Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2009
Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы

Миграционные процессы в России

Север Алтайского края. Город Камень-на-Оби

Из Камня-на-Оби уезжают на заработки в Ханты-Мансийский а.о. — Югра (Сургут, Нефтеюганск, Новый Уренгой, Нижневартовск) и Ямало-Ненецкий а.о. (Надым, Ноябрьск). Чаще всего пользуются поездом Омск—Нижневартовск. Мигранты мужчины работают водителями большегрузных автомобилей, строителями, электриками, сварщиками; женщины — кухонными рабочими, прачками, комендантами. В основном работа вахтовая: на сезон 6—8 месяцев или круглогодично месяц через месяц. Заработки опрошенных мигрантов — ок. 30—40 тыс. руб. за месяц вахты.

Большинство мигрантов не удовлетворены сложившейся «кочевой» жизнью и предпочитают, чтобы такая же, как «на стороне», работа была бы дома. Опрос проводился в информационно-трудовом агентстве города.

В Камень-на-Оби приезжают на заработки из Казахстана (Кокшетау/Кокчетав, Усть-Каменогорск) и Китая (Урумчи). Приезжают обычно на рейсовых автобусах или на личном транспорте. Занимаются торговлей: продают свою привезенную продукцию на рынках.

Татьяна Рязанова, гимназия № 5 им. Е.Е. Парфёнова.

Тренер — учитель географии Галина Леонидовна Володько

Город Владимир

Из Владимира уезжают на заработки в Москву (работа в охране и на стройках; уезжают обычно на неделю с возвращением на выходные /автобус, электричка/), а также в Тюменскую обл. (на нефтепромыслы, вахта). Заработков хватает на текущее потребление.

Во Владимир и область приезжают из Азербайджана (торговля, свой бизнес в общественном питании и автосервисе), Узбекистана (в Вязниках работают на ткацкой фабрике), Вьетнама (в швейных производствах).

Я.С. Жирякова, Н.А. Савельева (команда «Сунгирята»), школа № 28.

Тренер — В.И. Пахомова

Город Краснодар

В Краснодаре работает много приезжих из Азербайджана, гл. обр. армян. Они вынуждены были уехать из Баку и Сумгаита из-за трагических событий 1988 г. (столкновения на национальной почве), Есть русские и армяне, которые были вынуждены выехать в начале 90-х годов из Таджикистана.

Не всем, кому удалось найти работу в Краснодаре, по карману жилье в краевом центре. Ездят, например, из Тимашевска (где работы нет) каждый день электричками.

Многие живущие в Краснодаре, напротив, уезжают на заработки на побережье: летние сезонные подработки в Сочи и вахтовые поездки на строительство олимпийских объектов (на этих объектах — Красная Поляна, Молдовановка — работают строители не только из Краснодарского края, но и из Дагестана, Адыгеи и Чечни; живут в вагончиках).

Елена Виневская, школа № 71.

Тренер — Лариса Ашотовна Меликсатян

Мигранты с юга на рынке Камня-на-Оби

Доставка стройматериалов на сочинские олимпийские объекты. За рулем — трудовые мигранты

 

Калининград

Миграция из Калининграда в настоящее время практически отсутствует.

Однако очень многие приезжают в Калининград из Средней Азии и Казахстана.

Опрошенные мигранты из Казахстана по национальности русские (работают в строительстве и торговле), из Таджикистана — таджики (строительство), из Узбекистана — узбеки (торговля, система ЖКХ). Есть иммигранты и из Киргизии. Добираются обычно на поезде с пересадкой в Москве или Санкт-Петербурге. Зачастую мигранты вынуждены продавать все имущество у себя на родине, чтобы только заплатить за билет. В Калининграде они живут в худших условиях: на съемных квартирах или в дачных поселках, иногда по 10—12 человек в комнате. Мигранты, получившие вид на жительство, остаются в Калининграде. А кто не получил — уезжают на родину. В связи с кризисом поток и пути миграций не изменились, но доходы упали.

Наблюдается и внутриобластная маятниковая трудовая миграция: жители других населенных пунктов Калининградской обл. едут в областной центр утром на работу (мужчины — строительство и отделочные работы, женщины — торговля, охрана; граждане обоих полов, не имеющие специального образования, работают дворниками и уборщиками) и возвращаются домой вечером. В основном на собственных автомобилях.

Заработков хватает лишь на текущее потребление.

Дмитрий Журавский, лицей № 49.

Тренер — Марина Борисовна Журавская

 

Юго-восток Республики Марий Эл. Приграничная полоса с Татарией. Моркинский район. Деревня Алмаметьево

Уезжают на заработки (разнорабочими) в Казань, обычно на месяц. Едут общественным транспортом (миниавтобусы). Заработки позволяют в итоге построить небольшой деревянный дом.

Думаю, что трудовые миграции ослабляют экономику родной республики, снижая ее трудовой потенциал.

Айдар Хатиуллин, Моркинская средняя школа, пос. Морки.

Тренер — Ким Александрович Иванов

 

Юго-восток Пермского края. Приграничная полоса со Свердловской обл. Кишертский район. Село Посад

Уезжают работать в райцентр пос. Усть-Кишерть (до него всего 7 км), а также в краевой центр Пермь (электричка /чаще/, но можно и на автобусе без пересадок; работают на рыбзаводе — чистят рыбу). Ездят также в г. Кунгур.

В Посад (село Посад — самое большое в районе) переезжают из окрестных деревень, чтобы работать или в самом селе (сторожами и др.), или в Усть-Кишерти (медсестрами и др.).

В Посаде работы почти нет, но практически никто не уезжает из Посада навсегда, т.к. население составляют либо люди, которые уже завели здесь семью и имеют хоть какой-то доход, либо пенсионеры, либо алкоголики.

Большинство тех, кто еженедельно уезжает в Пермь или Кунгур, — не трудовые мигранты, а студенты. Они мечтают в перспективе заработать достаточно денег, чтобы снимать квартиру в городе.

Ксения Левакина, Посадская средняя школа.

Тренер — Людмила Александровна Штейникова

 

Восток Липецкой обл. Добровский район. Село Плеханово

Из с. Плеханова (расположено в 30 км к В от Липецка, близ границы с Тамбовской обл.; работы в селе почти нет) опрошенные мной двое жителей (он юрист, она бухгалтер) ежедневно ездят на работу в Липецк. Ездят на собственной машине или на маршрутке, на дорогу уходит ок. 45 мин. Иногда глава семьи подрабатывает на своей машине таксистом. Плюс теплица, в которой выращивают грибы.

Доходов хватило, чтобы купить участок, построить дом, баню, купить машину.

Опрос проводила также в городах Грязи и Чаплыгин. И там в основном внутриобластная маятниковая миграция.

Надежда Назарова, Добровская школа № 2.

Тренер — А.Н. Шаталов

 

Самара

В Самарскую обл. приезжают мигранты из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Армении, а также из Киргизии, с Украины, из Турции, Вьетнама, Китая, Сербии. Среди опрошенных преобладают узбеки (из Ташкента и Душанбе), азербайджанцы (из Баку) и армяне (из Еревана). Лишь треть из них получили российское гражданство. Узбеки работают продавцами на овощном рынке, но есть и узбеки — выходцы из Душанбе, работающие учителями, адвокатами. Азербайджанцы — строители, продавцы стройматериалов, водители маршруток. Опрошенным армянам удалось устроить свою фирму, купить квартиру, дети учатся в вузах.

Из Душанбе и Ташкента приезжают прямыми поездами (следующими на Москву), из Еревана летят самолетами до Москвы, а потом опять движутся на юг, уже поездом. Из Азербайджана многие добираются с несколькими пересадками: в Казахстан морем, а далее автотранспортом в Самарскую обл.

Большинство опрошенных более или менее постоянно осели в Самаре и лишь иногда ездят повидаться с родными. Однако некоторые всё же работают сезонно — с апреля по сентябрь.

Заработков большинству опрошенных, кроме армянской семьи, хватает только на текущее потребление. Один азербайджанец из Баку сообщил, что копит деньги на свадьбу, другой — что переводит в Баку деньги на содержание семьи из трех человек и на «оплату службы сына в армии» (это интересно!).

Молодые мигранты своей «кочевой» жизнью не тяготятся, а те, кому за сорок, стремятся постоянно осесть (и оседают) в Самаре или мечтают о нормальной работе и приличных заработках дома.

«Кризис» не повлиял на миграционное поведение, но заработки сократились. Снижение покупательной способности населения в Самаре наглядно проявляется на контейнерных площадках для вывоза мусора: намного меньше стало старых рам, дверей, выброшенной мебели, демонтированной сантехники и т.п.

Никита Богданов, школа № 32.

Тренер — Людмила Николаевна Марухина

 

Северо-запад Алтайского края, Бурлинский район. Село Новопесчаное

Направления миграции респондентов (украинцы, русский) из Новопесчаного — на стройки в Кемерово (маршрут: 17 км до Бурлы на наемной машине, Бурла—Новосибирск на поезде, Новосибирск—Кемерово автобусом), в Новосибирск (для группы рабочих идет служебный автобус; три недели работы, на неделю возвращение домой), в Сургут (едут на собственных машинах; один месяц отпуска в год), в близлежащий Славгород (40 км к Ю; для бригады идет рабочая машина). Заработков хватает на жизнь, помощь родителям, обучение детей, приобретение автомобиля. Точки зрения. 1: «Если бы наладилось производство дома, пусть даже с небольшой потерей в зарплате, поездок бы не было. Очень сложно расставаться с семьей. Есть небольшое хозяйство, с которым домашним одним трудно справляться». 2: «Перебраться в Новосибирск и там налаживать жизнь». 3: «Была бы зарплата, а всё остальное неважно».

В Новопесчаное из Киргизии (Бишкек) поездами Бишкек—Барнаул и Барнаул—Карасук. Дунган, индивидуальный предприниматель: держит бахчу и (с братом) лавку в Омске, собирается перебираться в Омск. Заработков хватает на жизнь, покупку удобрений, детям на свадьбы. Купил автомобиль, собственный дом. Ему всё нравится. В России — легче и спокойнее.

Сергей Мысак, Новопесчанская школа.

Тренер — Е.Э. Кошель

TopList

 

TopList