Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2009
Географическое образование

Интернет — угроза человеческому интеллекту

Э. Л. Файбусович,
доктор геогр. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, почетный член Русского географического общества

Посылаю вам только что опубликованный* мой памфлет против бездумного перехода к интернетизации. Я, как «Тереза Батиста, уставшая воевать»**, изнемогаю от борьбы со студентами, перешедшими на однозначное воспроизведение любой попавшейся им в Интернете информации без попытки как-то ее осознать, отнестись критически.

На рубеже тысячелетий человечество столкнулось с таким плодом научно-технического прогресса, который представляет собой не менее сильную угрозу для его существования, чем экологическая угроза. Речь идет о вторжении, прежде всего, в сферу образования новых информационных технологий, и в первую очередь о всемирной паутине.

Колоссальный положительный эффект от использования информации из Интернета очевиден. Резко сокращаются затраты времени на поиск необходимой информации, «всюдность» паутины делает доступными любые сведения в любой точке земной поверхности, отпадает необходимость посещения крупных библиотек, сосредоточенных в больших городах. Мозг человека освобождается от рутинных операций по упорядочению информации, от вычислений.

Менее очевидны негативные последствия интернетизации образования. Этот процесс — серьезный вызов, с которым столкнулась современная школа, ответ на него даже и не начали искать.

Веками образованность человека определялась объемом усвоенных им знаний, их прочностью, широтой кругозора. Мозг образованного человека становится носителем информации, закрепленной в его памяти. При высокой мобилизационной способности памяти человек готов в любой момент отыскать необходимые знания из разных, часто весьма отдаленных друг от друга областей, сопоставить их и таким путем получить новые знания, выдвинуть новые оригинальные гипотезы. Даже самому совершенному, напичканному информацией компьютеру, при самой совершенной программе не может «прийти в голову» сопоставить столь отдаленные факты, на это способен только мозг эрудированного человека.

Возможность обратиться за любой справкой к компьютеру коренным образом изменяет отношение к человеку-эрудиту, приводит к отторжению знаний у большинства обучаемых. Один современный автор даже призывает «к низкоинформационной диете» (по принципу — много будешь знать, скоро состаришься)***.

Представляется, что при наличии Интернета человеку вообще не нужно запоминать какие-то факты. Можно жить и эффективно работать без большинства знаний, которые выпускник средней школы должен получить едва ли не по всем школьным предметам. По существу, современному человеку нужны в жизни только инструментальные знания, те, которые И. Кант называл «формальной эрудицией». Это знание языков, родного и иностранных, а теперь еще и знание компьютера и способов извлечения информации из него. Всем остальным не стоит забивать память. На смену девизу «хочу все знать» приходит другой — «не знаю и знать не хочу». Такая установка ведет к принципиальному беспамятству манкуртов. Любая информация, получаемая из разных источников индивидом, не задерживается в его мозгу при таком промывном режиме, как вода, которую пьет лошадь барона Мюнхгаузена. В лучшем случае школьник или студент удерживает информацию в памяти до контрольной, до экзаменов и после этого сразу выбрасывает все знания из головы. Любой преподаватель может привести сколь угодно много примеров из своей практики того, как быстро происходит этот процесс, не оправдываются даже надежды на произвольное запоминание при неоднократном повторении материала. Утратили смысл все домашние письменные задания. Все тексты бодро «скачиваются» с Интернета и предлагаются проверяющему без попытки что-то изложить самостоятельно. У меня это вызывает чувство брезгливости. Это похоже на котлеты, о которых герой Ю. Рытхеу говорил, что это кем-то пережеванное мясо. Но у юных авторов подобных рефератов чувства брезгливости не возникает.

Отчего и для чего освобождает обучаемый свое мозговое вещество? Отнюдь не для того, чтобы высвободить время для высокой интеллектуальной деятельности. Мы тщетно убеждаем обучаемых, что Интернет — прекрасный и эффективный помощник, позволяющий быстро войти в курс проблемы, знакомящий с источниками, дающий обширный фактический материал. Но это только первая стадия работы, за которой должна следовать стадия осмысления материала, работа по получению самостоятельных выводов. Столкнувшись с разными трактовками вопроса, необходимо продумать и подобрать доказательства в пользу одной из них. К сожалению, для очень многих первая стадия и остается последней. Поиск текстов и их монтаж обучаемый считает сутью работы. Следует указать и на то обстоятельство, что´ информация формирует. Тот, кто закладывает информацию в Интернет, может дать ее не в полном объеме, с пропусками, изложить одностороннюю трактовку (не говоря уже о злонамеренной дезинформации). Но на такие тонкости обучаемый не обращает внимания, более того, монтируя тексты, он не только не пытается их осмыслить, но даже и не читает. И уж менее всего можно надеяться на то, что прочитанное будет запомнено. Такие «знания» одноразового употребления — как туалетная бумага.

Получается, что использование достижений информационных технологий не столько высвобождает время для интеллектуальной деятельности, сколько порождает умственную леность, гасит творческую мысль. Без накопления в мозгу хотя бы минимума знаний мы практически не в состоянии понять смысл читаемых текстов. Смысл данной статьи, предлагаемой читателю, трудно понять, если читатель не знаком с сочинениями Айтматова, Распэ, Рытхеу. Не обращаться же в каждом случае к Википедии. Обучаемый говорит: «Мне легче запросить Интернет, чем рыться в своей памяти или обращаться к книге». Но я не могу представить себе шахматиста, который перед каждым ходом обращается к компьютеру, чтобы узнать, как ходят ферзь или слон. Это похоже на болезнь Альцгеймера!

Педагогическая мысль еще не искала ответа на вопрос о негативных последствиях компьютеризации обучения, уделяя главное внимание внедрению в образование компьютера. Хотелось бы коснуться и философской стороны проблемы. Человечество в погоне за ростом производительности труда свело до минимума почти весь физический труд, высвободив тем самым время для труда умственного. Применение информационных технологий в последнее десятилетие позволило повысить производительность и умственного труда. Пока еще компьютер не может решать сложные задачи фундаментальной науки. Но прогресс безграничен. Быть может, в скором времени появятся интеллектуальные роботы, способные производить самостоятельно новые научные знания об окружающем мире, а не только хранить в памяти уже существующие. Говоря высоким стилем, материя создала человека, человеческий разум, чтобы понять самое себя. Но если это познание обеспечат киборги, то зачем нужен тогда человек? Природа не терпит излишеств и устранит человека как лишнее звено в развитии материи.

* Вызовы нового времени: молодежь, общество, мораль, культура/Материалы международно-практической конференции ученых студентов, общественности. — СПб., СПбГУЭФ, 2009.

** Название одного из самых известных романов бразильского писателя Жоржи Амаду.

*** Суэтин А. Ода оригинальной предприимчивости. О книге Т. Ферриеса // Вопросы экономики, 2008, № 7.

TopList