Географическое образование |
Как изучать географию в 6 классе один час в неделю
О. В.
Крылова,
доцент кафедры исторического, социально-политического образования и права АПКиППРО г. Москва
Убедительно прошу опубликовать тематическое планирование учебного материала согласно сокращению учебных часов в 6-м и 7-м классах.
Виктор Петрович Литвинов,
учитель географии Фитижской школы Льговского района
Курская область
Жизнь — вечный труд: даже глупость и то надо «сделать».
Ежи Лец. Непричесанные мысли
Переход на Федеральный базисный учебный план, в котором на изучение географии в 6-м классе отводится 35 часов, фактически состоялся. В расписании большинства школ страны строчка «География» в 6-м классе встречается лишь один раз в неделю. Предложение компенсировать потерю одного часа географии за счет краеведческого компонента не реализуется. Крайним, как часто бывает, оказался учитель. Именно ему предстоит искать оптимальный вариант организации обучения в условиях сокращенного в два раза учебного времени при неизмененной 68-часовой программе и учебниках, в которых и 60, и 55, и 45 параграфов. Совершенно очевидно, что изучить с учащимися программный материал географии 6-го класса за вновь отведенное время, но при сохранившихся формах обучения (урок и число учеников в классе) без потерь невозможно. Без сокращений не обойтись. Приходится расставлять приоритеты.
Для того чтобы отобрать необходимое содержание, учителю необходимо проанализировать, во-первых, какой учебный предмет изучали ученики в 5-м классе, какие знания и умения получили. В настоящее время в учебниках начальной и основной, 5-й класс (география и естествознание), школы география 6-го класса изложена почти полностью. Это объясняется, прежде всего, отсутствием необходимой координации программ начальной и основной школы. Программы начальной школы безумно перегружены. Одно только объяснение лунных фаз или причин возникновения бризов и муссонов может привести в трепет родительские сердца! Но что-то из географии ученики все-таки усваивают в начальной школе и в 5-м классе. Вопрос, что именно? Это необходимо понять учителю географии для того, чтобы не повторяться (времени и так не хватает). Но и рассчитывать на то, что ученики уже научены определять, например, географические координаты, про которые написано в учебниках для начальной школы (написано часто более сложным языком, чем в учебниках для основной школы), не приходится. Итак, необходимо определить, что в действительности знают и умеют именно ваши ученики, а не «должны знать и уметь» абстрактные выпускники-пятиклассники. Во-вторых, следует определить, без каких знаний и умений ученики не смогут успешно изучать географию не только в 6-м, но и в последующих классах. По-хорошему, это должны сделать методисты, но на практике часто приходится учителям. На наш взгляд, ученикам следует овладеть основными базовыми понятиями нового предмета. Узнать, что есть что: карта, линии градусной сети и их назначение, река, море, океан. Без знания, например, ключевых понятий «горы» и «равнины», видов гор и равнин по высоте, без умения различать эти формы рельефа на карте, определять их географическое положение относительно разных ориентиров, сравнивать их — изучать географию в следующих классах, мягко говоря, сложно. А вот без знаний о литосферных плитах, тонкостях строения земной коры и закономерностях размещения рельефа на этом этапе можно и обойтись. Время на изучение этих вопросов будет в 7-м классе, и возрастные возможности их понимания будут другими. Кроме того, отбирая знания, которые, по сути, должны создать основу успешного изучения предмета в последующие годы, следует помнить, что шестиклассникам не надо сдавать ЕГЭ. Тем, кто сейчас в 6-м классе, предстоит сдавать ЕГЭ (если предстоит) только через несколько лет, когда они вырастут. Следовательно, нынешних шестиклассников полезно учить и приучать к формам тестового контроля, но при этом не стоит натаскивать на задания нынешнего ЕГЭ — как бы из «курса 6-го класса».
Представляется, что в первый год изучения предмета (в данном случае постараемся избежать частных различий названий программ для 6-го класса) первоочередной практической задачей является обеспечение условий для формирования основ картографических умений учащихся. Чрезвычайно важно сохранить практические работы по картам, без проведения которых невозможно картографические умения сформировать.
В-третьих, необходимо проанализировать учебник, по которому осуществляется обучение, и если он рассчитан на 2-часовую программу, определить, без чего действительно не обойтись, а какие параграфы можно пропустить или предложить, например, для самостоятельного дополнительного чтения. При этом опять-таки не следует жестко контролировать этот процесс и выставлять плохие отметки, если ученик их так и не прочитал. На наш взгляд, эта работа — по желанию ученика, потому что нечестно полностью переложить на него (и его родителей) все то, на что в условиях нашей перманентной модернизации учебное время не предусматривается.
Примерное тематическое планирование при работе с учебником О.В. Крыловой «Физическая география. 6 класс».
М.: Просвещение
Урок |
Тема урока |
Примерное содержание урока и материалы учебника |
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ И КОСМОС |
||
1 |
Планета Земля |
Актуализация знаний о Земле как планете Солнечной системы и следствиях движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. При этом основное содержание урока построить на материалах урока 3: «Земля и Солнце» и сделать акцент на работу с картой полушарий по актуализации знаний учащихся о материках и океанах и их взаиморасположении. |
2 |
Население и страны мира |
Познакомить учеников с политической картой мира и государствами, разными по величине территории и по местоположению, использовать материалы урока 5 «Страны мира». Эти знания потребуются ученикам при дальнейшей работе, при формировании обобщенного приема определения географического положения объекта.Урок 4: «Население мира» — самостоятельное домашнее чтение. |
ТЕМА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ |
||
3 |
Виды изображений земной поверхности |
Урок 6: «Виды изображения земной поверхности». Знакомство с планами и схемами местности.Урок 7: «Из истории географических карт» — самостоятельное домашнее чтение. |
Географическая карта |
||
4 |
Географическая карта. Масштаб географических карт |
Уроки по этой теме желательно провести в полном объеме, так как речь идет о формировании основных знаний и умений, без которых невозможно дальнейшее успешное изучение предмета. Урок 8: «Масштаб географических карт». |
5 |
Градусная сеть карты |
Урок 9: «Градусная сеть карты». |
6 |
Географическая широта |
Урок 10: «Географическая широта». |
7 |
Географическая долгота. Географические координаты |
Урок 11: «Географическая долгота. Географические координаты».Урок 12: «Географическая долгота и определение времени» — самостоятельное ознакомление для желающих. |
8 |
Абсолютная высота земной поверхности |
Урок 13: «Абсолютная высота земной поверхности». |
9 |
Обобщение знаний по теме «Географическая карта» |
Урок 14: «Как составить определение понятия». Урок 15: «Обобщение понятий». Необходимость овладения учениками общими учебными умениями (которым никто из предметников толком не обучает) возрастает. Поэтому важно провести этот урок, основываясь на предложенных в учебнике материалах. |
10 |
Контрольная работа |
Географическая карта. Можно использовать задачи на с. 47—48. |
ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ. ТЕМА 3. ЛИТОСФЕРА И ЗЕМНАЯ КОРА |
||
11 |
Внутреннее строение Земли. Горные породы |
Этим материалом приходится жертвовать, он, как правило, хорошо изложен в начальной школе и в курсе естествознания. Поэтому необходимо кратко актуализировать знания учеников о внутреннем строении Земли и типах горных пород без особой детализации. Материал изложен в уроках 17—21. |
12 |
Литосфера и земная кора. Горные породы. Обобщение знаний |
Используя материалы на с. 67 и уроков 23—24, провести урок обобщения знаний о горных породах и заложить основы еще одного необходимого общего учебного умения – составлять классификации. |
Внутренние процессы в литосфере и земной коре |
||
13 |
Движения земной коры. Землетрясения и вулканы |
Материал о движениях земной коры, землетрясениях и вулканах есть в предыдущих курсах, им тоже приходится жертвовать. Из содержания уроков 26—28 следует выбрать в первую очередь материал, касающийся изучения этих явлений по картам. |
14 |
Вулканы. Как составить определение понятий |
Используя материалы предыдущих уроков и урока 29, целесообразно продолжить работу по формированию общих учебных умений на материале о вулканах и вулканических извержениях. Для этого, например, предложить ученикам заранее прочитать с. 77—81 учебника. |
Рельеф суши и его развитие |
||
15 |
Горы суши |
Уроки по этой теме необходимо провести без сокращений для формирования основных понятий и картографических умений. Урок 30: «Горы суши». |
16 |
Различие гор по высоте. Определение географического положения гор |
Урок 31: «Различие гор по высоте. Определение географического положения гор». Практическая работа. |
17 |
Равнины суши |
Урок 32: «Равнины суши». |
18 |
Определение географического положения равнин |
Урок 33: «Определение географического положения равнин». Практическая работа. |
19 |
Рельеф суши. Обобщение знаний |
Урок обобщения можно построить наматериалах уроков 34—35 учебника. Часть времени можно оставить для организации контроля знаний или предложить домашнюю контрольную работу, например, на определение (описание) географического положения гор или равнин. |
ТЕМА 4. АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
||
20 |
Строение атмосферы, нагревание земной поверхности и пояса освещенности |
В начальной школе ученики знакомились с атмосферой, ее строением, со свойствами воздуха, поэтому основное время надо уделить формированию представления о поясах освещенности (приемы работы с картой) и особенностях нагревания земной поверхности, о суточном и годовом ходе температуры воздуха (на примере своей местности) и взаимосвязи с высотой Солнца. Уроки 38—39. Урок 37: «Строение атмосферы. Вещественный состав атмосферы» рекомендуется для самостоятельного чтения. |
21 |
Атмосферное давление иветер |
Материал очень сложный.Урок 40. |
22 |
Водяной пар в воздухе |
Урок 41. |
23 |
Облака. Воздушные массы |
Необходимо «увязать» знания об облаках с представлениями о воздушных массах. Занятие строится на материалах уроков 42—43. |
24 |
Погода |
Понятие погода — одно из ключевых в географии 6-го класса. Занятие можно построить на содержании урока 44 «Погода». |
25 |
Обобщение знаний по теме «Атмосфера» |
Урок обобщения знаний строится на материалах урока 45 «Погода и ее типы» и задач на с. 132. Можно предложить домашнюю контрольную работу. |
ТЕМА 5. ГИДРОСФЕРА И ЕЕ СОСТАВ |
||
Мировой океан |
||
26 |
Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана |
Значительное сокращение этой темы производится потому, что Мировой океан будет изучаться в 7-м классе. Содержание урока можно построить на материале уроков 47—49. |
27 |
Моря как части Мирового океана. Виды морей |
Если океаны как части гидросферы будут изучаться в 7-м классе, то моря как отдельные объекты — нет. Поэтому необходимо провести урок о морях и их видах, его тоже предстоит «собирать» из уроков 47—50. Задание по описанию моря по карте можно предложить ученикам на дом. |
Воды суши |
||
28 |
Подземные воды |
Этот материал, как правило, рассматривается в предыдущих курсах. Надо обратить внимание на формирование понятийного знания и умение определять по карте объекты вод суши (реки и крупные озера). Урок 52: «Подземные воды». |
29 |
Реки. |
Содержание занятия предстоит сконструировать на основе уроков 53—55, исходяиз условий обучения. |
30 |
Озера и ледники |
Использовать материалы уроков 56—57. |
31 |
Обобщение знаний. Подведение итогов |
За основу взять урок 58: «Значение гидросферы» (обобщение знаний). Можно воспользоваться материалами уроков 60—61 и провести итоговый урок по всему курсу. |
32 |
Резерв времени |
|
Подведем итоги: сохраняя общую канву содержания программы 6-го класса, учителю следует составлять тематическое планирование в условиях одного часа в неделю исходя из конкретных условий обучения: уровня подготовки учащихся, учебника, по которому осуществляется обучение. Предложить универсальное (не формальное) тематическое планирование в сложившихся условиях не представляется возможным. Надо начинать с программы.