (в графе «тема сообщения» пишите POPOLNENIE большими буквами).