Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2009
Справочные материалы (карты, таблицы, графики)

В какие страны сколько приезжает туристов и сколько они привозят денег?

Число международных туристических поездок в год — более 900 млн.

Больше всего туристов принимает Франция — почти 1/10 мирового потока. Эта страна много лет уверенно держит 1-е место по прибытию туристов. Но не по доходам от них. Долгие годы Франция была второй, уступая лишь США; ныне же ее по доходам от прибывающих туристов обогнала, хотя и ненамного (в пределах статистической погрешности), и Испания.

Все страны мира, принимая туристов, получают в сумме примерно 850 млрд долл. в год. Это очень большая сумма, сопоставимая с годовым ВВП крупной развитой страны. Для сравнения: ВВП Ав-стралии — 820 млрд долл.

50 первых стран по числу прибытий иностранных туристов,
2007 г., млн чел.

Страна

Число прибытий

Франция

81,9

Испания

59,2

США

56,0

Китай

54,7

Италия

43,7

Великобритания

30,7

Германия

24,4

Украина

23,1

Турция

22,2

Мексика

21,4

Малайзия

21,0

Австрия

20,8

Россия

20,2

Канада

17,9

Сянган (КНР)

17,2

Греция

16,0 (2006)

Польша

15,0

Таиланд

14,5

Аомынь (КНР)

12,9

Португалия

12,3

Саудовская Аравия

11,5

Нидерланды

11,0

Египет

10,6

Хорватия

9,1 (2006)

ЮАР

9,1

Венгрия

9,6

Швейцария

8,4

Япония

8,3

Сингапур

8,0

Ирландия

8,0 (2006)

Марокко

7,4

Объединенные Арабские Эмираты

7,1 (2005)

Бельгия

7,0

Тунис

6,8

Чехия

6,7

Южная Корея

6,4

Индонезия

5,5

Швеция

5,2

Болгария

5,2

Австралия

5,1 (2006)

Бразилия

5,0

Индия

5,0

Дания

4,7 (2006)

Аргентина

4,6

Бахрейн

4,5 (2006)

Вьетнам

4,2

Доминиканская Республика

4,0

Норвегия

3,9 (2006)

о. Тайвань

3,7

Пуэрто-Рико (США)

3,7

По данным Всемирной туристской организации

50 первых стран по величине доходов от иностранных туристов,
2007 г., млрд долл.

Страна

Доходы от туристов

США

96,7

Испания

57,8

Франция

54,2

Италия

42,7

Китай

41,9

Великобритания

37,6

Германия

36,0

Австралия

22,2

Австрия

18,9

Турция

18,5

Таиланд

15,6

Греция

15,5

Канада

15,5

Малайзия

14,0

Сянган (КНР)

13,8

Нидерланды

13,4

Мексика

12,9

Швеция

12,0

Швейцария

11,8

Бельгия

10,7

Индия

10,7

Польша

10,6

Португалия

10,1

Аомынь (КНР)

9,8

Россия

9,6

Япония

9,3

Египет

9,3

Хорватия

9,3

Сингапур

8,7

ЮАР

8,4

Марокко

7,3

Чехия

6,6

Дания

6,1

Ирландия

6,1

Южная Корея

5,8

Новая Зеландия

5,4

Индонезия

5,3

Саудовская Аравия

5,2

о. Тайвань

5,1

Бразилия

5,0

Ливан

5,0

Объединенные Арабские Эмираты

5,0

Филиппины

4,9

Венгрия

4,7

Украина

4,6

Норвегия

4,4

Аргентина

4,3

Доминиканская Республика

4,0

Люксембург

4,0

Вьетнам

3,5

По данным Всемирной туристской организации

Международный туризм
Прибытия иностранных туристов и доходы от них Карта.pdf)

Средний турист, как нетрудно высчитать (850 млрд : 900 млн), оставляет в стране прибытия ок. 1000 долл. за поездку.

В каких-то странах больше, в каких-то — меньше. Картодиаграмма на с. 24—25 и европейская врезка к ней на этой странице помогают разобраться не только с распределением туристов (черный квадрат) и доходов от туризма (белый квадрат; закрасьте его червонно-золотым), но и с соотношением этих двух показателей. То есть с «ценой» среднего туриста в разных странах.

В ЕС в целом черный и белый квадраты равновелики, это означает, что доля «Объединенной Европы» в мировом прибытии туристов равна ее доле в мировых доходах от этой сферы деятельности. Средний турист здесь тысячедолларовый. Большинство туристов, въезжающих в страны ЕС, сами и являются выходцами из стран ЕС. Поездки осуществляются в сравнительно компактном пространстве и поэтому не очень длительны и не очень затратны.

Особо приятно немцу или англичанину (заслуженным туристам мира) на денек-другой заскочить в соседнюю Францию, переночевать в Париже, выпить бутылку вина, скушать лягушку и потом либо вернуться восвояси, либо транзитом продолжить путь в Испанию или Италию. Те — подальше, и в них на один-два дня ездить нерационально. Там проводят обычно больше времени и больше тратят. Поэтому в близкой и транзитной Франции черный квадрат больше белого, а в окраинных курортных Испании и Италии — наоборот.

А уж в вовсе периферийные США заехать на денек могут позволить себе разве что канадцы и мексиканцы (но их не так много). Если же туда прилетает турист из Европы или Японии, то на больший срок. И если он смог оплатить недешевый перелет, то, скорее всего, готов и к некоторым тратам внутри страны. Еще четче аналогичное периферийное положение проявляет себя в Австралии и Новой Зеландии, где наблюдается удивительная удельная доходность туризма.

Казалось бы, такое же соотношение — в пользу белого, денежного квадрата — должно быть и в лежащей на обочине мира России и на Украине, окраинной по определению. Но нет, въезжающий к нам «турист» легковесен. Да часто это и не турист вовсе, а въезжающий по обычной (туристической) визе гражданин СНГ, въезжающий не чтобы тратить, а, наоборот, чтобы зарабатывать. Профессионально организованный въездной «денежный» туризм, которым ведало некогда ВАО «Интурист», так и не восстановился в РФ в полном объеме.

Несколько странным может показаться превышение «количественного» черного квадрата над «доходным» в Саудовской Аравии: страна богатая, не для туриста с тощим кошельком. Но здесь дело а) в хаджже (не менее 2 млн ежегодно въезжающих — паломники, а на них королевство старается не делать бизнеса, то есть делает, конечно, но в рамках приличия, не эксплуатируя своего монопольного положения в исламском мире), б) в трудовой иммиграции (та же ситуация, что и в РФ: въезжают не чтобы тратить, а чтобы заработать).

Международный туризм
Прибытия иностранных туристов и доходы от них ЕВРОПА (.pdf)

 

TopList