Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2009
Географическое образование

Как изучать географию в 6 классе один час в неделю

О. В. Крылова,
доцент кафедры исторического, социально-политического образования и права АПКиППРО г. Москва

Убедительно прошу опубликовать тематическое планирование учебного материала согласно сокращению учебных часов в 6-м и 7-м классах.

Виктор Петрович Литвинов,

учитель географии Фитижской школы Льговского района

Курская область

 

Жизнь — вечный труд: даже глупость и то надо «сделать».

Ежи Лец. Непричесанные мысли

Переход на Федеральный базисный учебный план, в котором на изучение географии в 6-м классе отводится 35 часов, фактически состоялся. В расписании большинства школ страны строчка «География» в 6-м классе встречается лишь один раз в неделю. Предложение компенсировать потерю одного часа географии за счет краеведческого компонента не реализуется. Крайним, как часто бывает, оказался учитель. Именно ему предстоит искать оптимальный вариант организации обучения в условиях сокращенного в два раза учебного времени при неизмененной 68-часовой программе и учебниках, в которых и 60, и 55, и 45 параграфов. Совершенно очевидно, что изучить с учащимися программный материал географии 6-го класса за вновь отведенное время, но при сохранившихся формах обучения (урок и число учеников в классе) без потерь невозможно. Без сокращений не обойтись. Приходится расставлять приоритеты.

Для того чтобы отобрать необходимое содержание, учителю необходимо проанализировать, во-первых, какой учебный предмет изучали ученики в 5-м классе, какие знания и умения получили. В настоящее время в учебниках начальной и основной, 5-й класс (география и естествознание), школы география 6-го класса изложена почти полностью. Это объясняется, прежде всего, отсутствием необходимой координации программ начальной и основной школы. Программы начальной школы безумно перегружены. Одно только объяснение лунных фаз или причин возникновения бризов и муссонов может привести в трепет родительские сердца! Но что-то из географии ученики все-таки усваивают в начальной школе и в 5-м классе. Вопрос, что именно? Это необходимо понять учителю географии для того, чтобы не повторяться (времени и так не хватает). Но и рассчитывать на то, что ученики уже научены определять, например, географические координаты, про которые написано в учебниках для начальной школы (написано часто более сложным языком, чем в учебниках для основной школы), не приходится. Итак, необходимо определить, что в действительности знают и умеют именно ваши ученики, а не «должны знать и уметь» абстрактные выпускники-пятиклассники. Во-вторых, следует определить, без каких знаний и умений ученики не смогут успешно изучать географию не только в 6-м, но и в последующих классах. По-хорошему, это должны сделать методисты, но на практике часто приходится учителям. На наш взгляд, ученикам следует овладеть основными базовыми понятиями нового предмета. Узнать, что есть что: карта, линии градусной сети и их назначение, река, море, океан. Без знания, например, ключевых понятий «горы» и «равнины», видов гор и равнин по высоте, без умения различать эти формы рельефа на карте, определять их географическое положение относительно разных ориентиров, сравнивать их — изучать географию в следующих классах, мягко говоря, сложно. А вот без знаний о литосферных плитах, тонкостях строения земной коры и закономерностях размещения рельефа на этом этапе можно и обойтись. Время на изучение этих вопросов будет в 7-м классе, и возрастные возможности их понимания будут другими. Кроме того, отбирая знания, которые, по сути, должны создать основу успешного изучения предмета в последующие годы, следует помнить, что шестиклассникам не надо сдавать ЕГЭ. Тем, кто сейчас в 6-м классе, предстоит сдавать ЕГЭ (если предстоит) только через несколько лет, когда они вырастут. Следовательно, нынешних шестиклассников полезно учить и приучать к формам тестового контроля, но при этом не стоит натаскивать на задания нынешнего ЕГЭ — как бы из «курса 6-го класса».

Представляется, что в первый год изучения предмета (в данном случае постараемся избежать частных различий названий программ для 6-го класса) первоочередной практической задачей является обеспечение условий для формирования основ картографических умений учащихся. Чрезвычайно важно сохранить практические работы по картам, без проведения которых невозможно картографические умения сформировать.

В-третьих, необходимо проанализировать учебник, по которому осуществляется обучение, и если он рассчитан на 2-часовую программу, определить, без чего действительно не обойтись, а какие параграфы можно пропустить или предложить, например, для самостоятельного дополнительного чтения. При этом опять-таки не следует жестко контролировать этот процесс и выставлять плохие отметки, если ученик их так и не прочитал. На наш взгляд, эта работа — по желанию ученика, потому что нечестно полностью переложить на него (и его родителей) все то, на что в условиях нашей перманентной модернизации учебное время не предусматривается.

 

Примерное тематическое планирование при работе с учебником О.В. Крыловой «Физическая география. 6 класс».

М.: Просвещение

Урок

Тема урока

Примерное содержание урока и материалы учебника

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ И КОСМОС

1

Планета Земля

Актуализация знаний о Земле как планете Солнечной системы и следствиях движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. При этом основное содержание урока построить на материалах урока 3: «Земля и Солнце» и сделать акцент на работу с картой полушарий по актуализации знаний учащихся о материках и океанах и их взаиморасположении.

2

Население и страны мира

Познакомить учеников с политической картой мира и государствами, разными по величине территории и по местоположению, использовать материалы урока 5 «Страны мира». Эти знания потребуются ученикам при дальнейшей работе, при формировании обобщенного приема определения географического положения объекта.Урок 4: «Население мира» — самостоятельное домашнее чтение.

ТЕМА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

3

Виды изображений земной поверхности

Урок 6: «Виды изображения земной поверхности». Знакомство с планами и схемами местности.Урок 7: «Из истории географических карт» — самостоятельное домашнее чтение.

Географическая карта

4

Географическая карта. Масштаб географических карт

Уроки по этой теме желательно провести в полном объеме, так как речь идет о формировании основных знаний и умений, без которых невозможно дальнейшее успешное изучение предмета. Урок 8: «Масштаб географических карт».

5

Градусная сеть карты

Урок 9: «Градусная сеть карты».

6

Географическая широта

Урок 10: «Географическая широта».

7

Географическая долгота. Географические координаты

Урок 11: «Географическая долгота. Географические координаты».Урок 12: «Географическая долгота и определение времени» — самостоятельное ознакомление для желающих.

8

Абсолютная высота земной поверхности

Урок 13: «Абсолютная высота земной поверхности».

9

Обобщение знаний по теме «Географическая карта»

Урок 14: «Как составить определение понятия». Урок 15: «Обобщение понятий». Необходимость овладения учениками общими учебными умениями (которым никто из предметников толком не обучает) возрастает. Поэтому важно провести этот урок, основываясь на предложенных в учебнике материалах.

10

Контрольная работа

Географическая карта. Можно использовать задачи на с. 47—48.

ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ. ТЕМА 3. ЛИТОСФЕРА И ЗЕМНАЯ КОРА

11

Внутреннее строение Земли. Горные породы

Этим материалом приходится жертвовать, он, как правило, хорошо изложен в начальной школе и в курсе естествознания. Поэтому необходимо кратко актуализировать знания учеников о внутреннем строении Земли и типах горных пород без особой детализации. Материал изложен в уроках 17—21.

12

Литосфера и земная кора. Горные породы. Обобщение знаний

Используя материалы на с. 67 и уроков 23—24, провести урок обобщения знаний о горных породах и заложить основы еще одного необходимого общего учебного умения – составлять классификации.

Внутренние процессы в литосфере и земной коре

13

Движения земной коры. Землетрясения и вулканы

Материал о движениях земной коры, землетрясениях и вулканах есть в предыдущих курсах, им тоже приходится жертвовать. Из содержания уроков 26—28 следует выбрать в первую очередь материал, касающийся изучения этих явлений по картам.

14

Вулканы. Как составить определение понятий

Используя материалы предыдущих уроков и урока 29, целесообразно продолжить работу по формированию общих учебных умений на материале о вулканах и вулканических извержениях. Для этого, например, предложить ученикам заранее прочитать с. 77—81 учебника.

Рельеф суши и его развитие

15

Горы суши

Уроки по этой теме необходимо провести без сокращений для формирования основных понятий и картографических умений. Урок 30: «Горы суши».

16

Различие гор по высоте. Определение географического положения гор

Урок 31: «Различие гор по высоте. Определение географического положения гор». Практическая работа.

17

Равнины суши

Урок 32: «Равнины суши».

18

Определение географического положения равнин

Урок 33: «Определение географического положения равнин». Практическая работа.

19

Рельеф суши. Обобщение знаний

Урок обобщения можно построить наматериалах уроков 34—35 учебника. Часть времени можно оставить для организации контроля знаний или предложить домашнюю контрольную работу, например, на определение (описание) географического положения гор или равнин.

ТЕМА 4. АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

20

Строение атмосферы, нагревание земной поверхности и пояса освещенности

В начальной школе ученики знакомились с атмосферой, ее строением, со свойствами воздуха, поэтому основное время надо уделить формированию представления о поясах освещенности (приемы работы с картой) и особенностях нагревания земной поверхности, о суточном и годовом ходе температуры воздуха (на примере своей местности) и взаимосвязи с высотой Солнца. Уроки 38—39. Урок 37: «Строение атмосферы. Вещественный состав атмосферы» рекомендуется для самостоятельного чтения.

21

Атмосферное давление иветер

Материал очень сложный.Урок 40.

22

Водяной пар в воздухе

Урок 41.

23

Облака. Воздушные массы

Необходимо «увязать» знания об облаках с представлениями о воздушных массах. Занятие строится на материалах уроков 42—43.

24

Погода

Понятие погода — одно из ключевых в географии 6-го класса. Занятие можно построить на содержании урока 44 «Погода».

25

Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

Урок обобщения знаний строится на материалах урока 45 «Погода и ее типы» и задач на с. 132. Можно предложить домашнюю контрольную работу.

ТЕМА 5. ГИДРОСФЕРА И ЕЕ СОСТАВ

Мировой океан

26

Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана

Значительное сокращение этой темы производится потому, что Мировой океан будет изучаться в 7-м классе. Содержание урока можно построить на материале уроков 47—49.

27

Моря как части Мирового океана. Виды морей

Если океаны как части гидросферы будут изучаться в 7-м классе, то моря как отдельные объекты — нет. Поэтому необходимо провести урок о морях и их видах, его тоже предстоит «собирать» из уроков 47—50. Задание по описанию моря по карте можно предложить ученикам на дом.

Воды суши

28

Подземные воды

Этот материал, как правило, рассматривается в предыдущих курсах. Надо обратить внимание на формирование понятийного знания и умение определять по карте объекты вод суши (реки и крупные озера). Урок 52: «Подземные воды».

29

Реки.

Содержание занятия предстоит сконструировать на основе уроков 53—55, исходяиз условий обучения.

30

Озера и ледники

Использовать материалы уроков 56—57.

31

Обобщение знаний. Подведение итогов

За основу взять урок 58: «Значение гидросферы» (обобщение знаний). Можно воспользоваться материалами уроков 60—61 и провести итоговый урок по всему курсу.

32

Резерв времени

 

Подведем итоги: сохраняя общую канву содержания программы 6-го класса, учителю следует составлять тематическое планирование в условиях одного часа в неделю исходя из конкретных условий обучения: уровня подготовки учащихся, учебника, по которому осуществляется обучение. Предложить универсальное (не формальное) тематическое планирование в сложившихся условиях не представляется возможным. Надо начинать с программы.