Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2009
Географические новости

Живая карта. Май 2009

Россия

ИМПОРТ ТОВАРОВ СОКРАЩАЕТСЯ

В апреле 2009 г. импорт товаров в Россию — на 45% меньше, чем в апреле 2008 г. Сильнее всего, на 55%, снизился импорт продукции машиностроения, меньше —продовольствия. Снижение импорта происходит из-за девальвации национальной валюты, замедления темпов роста рынка кредитования и сокращения доходов российских компаний и граждан.

По данным Росстата, прибыль российских компаний в январе — феврале 2009 г. составила 4,2 млрд руб., что в 211 раз меньше, чем годом ранее. В первом квартале 2009 г. реальные доходы жителей крупных городов РФ уменьшились более чем на 40%.

Коммерсант со ссылкой на предварительные данные Федеральной таможенной службы

Саудовская Аравия и Китай

СКУПАЮТ ЗЕМЛИ В АФРИКЕ И АЗИИ

Сумму в 100 млн долл. выплатила Саудовская Аравия правительству Эфиопии за крупный участок земли, на котором будет выращиваться предназначенная для поставок в королевство пшеница и рожь. Эр-Рияд  принял решение отказаться от планов по ускоренному и расширенному развитию собственного сельского хозяйства, так как предпринятые в последние годы попытки приступить к выращиванию в пустыне в промышленных масштабах пшеницы и иных зерновых культур оказались неэффективным и исключительно дорогим занятием. В результате Саудовская Аравия начала скупать сельскохозяйственную землю в других странах, чтобы обеспечить свою продовольственную безопасность. Королевство уже приобрело крупные аграрные угодья для выращивания риса в Индонезии и Таиланде. Сейчас Эр-Рияд ведет переговоры с Пакистаном о приобретении большого участка плодородной земли для выращивания пшеницы. Наряду с Саудовской Аравией скупкой аграрной земли активно занимаются сейчас и другие страны — Китай, Кувейт и Бахрейн. Так, Поднебесная активно приобретает плодородные земли в Африке, в частности — в Алжире, Судане, Танзании, Кении и Уганде. При этом КНР предпочитает направлять на купленные ей фермы собственных сельхозрабочих. В результате численность китайских рабочих, занятых в аграрном секторе Африки, достигла уже почти 1 млн! В основном контракты, которые заключают Китай и Саудовская Аравия, представляют собой соглашения о предоставлении им земли в долгосрочную аренду сроком на 99 лет.

ИТАР—ТАСС со ссылкой на Independent on Sunday

Тюменская область. Ямало-Ненецкий автономный округ

ПОСТРОЕН НОВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ

Мостовой переход через реку Юрибей — составная часть железной дороги Обская—Бованенково. 4-километровый мост был построен за 349 дней — в рекордные для полярных широт сроки.

Теперь нужно положить еще 200 км железной дороги на участке Юрибей—Бованенково. По планам «Газпрома» освоение Бованенковского газоконденсатного месторождения должно начаться в 2011 г. В 2010 г. должна начать функционировать железная дорога Обская—Бованенково. На отдельных участках дорога уже введена в эксплуатацию.

yamaltransstroy.com

Мурманская область

УПРАЗДНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

На территории Кольского полуострова планируется упразднить 14 населенных пунктов, в которых сейчас никто постоянно не проживает. До конца года они должны быть выведены из перечня населенных мест. В противном случае могут возникнуть неудобства при проведении очередной Всероссийской переписи населения, которая состоится в октябре следующего года.

Перед переписями всегда проходит уточнение границ муниципальных образований, числа находящихся в них населенных пунктов и проживающего там населения. Например, в 2002 г. выяснилось, что в Мурманской обл. в 39 пунктах практически отсутствует население. С того времени более 20 из них были упразднены, а у четырех поменялся статус.

Впереди новая перепись, и сегодня предстоит решить вопрос с 14 образованиями, в которых сейчас никто не проживает. Среди них Ретинское и Горячие Ручьи в ЗАТО Полярный, Сайда-Губа в ЗАТО Скалистый, железнодорожная станция Моккет в Кольском р-не и др. В список попала и усадьба Деда Мороза в населенном пункте Лапландский Заповедник.

ТРК «Мурман»

Омск

ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ СИЛИКАЛЬЦИТНОГО КИРПИЧА

из золошлаковых отходов запущен 15 мая в Омске. Проектная мощность — 79 млн шт. условного кирпича в год.

Пресс-служба правительства Омской области

Республика Северная Осетия — Алания. Правобережный район

СВИНОВОДЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИР» — В РЕЖИМЕ КОНСЕРВАЦИИ

Крупный современный свиноводческий комплекс «Мир» из-за переживаемых финансовых трудностей приостановил производственную деятельность. Комплекс не действует, в нем уже нет поголовья животных. Ведется работа по смене собственника. Есть надежда, что после карантинных мероприятий против африканской чумы свиней предприятие возобновит работу. Рассматривают возможность отвода свинокомплексу земель для производства кормов. Ведь именно высокая стоимость комбикормов и стала первой причиной финансовых трудностей «Мира».

«Северная Осетия»

Мировой океан

ОКЕАНОЛОГИ ЗАЯВЛЯЮТ ОБ ОТКРЫТИИ НОВОГО ТЕЧЕНИЯ

Оно начинается в холодных водах моря Лабрадор и далее распространяется широким фронтом в открытых водах океана вплоть до средних широт. Открытие существенно меняет представления о циркуляции воды в океане.

Циркуляция течений в Мировом океане оказывает решающее влияние на климат практически всех регионов Земли, а потому должно учитываться во всех климатических моделях, описывающих грядущее потепление климата планеты. Особенное внимание климатологи уделяют изучению моря Лабрадор, так как оно является одним из мест, где зарождаются холодные океанические течения, перемещающие северные воды на юг. Эти воды охлаждают тропические водные массы, нагреваются и затем возвращаются обратно на Север, во многом определяя мягкий климат европейских стран. При этом часть поверхностных вод, погружаясь на глубину, уносит с собой и растворенный углекислый газ, который в последствии на поверхность уже не возвращается.

До последнего времени многие ученые считали, что картина циркуляции воды в океане, определяемая перепадами температуры океанических вод, довольно проста. В северной части Атлантики она чаще всего сводилась к замкнутому циклу перемещения течением Гольфстрим теплых вод из тропического пояса на север вплоть до морей Северного Ледовитого океана, где они, остывая, становятся плотнее и тяжелее, опускаются на глубину и текут вдоль восточного побережья Северной, а затем и Южной Америки до моря Уэдделла, расположенного у антарктических берегов.

Считалось, что это холодное западное прибрежное глубинное течение (Deep Western Boundary Current — DWBC) определяет практически весь транспорт холодных вод с севера Атлантики далее в мировой океан. Океанологи Эми Боуэр из Вудсхолловского института океанологии в США и Сьюзен Лозье из университета им. Дьюка считают, что это вовсе не так. Начало их работе положили противоречивые данные, полученные еще в 90-х годах прошлого столетия с помощью сигнальных буев, свободно дрейфовавших в океанических водах. В своем новом исследовании, продолжавшемся более двух лет, ученые использовали массив из 76 подводных буев.

Буйки были выпущены в южные воды моря Лабрадор в 2003—2006 гг., где они опустились на фиксированную глубину — 1500 м и 700 м. Буйки автоматически ежедневно записывали данные о плотности, температуре воды и давлении. После двух лет плавания буйки автоматически сбрасывали балласт и поднимались на поверхность океана, откуда с помощью спутника передавали накопленные данные ученым.

Оказалось, что только 8% этих буев перемещалось в западном прибрежном глубинном течении, тогда как большая часть в итоге своего плавания оказалась в открытых океанических водах. Это означает, что холодные глубинные воды северной Атлантики, формируясь между Ньюфаундлендом и Гренландией, в массе своей вовсе не следуют на юг вдоль американского побережья, а движутся на восток на широте Большой Ньюфаундленской банки.

«До сих пор считалось, что теплые поверхностные и холодные глубинные течения представляют собой нечто вроде замкнутого конвейера, однако нам впервые удалось показать, что это предположение в корне неверно, а океаническая циркуляция куда более сложная, чем думали ранее», — считает Лозье.

Би-порт со ссылкой на журнал «Nature»

Норвегия

ВЕРУЮЩИЕ В ДРЕВНИХ НОРВЕЖСКИХ БОГОВ

Религиозное братство, поклоняющееся древним скандинавским богам (Aasatrufellowship Bifrost), скоро получит собственное место для погребений в Осло. Кладбище будет иметь очертания ладьи и будет предназначаться только для хранения урн с пеплом умерших.

Bifrost — языческое братство, основанное на обычаях, которых придерживались жители Севера Европы до прихода христианства. С 1996 г. братство официально признано норвежскими властями как полноправная религиозная организация.

Norge.ru со ссылкой на Афтенпостен

Италия

«FIAT» СТРЕМИТСЯ К ПЕРВЕНСТВУ НА МИРОВОМ АВТОРЫНКЕ

«Фиат» ведет переговоры о приобретении заводов компаний «Opel» и «Chrysler». Кроме того итальянский автоконцерн заявил о своем интересе к шведскому автопредприятию «Saab» («дочка» стоящего на грани банкротства концерна «General Motors»).

Латвия — Россия

ОБЪЕМЫ ПЕРЕВАЛКИ УГЛЯ В ПОРТАХ ЛАТВИИ

среди других грузов всегда были на первом месте. Однако уголь — это малотарифный транзит: за его перевалку платят существенно меньше, чем за перевалку удобрений или нефтепродуктов. Эти товары — как бы сливки транзитного бизнеса. Уголь же — его черный хлеб. Тот самый черный хлеб, которым не очень-то насытишься, но которым пока латвийские порты живут.

В 2008 г. 50% российского экспорта угля в Западную Европу было перевалено через латвийские порты — Вентспилс и Ригу. С чем это связано? В какой-то степени — с политической конъюнктурой: дополнительные объемы пришли в латвийские гавани благодаря недальновидности эстонцев, так «вовремя» устроивших перенос Бронзового солдата.

Налицо, однако, признаки того, что и угольный транзит может уйти из латвийских портов.

Ныне угольные компании России целенаправленно строят у себя собственные перевалочные комплексы. Так, «СУЭК» (Сибирская угольная энергетическая компания) построила в Ванино (Дальний Восток) портовый комплекс, мощность которого составит 12 млн т в год. Мощным потребителем российского угля становится Китай. И в компании не скрывают, что будут выводить свои грузы из латвийских портов. Сразу свои 3—4 млн тонн, которые сейчас переваливаются в Риге и Вентспилсе, они, конечно, не заберут, но постепенно объемы поставок в латвийском направлении будут снижаться.

Не отстают от «СУЭК» и другие угольные компании РФ. Так, в Усть-Луге пропускная способность угольного терминала уже в 2006 г. позволяла переваливать 4 млн т, а проектная мощность должна составить 12 млн т. В районе Мурманска строится порт Лавна мощностью 15 млн т.

Компания «РОСА Холдинг» объявила о намерении развивать порт в Высоцке, доведя его возможности по перевалке угля к 2010 г. до 6 млн т.

Кроме того, в самой России активно обсуждается необходимость увеличения доли угля в местной энергетике. И если это случится, то еще большее снижение его поставок на Запад через порты Латвии неминуемо.

Вместе с тем потребление угля в мире продолжает расти. В торговле углем, в отличие от торговли газом, нет монополии; всегда есть возможность переключиться с одного поставщика на другого. И это на фоне российско-украинских газовых скандалов делает уголь относительно более привлекательным для потребителя. Таким образом, у Латвии появляются некоторые надежды на то, экспорт угля из России будет расти и часть его все-таки придется на долю латвийских портов.

Европейский Союз

НА СТРАЖЕ ТЮЛЕНЕЙ

Европейский парламент принял закон, предусматривающий запрет на продажу в странах ЕС товаров, изготовленных из тюленей: мясной продукции, шкур, жира и др. Запрет также касается импорта и транзита этих товаров через территорию Евросоюза. В частности, в ЕС будет запрещена торговля сумочками, брюками и перчатками из кожи тюленей. Ее нельзя будет использовать также при изготовлении перчаток для боксеров, байкеров и лыжников.

Белёк

Депутаты Европарламента заявили, что в течение последних четырех лет в районе северо-западной Атлантики варварским способом уничтожено более полутора миллионов детенышей тюленей — бельков. По данным международных ветеринарных экспертов, с 42% убитых тюленей шкуру сдирают, когда животные еще живы.

Лишь одно исключение: ЕС не возражает против охоты на тюленей, которую ведут эскимосы и др. коренные народы побережья Арктики (для них это традиционный этнический промысел).

Delfi

Норвегия

НЕФТЯНОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

В 2009 г. у норвежцев юбилей — 40 лет назад на шельфе Северного моря нашли нефть. Еще в 1958-м многие были убеждены — здесь ее быть не может! Авторитетное экспертное заключение на этот счет демонстрируется теперь в экспозиции Музея нефти в Ставангере. И всё же в 60-х норвежцы не отказались от поисков: была-таки причина для надежд, ведь в конце 50-х голландцы на своем шельфе обнаружили природный газ (Гронинген).

Глубокое бурение скважин на шельфе для норвежцев вели американцы — они уже имели опыт таких работ в Мексиканском заливе. В 10 точках Северного моря они продырявили дно впустую, решили было свернуть работы, попытав удачу в последний, одиннадцатый раз, и под самое Рождество преподнесли Норвегии грандиозный подарок на вековую перспективу. Месторождение назвали Экофиск. Событие 25 декабря 1969-го определило облик современной Норвегии.

Назло надменному соседу. К некогда окраинной части Датского Королевства отношение со стороны Швеции, и особенно Дании, было, мягко говоря, снисходительным, что, кстати, нашло отражение в национальных анекдотах. Но сколько ни подтрунивай над народом, который получил государственную независимость одним из последних в Европе (1905 г.), сегодня он дает фору многим. Норвегия — в некоторые годы 5-й экспортер нефти в мире и 3-й по газу — смогла создать образцовую модель международного сотрудничества добывающих компаний, поставщиков оборудования и ученых. С самого начала так называемой Нефтяной эры правительство потребовало от нефтяников и газовиков максимальной отдачи для общества.

Повлиял ли финансовый кризис на ситуацию в Норвегии? Да. Ударил, например, по строительству. Поляки (в одном только Осло их проживало 40 тысяч), которые в определенной мере монополизировали эту отрасль, сейчас потянулись на родину — в Норвегии для них работы нет. Возникли проблемы с рыболовством: основные покупатели норвежской рыбы — Испания и Португалия отказались от нее, а Россия, имеющая в океане свои нивы, сократила импорт.

Итальянская фирма «Eni», работая на норвежцев, нашла в 80 км от Хаммерфеста новый источник нефти. Как ее качать? Норвежцы хотят, чтобы по трубам — на сушу, а оттуда на танкеры. Итальянцы возражают — такой вариант для них дорог. Или вот проблема Лофотенских островов. На тамошнем шельфе есть некие геологические намеки на нефть и газ. Но есть и местные рыбаки, которые исстари живут своим промыслом и опасаются известных последствий. Так бурить или не бурить? Об этом спорят в парламенте. Где 38% депутатов, кстати сказать, — женщины.

Звание нефтяной столицы носит Ставангер — город на юго-западе Норвегии. Облик провинциального города разительно изменился с приходом сюда «StatoilHydro» (67% акций — гос.), с появлением зданий офисов крупных нефтегазовых компаний, с созданием грандиозной верфи, строящей уникальные морские платформы.

«StatoilHydro» — мировой лидер в области глубокого бурения и морской добычи. Американцы в 60-х передали норвежцам свой опыт, а сейчас США и сами не прочь поучиться у скандинавов. Помимо этого, компания держит сеть автозаправок в Норвегии, Швеции, Дании, прибалтийских республиках и в России. Свою практику в России норвежцы начали с освоения Харьяги — в Ненецком а.о. Архангельской обл.

В техническом арсенале норвежцев сегодня — глубоководная добыча с использованием шлангокабелей и сборных трубопроводов, подводные добывающие модули, многофазные трубопроводы на дне морей, оптико-волоконная связь платформ с берегом, ледостойкие платформы, самое большое в мире судно-трубоукладчик.

По оценкам, 25% всех оставшихся мировых запасов природного газа сосредоточено на шельфе Арктики. Экономическая стратегия Норвегии ориентирована на шельф. Ожидают норвежцы и конкуренцию между доставкой газа по трубопроводам и в сжиженном виде (СПГ) на судах-газовозах и уверены, что в ближайшей перспективе преимущество здесь у СПГ. Норвегия располагает более чем 7 тыс. км трубопроводов на шельфе. Не соединить ли их с российской системой трубопроводов? Нет, считают в Норвегии, время совместных газопроводов не пришло.

На шельфе все меньше и меньше будет громоздких добывающих платформ, создающих проблемы для судоходства и рыбного промысла, будущее — за компактными технологическими модулями, устанавливаемыми на дне.

Разведанного на шельфе газа Норвегии хватит еще на 100 лет, но это не успокаивает представителей народа, известного своей сдержанностью. Они говорят: мы сейчас должны думать о том времени, когда газ закончится. Поэтому есть намерение выбрать максимум из каждой скважины и в уже обозримом будущем вновь и всерьез взяться за разведочное бурение.

Особые надежды у норвежцев на Штокмановское месторождение в Баренцевом море. Заключен союз между «StatoilHydro», «Total» и «Газпромом». Первые две не имеют долей в ресурсах, их доли в организационной структуре — 24% и 25% акций соответственно. Добыча будет осуществляться подводными модулями, установленными на дне шельфа, затем через трубопровод газ выйдет на кольский берег в районе Териберки. Сжиженным газом будет торговать «Газпром». Есть серьезные опасения, однако, что «Газпром» не справится с ролью коренника в этой тройке: слишком мал опыт работы на шельфе и слишком велико технологическое отставание РФ.

О. Химаныч // Северная неделя

Республика Северная Осетия — Алания. Алагирский район

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПУНКТА ПРОПУСКА «ВЕРХНИЙ ЛАРС»

на российско-грузинской границе завершена. Пункт находится на Военно-Грузинской дороге, в долине Терека, в 35 км от пос. Верхний Фиагдон.

Пропускная способность нового пункта в оба направления — около 7 тыс. чел., до 50 автобусов и до 900 автомобилей в сутки. 12-полосное движение — 6 полос на выход и 6 на въезд.

«Верхний Ларс» до реконструкции

Интерфакс со ссылкой на пресс-службу Погрануправления ФСБ РФ по Сев. Осетии

 

 

 

TopList